4 апреля 2017 года в Государственной Третьяковской галерее откроется большая ретроспектива работ выдающейся художницы Зинаиды Серебряковой. По мнению кураторов, это будет наиболее полный показ работ Серебряковой за последние 30 лет — они будут собраны из музеев и частных собраний разных стран. Узнаем подробности!
Основной акцент в экспозиции будет сделан на самом плодотворном русском периоде творчества художницы. Значительное место планируют уделить портретным работам Серебряковой — ее любимому жанру, — а также пейзажам. Еще на выставке будут представлены эскизы росписей Казанского вокзала в Москве и серия картин, раскрывающих закулисный мир Мариинского театра.
За туалетом. Автопортрет
1909, 75×65 см
«Две судьбы суждено было прожить Зинаиде Серебряковой. В первой она — потомок художественного семейства, счастливая, любимая и любящая жена, мать обожаемых детей и талантливая художница, вошедшая в русскую живопись со своим автопортретом перед зеркалом, в котором, кажется, сконцентрировались счастье, любовь, довольство, свежесть и радость жизни. Вторая судьба — вдова, разлученная с детьми, выбивающаяся из сил, чтобы заработать на кусок хлеба, не нашедшая места на чужбине и утратившая родину, раздираемая тревогой и снедаемая безысходной тоской…» — биография художницы в Артхиве
Катя в голубом у елки
1922, 63.6×47.5 см
Безусловно, без работ парижского периода ретроспективная выставка была бы невозможна. Часть произведений для выставки поступит из французских коллекций и будет демонстрироваться в России впервые.
Балетная уборная. Снежинки (Балет «Щелкунчик»)
1923, 105×85 см
Смотрите большую галерею работ Зинаиды Серебряковой из коллекции изображений Артхива
Альпы. Деревня в Савойе
1933, 48×62 см
Еще один сюрприз предстоящей ретроспективной экспозиции Зинаиды Серебряковой — декоративные панно, созданные художницей для виллы бельгийского барона Жана де Броуэра. Москвичи впервые смогут увидеть эти работы, долгое время считавшиеся погибшими во время Второй мировой войны. А петербуржцы могли видеть эти произведения в 2007 году, когда Русский музей впервые в России показал «бельгийские» панно Серебряковой на выставке «Обнаженные».
У панно из дома барона де Броуэра удивительная и нелегкая судьба. Зинаида Серебрякова создала эту серию аллегорических картин в 1936−37 годах; всего женских фигур было восемь: четыре отдельных вертикальных «нишевых» картины, а еще четыре фигуры, изображавшие времена года, были выполнены на двух горизонтальных панно.
Фигуры на горизонтальных панно изображены рядом с фрагментами карт тех мест и стран, которые имели для семьи де Броуэр особое значение: «Марокко», «Фландрия», «Индия» и «Патагония». Сама Серебрякова называла их «времена года».
«Росписи состояли из декоративных географических карт в стиле XVIII века, исполненных в одном тоне (их мой сын исполнил), я же написала на фоне в углах карт мотивы „4-х времен года“ (лето со снопом, весну с цветами и т. д. ) и 4 фигуры, стоящие в „нишах“ на другой стене. Рисовала я все это в Париже и, к сожалению, не видела, как все это выглядело на стенах, так как дом этот был не совсем готов и еще необитаем… во время войны в этом месте как раз проходил фронт, и дача Броувера была разрушена…» (из письма Зинаиды Серебряковой к А.Н.Савинову, 1964г)
Панно украшали зал «Ренессанс» виллы Мануар дю Реле долгие годы. Во время Второй мировой войны барон и его супруга погибли, но сама вилла — а с ней и панно, — сохранились. При этом считалось, что произведения написаны неизвестным фламандским художником. Выполненные в стиле ню
, фигуры на вертикальных панно изображали занятия и склонности барона де Броуэра. Так, «Юриспруденция» представляла профессию барона, «Флора» — его любовь к природе, «Искусство» отражало расположенность к покровительству художникам и скульпторам, а панно «Свет», на котором женщина держит факел, аллегорически олицетворяла промышленные интересы де Броуэра.
После окончания работ над панно Зинаида Серебрякова послала фотографии произведений своему брату, Евгению Лансере. В ответном письме Лансере так отозвался о работе талантливой сестры: «…Так они мне понравились. У тебя есть именно то, чего нет вокруг: помимо выдумки, то, что называют композицией. Они хороши в своей простоте исполнения, завершенности формы, поэтому монументальны и декоративны помимо сюжета и размера. Ты так широко, связно, цельно понимаешь (в смысле передачи) форму предметов. Самою складною мне кажется „Юриспруденция“. Это панно особенно нарядно и богато заполнено. При своей простоте, скупости, так сказать, украшений, атрибутов. Завидую тебе, что ты так просто, так гибко, широко и законченно умеешь передавать тело».
Интересно, что два панно работы Серебряковой — та самая «Юриспруденция» и «Флора», — выставлялись на торгах в Лондоне весной 2012 года. Аукционный дом Bonhams тогда сделал большую ставку на эти лоты: каждый был оценен в сумму около 1,5 млн долларов. Однако публика не проявила интерес к этим работам, и на аукционе они проданы не были.
Бретань. Городок Пон-л"Аббе. Порт
1934, 71×91 см
В состав экспозиции планируют включить лучшие произведения из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Музея семьи Бенуа в Петергофе, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Нижегородского государственного художественного музея и Национального художественного музея Республики Беларусь. Москвичии и гости столицы также увидят работы художницы из Фонда Зинаиды Серебряковой (Париж) и частных коллекций Москвы, Санкт-Петербурга, Парижа и Лондона. Словом, выставка обещает быть очень интересной!
Девочки-сильфиды (Балет "Шопениана")
1924, 82×103 см
Выставка «Зинаида Серебрякова» в Государственной Третьяковской галерее
пройдет с 4 апреля по 30 июля 2017 года
пройдет с 4 апреля по 30 июля 2017 года
Титульная иллюстрация: Зинаида Серебрякова. Автопортрет
в шарфе (фрагмент). 1911. Собрание ГМИИ им. Пушкина