Sign up

Татьяна Яблонская, Федор Кричевский, Александр Богомазов, японская гравюра - главные выставки 2017 года в Национальном художественном музее Украины

I like14 
Национальный художественный музей Украины в этом году представляет весьма насыщенную программу. В центре внимания — три крупнейшие ретроспективы, посвященные творчеству украинских классиков ХХ века. В честь 100-летия со дня рождения Татьяны Яблонской музей готовит масштабную выставку и представит ряд новых работ. Юбилейная выставка Федора Кричевского познакомит с творческим стилем мастера. На выставке Александра Богомазова покажут уникальную работу всемирно известного авангардиста, которая не появлялась на публике с 1930-х годов. Сезон открывает выставка японской гравюры XIX века «Мир Кабуки», приуроченная к празднованию Года Японии в Украине. Подробности о выставках и музейных проектах этого года нам рассказала директор музея Юлия Литвинец.
Юбилейные выставки года: празднуем 100-летие со дня рождения Татьяны Яблонской — художница родилась 24 февраля 1917 года, — и отмечаем 70 лет со дня смерти Федора Кричевского. Мастер ушел из жизни 30 июля 1947 года
Татьяна Ниловна Яблонская. Автопортрет
Фёдор Григорьевич Кричевский. Автопортрет в белом кожухе
  • Т. Яблонская "Автопортрет", 1945 год
  • Ф. Кричевский "Автопортрет в белом кожухе", 1932 год
Одна из главных новостей музея — оцифрованные работы из собрания Национального художественного музея Украины вскоре появятся на сайте музея в открытом доступе
«В этом году у нас будет очень много событий, — рассказывает директор музея Юлия Литвинец. — Готовится к изданию новый альбом музейного собрания. Идет работа по обновлению сайта музея, — он станет более удобным для пользователей и сохранит ссылку на нынешний сайт с богатейшей информацией, собранной за 15 лет. В ближайшее время заканчивается оцифровка экспонатов коллекции музея. Изображения будут выложены в открытом доступе на нашем сайте, как практикуют зарубежные музеи. Кроме того, в этом году возрождается традиция, прерванная в начале ХХ века, — выпуск музейного альманаха. Первый его номер посвящен творчеству Александра Мурашко».
В 2017 году исполняется 100 лет Национальной Академии изобразительного искусства и архитектуры
Выставки Национального художественного музея также приурочены к этому юбилею. Профессорами Академии были А. Богомазов, Т. Яблонская, А. Мурашко, М. Жук и Ф. Кричевский — первый ректор Академии.

Ретроспективная выставка в честь 100-летия со дня рождения Татьяны Яблонской, 24 февраля – середина апреля

— В честь знаменательной даты готовится грандиозная выставка. Мы хотим представить Татьяну Яблонскую как художницу, невероятно чувствительную к веяниям времени, обладающую редким даром сочетать в творчестве разные стили и направления.
Т. Яблонская «Лебеди», 1966 год. Фото: Национальный художественный музей Украины
— Стилистическая непредсказуемость картин Яблонской - виртуозная демонстрация ее права на творческую свободу
Татьяна Ниловна Яблонская. Юность

— У художницы есть множество интересных периодов: импрессионистские опыты, жизнеутверждающие работы в духе соцреализма, затем зрелые работы 1960−70х годов, как «Юность», «Жизнь продолжается», серия замечательных нежных пастелей последних лет. До конца жизни Татьяна Ниловна сохранила интерес к экспериментам.

«Художница говорила, что „Юность“ каждый понимает по-своему и что эта картина навсегда останется загадкой для нее самой…» — читайте продолжение описания картины.

Т. Яблонская «Юность», 1969 год

— Ретроспектива представит бесспорные шедевры Яблонской, произведения из собрания нашего музея и семьи художницы. Также будет представлен ряд произведений, которые долгое время хранились в наших фондах и не выставлялись. Среди них есть интересный автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
и очень необычные натюрморты
Татьяна Ниловна Яблонская. Автопортрет в украинском костюме

«На последней прижизненной выставке Яблонской она попросила не указывать никаких регалий и званий: просто „Татьяна Яблонская“. И ни слова о том, что она была обладателем трех Государственных премий и золотой медали Академии художеств, Героем Украины, ни слова о том, что 1997 год был объявлен ЮНЕСКО годом Яблонской, а в 2000 в Кембридже ее объявили Женщиной года. Потому что один пастельный рисунок последних лет стоит всего этого монументального списка…» — читайте биографию художницы.

