войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

В Копенгагене показывают влияние японцев на Моне, Ван Гога, Мунка и Цорна

В Национальной галерее Дании открылась большая выставка, которая демонстрирует влияние искусства Страны Восходящего Солнца на Винсента Ван Гога, Эдварда Мунка, Андреса Цорна, Клода Моне и их коллег — их работы представлены на выставке наряду с рисунками и гравюрами таких японских мастеров, как Кацусика Хокусай и Утагава Хиросигэ. Покрытая снегом гора Фудзи, вишнёвые деревья в цвету и «Большая волна в Канагаве» — в конце XIX века Европу захлестнул «девятый вал» япономании.
В Копенгагене показывают влияние японцев на Моне, Ван Гога, Мунка и Цорна
Что происходит, когда встречаются Запад и Восток? Проведите параллели между картинами европейских и японских мастеров середины — конца позапрошлого столетия!
Картина «У французского окна. Жена художника» — одно из самых известных и самых любимых полотен в ко


Картина «У французского окна. Жена художника» — одно из самых известных и самых любимых полотен в коллекции Национальной галереи в Копенгагене. Датчанин Лауриц Андерсен Ринг написал это признание в любви к Сигрид Кэлер в 1897 году.

Эта работа служит примером того, как японцы повлияли на скандинавское искусство: сад, хотя и датский, полон декоративных цветущих деревьев с узловатыми ветвями, как на японских гравюрах. А сама женщина полна умиротворения, подобного мистическому дзену.


Слева: Лауриц Андерсен Ринг, «У французского окна. Жена художника» (1897). Государственный музей искусств, Копенгаген

Ниже: приход весны 1888 года в Арль застал Ван Гога «за яростной работой». Он писал своему брату Тео: «…деревья стоят в цвету, и я хотел бы написать провансальский сад в роскошном убранстве». С конца марта по конец апреля художник создал 14 пейзажей разных размеров, форматов и стилей. В композиции «Фруктовый сад в цвету» из Метрополитен-музея доминируют угловатые удлинённые ветви, что свидетельствует о восхищении Ван Гога японскими гравюрами. Он поместил на полотно косу и грабли, тем самым намекнув на присутствие человека.
Выставка «Япономания на Севере в 1875 — 1918 годах» поворачивает время вспять, чтобы продемонстрировать, как западное искусство прониклось духом японской эстетики. Это асимметричные композиции, декоративные предметы, медитативные образы и скрупулёзное изображение животных, птиц, рыб, насекомых, ветвей и цветов.
Это первая в истории Дании выставка, показывающая влияние японского искусства на европейское, и в частности — на скандинавское.
  • Утагава Хиросигэ, «Цветущий сливовый сад в Камейдо» (1857). Мемориальный театральный музей Цубоути, Токио
  • Пекка Халонен, «Заснеженные саженцы сосен» (1899). Финская национальная галерея, Хельсинки
Особенно сильное влияние Японии испытали такие художники, как Клод Моне, Эдвард Мунк, Винсент Ван Гог, Лауриц Андерсен Ринг, Вильгельм Хаммерсхёй, Анна Анкер и Альберт Эдельфельт. Их работы представлены на выставке наряду с рисунками и гравюрами таких японских мастеров, как Кацусика Хокусай и Утагава Хиросигэ.
Многие европейские живописцы, которых захватило «японское безумие», представляли на полотнах себя и 





Многие европейские живописцы, которых захватило «японское безумие», представляли на полотнах себя и членов своей семьи в шёлковых кимоно, с веерами, зонтиками и бумажными фонариками.

Они также увековечивали свою «японскость» на фотографиях в интерьере студий или своих домов, оформленных опять же в «японском» стиле.







Слева: Андрес Цорн, «Сёстры Саломон» (1888). Музей Андреса Цорна, Мур

Япония была сильно изолирована и недоступна для западного мира с 1630-х и приблизительно до 1853 года. Тогда страна открыла свои границы для международной торговли, и в Европу хлынули потоки японских товаров и предметов искусства. «Новинки» были широко представлены на всемирных выставках, а, а термин «японизм» — придуман для описания волны в искусстве и декоре, вдохновлённой японской эстетикой.
  • Эдвард Мунк, «Гарпия» (1899). Музей Эдварда Мунка, Осло
  • Эдвард Мунк, «Крик. Литография» (1895). Национальная художественная галерея, Осло
Северные страны «заболели» японизмом несколько позже, чем, например, Франция или Англия — и первой в Скандинавии «пала» Дания. Основным источником вдохновения стали, в частности, японские ксилографии, предложившие художникам иной взгляд на окружающую природу.
Ниже: картина «Три фигуры: серый и розовый» — один из шести эскизов маслом, которые Уистлер начал писать в 1868 году для фриза, заказанного судовладельцем Фредериком Ричардсом Лейландом. На всех полотнах были изображены женщины с цветами. Работы были сделаны под сильным влиянием японского искусства. Серия предназначалась для дома Лейланда, но так и не была воплощена. Уистлер сделал ещё одну версию «Трёх фигур», но остался неудовлетворён ею и описал как работу, которая «совершенно ничего не стоит». Несмотря на недовольство художника, картину отличает ряд блестящих штрихов и поразительная оригинальная композиция.
Художник и искусствовед Карл Мэдсен (1855 — 1938) стал ключевой фигурой, представляющей японское искусство в странах Северной Европы. В 1885 году он опубликовал книгу «Японская живопись» (Japansk Malerkunst). Это был первый труд на эту тему на каком-либо из скандинавских языков, и его автор стал очень влиятельной персоной среди художников и коллекционеров.
Выставка «Япономания на Севере в 1875 — 1918 годах» в Национальной галерее Дании продлится до 23 апреля.
По материалам официального сайта Национальной галереи Дании и artdaily.com. Главная иллюстрация: Альберт Эдельфельт, «Вирджини» (1883)