На выставке «Непарадный портрет. Искусство XX века» зрители увидят более 100 экспонатов, среди которых — работы Зинаиды Серебряковой, Льва Бакста, Роберта Фалька, Виктора Пивоварова, Дмитрия Пригова и других русских художников. Представлена живопись, графика
и скульптура из собраний российских музеев, а также частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга.
Выставка «Непарадный портрет» — история о поисках возможностей в искусстве ХХ века. Выбранная организаторами камерная интонация выставки представляется как попытка подсветить жизнь отдельного человека на фоне больших событий и перемен.
Подобное повествование станет первой экспозицией, прослеживающей движение от интимного жанра как программы (художники «Мира искусства») и до маргинальности как основной характеристики портрета в конце ХХ — начале ХХI века.
Михаил Соколов. «Дама»
Экспозицию открывают работы художников объединения «Мир искусства» и те, с чьими именами в России традиционно связан рассказ об импрессионизме. Наблюдая за спонтанным, почти случайным, импрессионисты впервые ставят под сомнение иерархию художественных жанров. Художники «Мира Искусства» добавляют к этому самодостаточность некогда второстепенных графических техник, как и импрессионисты, доказывая ценность эскиза.
Этот раздел иллюстрируют портреты работы Зинаиды Серебяковой, Льва Бакста, Константина Сомова, Мстислава Добужинского и других известных мастеров.
Этот раздел иллюстрируют портреты работы Зинаиды Серебяковой, Льва Бакста, Константина Сомова, Мстислава Добужинского и других известных мастеров.
Давид Штеренберг. Портрет
Лили Брик
Через новаторское искусство 1910 — начала 1930-х гг., стиравшее в живописи значение сюжета, рассказ о портрете останавливается на художниках, не входивших в круг официально одобренных мастеров. От Давида Штеренберга и Роберта Фалька, за которыми советская критика признавала «прошлые заслуги» — до членов объединения «Круг художников», существовавших на периферии не только художественного, но и человеческого пространства.
В экспозиции этот период представлен, в честности, школой Казимира Малевича, Павла Филонова, Владимира Татлина
Николай Чернышев. «Девочка в голубом платье»
1960-е гг. открывают в экспозиции два раздела: живопись «левого МОСХА» и искусство нонконформистов.
Двигаясь от расширения пластических возможностей начала ХХ века, рассказ о человеке проходит через искусство концептуалистов к раскрытию новых смыслов окружающего его пространства. Включенные в экспозицию работы Виктора Пивоварова и Дмитрия Пригова предваряют иносказательность конца ХХ века. Герой здесь возникает через портрет среды, как часть многолюдного пространства, узнается за ироничным позированием. На иллюстрациях ниже — «Проект для одинокого человека» (1975) Виктора Пивоварова. Портрета как такового зритель не увидит, но сможет его себе представить.
Двигаясь от расширения пластических возможностей начала ХХ века, рассказ о человеке проходит через искусство концептуалистов к раскрытию новых смыслов окружающего его пространства. Включенные в экспозицию работы Виктора Пивоварова и Дмитрия Пригова предваряют иносказательность конца ХХ века. Герой здесь возникает через портрет среды, как часть многолюдного пространства, узнается за ироничным позированием. На иллюстрациях ниже — «Проект для одинокого человека» (1975) Виктора Пивоварова. Портрета как такового зритель не увидит, но сможет его себе представить.
Лев Бакст. Портрет
Иды Рубинштейн. 1918
Выставка «Непарадный портрет
. Искусство XX века» на ВДНХ в павильоне № 59 «Зерно"
работает до 5 марта 2017 года
работает до 5 марта 2017 года
Титульная иллюстрация: Владимир Татлин. Автопортрет
(фрагмент). По материалам пресс-релиза, фото и иллюстрациям АО «ВДНХ».