Т. Яблонская «Автопортрет», 1946 год, Национальный художественный музей Украины

Ретроспективная выставка Федора Кричевского, июнь – середина сентября

— 30 июля 2017 года исполняется 70 лет со дня смерти Федора Кричевского. Наш музей, в котором хранится самое крупное собрание работ художника, готовит экспозицию, показывающую насколько разнообразно творчество этого мастера.
Фёдор Григорьевич Кричевский. Беатриче

— Неповторимый стиль Кричевского сложился в результате соединения европейского искусства и особенностей национальной живописной школы.

В его ранних произведениях чувствуется влияние модерна, в 1920-х годах он открыт новаторским поискам, а монументальная работа «Победители Врангеля» относится к периоду соцреализма.

Ф. Кричевский «Беатриче», 1911 год

— На выставке будут представлены живописные произведения из нашей коллекции и графика из частного собрания
Ф. Кричевский «Невеста», 1910. Фото: Национальный художественный музей Украины
Фёдор Григорьевич Кричевский. Триптих "Жизнь" (Семья)

— Музей всегда собирал эталонные произведения мастеров и, так случилось, что в частных собраниях хранятся эскизы к нашим произведениям.

Выставка призвана показать Кричевского-мастера: как он работал над своими произведениями, как из небольших набросков и эскизов рождались его прославленные произведения: «Невеста» — дипломная работа Кричевского-студента Петербургской Академии искусств, триптих «Жизнь», который был представлен на Венецианской биеннале в 1928 году и стал фаворитом выставки.


Ф. Кричевский «Семья», центральная часть триптиха «Жизнь», 1927 год

Триптих «Жизнь» Ф. Кричевского: левая панель «Любовь», центральная часть — «Семья», правая — «Возвращение», 1927 год

Выставка работ Александра Богомазова, 29 сентября – ноябрь

— Готовится интересная выставка Александра Богомазова — всемирно известного художника и теоретика, основателя украинского кубофутуризма. Изюминка экспозиции — картина «Пильщики», с которой связана печальная история со счастливым концом.
А. Богомазов «Правка пил», 1927 год. Фото: Национальный художественный музей Украины
— В 1930-х годах работа отправилась на выставку в Японию. Неизвестно, что с ней произошло на обратном пути, но «домой» она вернулась очень поврежденной. Работа была законсервирована и хранилась в Спецфонде музея более 80-ти лет. В 1980-х годах предпринимались попытки ее реставрации, но безуспешно. Внимательно изучая периодику 1930-х годов, мы нашли в журнале «Новая Генерация» черно-белую фотографию этой работы до ее повреждения. И, фактически, благодаря фотографии, реставраторы восстанавливают композицию в наиболее поврежденных местах картины. Работа «Пильщики» — центральная часть триптиха, еще одна — картина «Правка пил», — представлена в постоянной экспозиции музея, от третьей части сохранился эскиз. Зрители увидят своеобразную реконструкцию триптиха «Пильщики».
В выставке также примут участие работы Богомазова
из зарубежных частных собраний
и графические работы из коллекции «Градобанка»
Александр Константинович Богомазов. Городской пейзаж. Гончары

— В начале ХХ века работы Александра Богомазова с огромным успехом экспонировались на выставках в Америке, Великобритании, Италии, Швейцарии и Японии. Сейчас также многие зарубежные музеи заинтересованы провести выставку украинского авангардиста.

К нам уже поступило несколько запросов от американских, голландских музеев и украинской диаспоры в Испании. Мы рассматриваем варианты и готовы ехать, остается решить два вопроса — безопасность работ и финансирование проекта.

А. Богомазов «Городской пейзаж. Гончары», 1928 год

В этом году Национальный музей планирут осуществить два международных проекта — провести выставки в Америке и Италии.
Александр Иванович Сиротенко. Отдых

— В Музее украинского искусства в Нью-Йорке ждут нашу выставку «Спецфонд 1937−1939 из коллекции НХМУ», которая с успехом проходила в 2015 году.


