Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
В Национальной галерее Данииоткрылась большая выставка, которая демонстрирует влияние искусства Страны Восходящего Солнца на Винсента Ван Гога, Эдварда Мунка, Андреса Цорна, Клода Моне и их коллег — их работы представлены на выставке наряду с рисунками и гравюрами таких японских мастеров,как Кацусика Хокусай и Утагава Хиросигэ. Покрытая снегом гора Фудзи,вишнёвые деревья в цвету и «Большая волна в Канагаве» — в конце XIX века Европу захлестнул«девятый вал» япономании.
Что происходит,когда встречаются Запад и Восток? Проведите параллели между картинами европейских и японских мастеров середины — конца позапрошлого столетия!
Картина«У французского окна. Жена художника» — одно из самых известных и самых любимых полотен в коллекции Национальной галереи в Копенгагене. Датчанин Лауриц Андерсен Ринг написал это признание в любви к Сигрид Кэлер в 1897 году.
Эта работа служит примером того,как японцы повлияли на скандинавское искусство: сад,хотя и датский,полон декоративных цветущих деревьев с узловатыми ветвями,как на японских гравюрах. А сама женщина полна умиротворения,подобного мистическому дзену.
Слева: Лауриц Андерсен Ринг,«У французского окна. Жена художника»(1897). Государственный музей искусств,Копенгаген
Ниже: приход весны 1888 года в Арль застал Ван Гога«за яростной работой». Он писал своему брату Тео: «…деревья стоят в цвету,и я хотел бы написать провансальский сад в роскошном убранстве». С конца марта по конец апреля художник создал 14 пейзажей разных размеров,форматов и стилей. В композиции«Фруктовый сад в цвету» из Метрополитен-музея доминируют угловатые удлинённые ветви,что свидетельствует о восхищении Ван Гога японскими гравюрами. Он поместил на полотно косу и грабли,тем самым намекнув на присутствие человека.
Выставка«Япономания на Севере в 1875 — 1918 годах» поворачивает время вспять,чтобы продемонстрировать,как западное искусство прониклось духом японской эстетики. Это асимметричные композиции,декоративные предметы,медитативные образы и скрупулёзное изображение животных,птиц,рыб,насекомых,ветвей и цветов.
Это первая в истории Дании выставка,показывающая влияние японского искусства на европейское,и в частности — на скандинавское.
Утагава Хиросигэ, «Цветущий сливовый сад в Камейдо» (1857). Мемориальный театральный музей Цубоути, Токио
Многие европейские живописцы,которых захватило«японское безумие», представляли на полотнах себя и членов своей семьи в шёлковых кимоно,с веерами,зонтиками и бумажными фонариками.
Они также увековечивали свою«японскость» на фотографиях в интерьере студий или своих домов,оформленных опять же в «японском» стиле.
Слева: Андрес Цорн,«Сёстры Саломон»(1888). Музей Андреса Цорна,Мур
Япония была сильно изолирована и недоступна для западного мира с 1630-х и приблизительно до 1853 года. Тогда страна открыла свои границы для международной торговли,и в Европу хлынули потоки японских товаров и предметов искусства. «Новинки» были широко представлены на всемирных выставках,а,а термин«японизм» — придуман для описания волны в искусстве и декоре,вдохновлённой японской эстетикой.
Эдвард Мунк, «Гарпия» (1899). Музей Эдварда Мунка, Осло
Северные страны«заболели» японизмом несколько позже,чем,например,Франция или Англия — и первой в Скандинавии«пала» Дания. Основным источником вдохновения стали,в частности,японские ксилографии,предложившие художникам иной взгляд на окружающую природу.
Ниже: картина«Три фигуры: серый и розовый» — один из шести эскизов маслом,которые Уистлер начал писать в 1868 году для фриза,заказанного судовладельцем Фредериком Ричардсом Лейландом. На всех полотнах были изображены женщины с цветами. Работы были сделаны под сильным влиянием японского искусства. Серия предназначалась для дома Лейланда,но так и не была воплощена. Уистлер сделал ещё одну версию«Трёх фигур», но остался неудовлетворён ею и описал как работу,которая«совершенно ничего не стоит». Несмотря на недовольство художника,картину отличает ряд блестящих штрихов и поразительная оригинальная композиция.
Художник и искусствовед Карл Мэдсен(1855 — 1938) стал ключевой фигурой,представляющей японское искусство в странах Северной Европы. В 1885 году он опубликовал книгу«Японская живопись»(Japansk Malerkunst). Это был первый труд на эту тему на каком-либо из скандинавских языков,и его автор стал очень влиятельной персоной среди художников и коллекционеров.