В Музее акварели Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки продолжает свою работу выставка «Зинаида Серебрякова и художники династии Бенуа-Лансере». В экспозиции — 120 графических работ и несколько миниатюрных скульптур из собраний Вологодской областной картинной галереи. Москвичи и гости столицы имеют уникальную возможность взглянуть на работы известной художницы и ее семьи, которые нечасто экспонируются в Москве.
Зинаида Серебрякова (1884−1967), в девичестве Лансере, родилась в селе Нескучном Харьковской губернии. Ученица Осипа Браза, Серебрякова стала одной из первых русских женщин, вошедших в историю мировой живописи. От современников ее творчество отличалось любовью к простым сюжетам, народным темам, пластичностью, поиском красоты русской земли. На выставке творчество Зинаиды Серебряковой представлено графическими произведениями, среди которых рабочие альбомы, рисунки карандашом, темперой и акварелью, портреты родных и близких ей людей, а также эскизы к известной живописной картине «Беление холста» (1917).
Зинаида Серебрякова. Вариант композиции картины «Беление холста». Ок. 1917
Отец Зинаиды Серебряковой, Евгений Лансере, был известным питерским скульптором, мать — урожденная Екатерина Бенуа, родная сестра Александра Бенуа. Династия художников Бенуа-Лансере в экспозиции представлена серией графических работ и двумя пластическими композициями родоначальника семьи Лансере. Его миниатюрные скульптуры «Запорожец после битвы» (1873) и «Джигитовка лезгин» (1890) были очень популярными при жизни скульптора, вплоть до середины ХХ века их много раз тиражировали мастера каслинского литья.
Евгений Лансере, «Запорожец после битвы». 1873
Фото из сети Интернет
Фото из сети Интернет
Творчество Александра Бенуа, дяди Зинаиды Серебряковой, представлено карандашным портретом К.Ф.Юона, а также акварелью «Трианон» из знаменитой «Версальской серии» 1905−1906 годов. Среди работ старшего брата Серебряковой, Евгения Евгеньевича Лансере, экспонируются уникальные по стилю и исполнению эскизы художника к журналам творческого объединения «Мир искусства».
Александр Бенуа. «Трианон». Версальская серия. 1906
В 1910 году на выставке Союза русских художников в Петербурге Зинаида Серебрякова поразила не только публику, но и родных, в том числе «дядю Шуру». Ее автопортрет «За туалетом» произвел фурор. Такая свежесть, такая искренность и радость молодости исходили от картины, что ни у кого не осталось сомнений: в России появился новый художник. Ее стиль определяли как неоклассицизм
. Полную биографию художницы читайте в Артхиве
Зинаида Серебрякова, «Пруд в Царском Селе». 1913
Безусловно, выставка представителей прославленной художественной династии Бенуа-Лансере — знаменательное событие. Посмотреть работы и оценить технику художников с мировым именем будет интересно не только студентам Академии акварели и преподавателям графического направления в живописи, но и всем любителям изящных искусств.
Зинаида Серебрякова, «Портрет Е.М. Эйгеля». 1909
Выставка «Зинаида Серебрякова и художники династии Бенуа-Лансере»
в Музее акварели Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
работает до 20 ноября 2016 года
в Музее акварели Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
работает до 20 ноября 2016 года
Титульная иллюстрация: Зинаида Серебрякова, Автопортрет
. 1910-е
Использован пресс-релиз Музея Акварели.
Использован пресс-релиз Музея Акварели.