А. Сиротенко «Отдых», 1920-е годы

— В рамках продолжения сотрудничества с Музеем искусств в Виченце, с которым у нас сложились хорошие отношения, мы готовим выставку «Украинское искусство XIX — начала ХХ века». Основная работа по подготовке проекта завершена, сейчас мы в поиске средств на его осуществление.
Николай Корнильевич Пимоненко. Святочное гадание
Николай Корнильевич Пимоненко. Идиллия
  • Н. Пимоненко "Святочное гадание", 1888 год
  • Н. Пимоненко "Идиллия", 1908 год

«Интервенция» в музей

 — 2017 год продолжит практику интервенций в музейною экспозицию на новом уровне. Мы даем возможность художникам и кураторам представлять работы современных авторов в постоянной экспозиции Национального художественного музея. Это будет интересный опыт, он поможет находить параллели между современным и классическим искусством.

Куратором первого подобного проекта будет Никита Кадан, а выставка посвящена творчеству Федора Тетянича. Семья художника в этом году подарила нашему музею одну его работу.

Выставка «Мир Кабуки», 20 января – 19 февраля 2017

— 2017 год объявлен годом Японии в Украине. Национальный музей совместно с посольством Японии открывает выставку «Мир Кабуки», посвященную исключительному явлению в мировом искусстве — японской гравюре укиё-е. Около 100 работ знакомят с самой влиятельной школой японской графики XIX века — школой Утагава. В центре экспозиции редкие гравюры Утагава Куниёси, Утагава Куниясу, Утагава Йосиику, Утагава Кунисада. Эта замечательная коллекция гравюр музею была подарена Посольством Японии в Украине в 1997 году.
— Художники школы Утагава работали в жанре якуся-э, они изображали актеров театра кабуки в их театральном амплуа.
Тойохара Кунитика (1835 — 1900). «Накамура Сікан в ролі Кудо Сукетсуне», 1865 год. Фото: Национальный художественный музей Украины

— Для этого проекта подготовлена насыщенная образовательная программа: лекции о японской культуре, уроки японского языка, кинопоказы японских спектаклей, а также разнообразные мастер-классы для детей и взрослых по театральному макияжу, росписи масок, оригами и многое другое. (О всех запланированных мероприятиях читайте по ссылке).

Экспозицию дополнит коллекция кимоно и аксессуаров предоставленная Ангелой Бетельгейзе.

Гравюра мастера школы Утагава, XIX век, фото: Национальный художественный музей Украины

«Театр Кабуки — это, прежде всего, театр актеров, в котором пьесы служат, главным образом, как способ демонстрации актерских талантов. Театральная культура кабуки способствовала созданию культа актеров-звезд, имена которых были известны в Японии даже тем, кто никогда не интересовался кабуки и ни разу не видел спектаклей. У звезды театра кабуки были свои фаны, они горячо поддерживали своего любимца, иногда даже выкрикивая имя любимого актера во время его выступления на сцене. Актеры, которыми могли быть только мужчины, имели огромное влияние на моду и стиль поведения в обществе. Неудивительно, что актерам театра кабуки или якуся был посвящен отдельный жанр гравюры укиё-э» (из пресс-релиза выставки).
Местер школы Утагава, гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
XIX века, фото: страница соцсетей фейсбук Национального художественного музея Украины
Щедрый на юбилеи 2017 год в Национальном художественном музее Украины обещает быть ярким и запоминающимся. Выставка «Мир Кабуки» открылась 20 января и продлится до 19 февраля.
I like14 
 Comments  3
Andrey Efimov
, January 22, 2017 01:43 PM 1
Original   Auto-Translated
Какие богатейшие собрания этого музея! Я в восхищении!
Ernst Sapritskiy
Ernst Sapritskiy
, January 22, 2017 02:03 PM 0
Original   Auto-Translated
Эрнст Саприцкий
Ernst Sapritskiy
Ernst Sapritskiy
, January 22, 2017 02:04 PM 0
Original   Auto-Translated
Эрнст Саприцкий Александр Александрович Мурашко (1875-1919) – украинский художник. Портрет девушки в красной шляпе, 1903 Национальный художественный музей Украины Замечательна картинка Сей украинки-семитки *, Хоть, как видим мы, она Грустно смотрит с полотна. Будет жизнь ее трудна – Революция, война… Выживет ли в них она? *) Их немало в той стране, Что по отцу родная мне.
To post comments log in or sign up.