Sign up

Гравер Рафаэля, который принес эротику в Европу: выставка Маркантонио Раймонди в Англии

I like1 
Маркантонио Раймонди создавал гравюры по работам Рафаэля и сделал невероятно популярным искусство печатания в XVI веке. График выпустил первый в истории тираж эротических гравюр, сидел в тюрьме за распространение порнографии и пережил судебное разбирательство с Дюрером за подделывание его гравюр. С творчеством предприимчивого графика эпохи Ренессанса знакомимся на выставке «Маркантонио Раймонди и Рафаэль» в галерее «Уитворт» Манчестерского университета.
Выставка Раймонди впервые проходит в Великобритании — история жизни и творчества автора привлекает публику не меньше, чем «запретные» гравюры, которые поставили крест на карьере художника

Работы предоставили крупнейшие музеи страны — среди них Британский музей, Музеи Виктории и Альберта, Фитцуильяма, Кэмбриджа, Ашмола, Оксфорда и Королевская коллекция, а также зарубежные государственные собрания.

Маркантонио Раймонди (ок.1480−1534) учился в мастерской известного ювелира и художника Франческо Франча в Болонье, и был тесно связан с кругом поэтов и ученых Болонского университета. Вскоре он оставил карьеру ювелира, чтобы заняться более перспективным и новым искусством — печатанием, которое открывало новые горизонты — возможность многим людям приобретать, любоваться и коллекционировать выдающиеся произведения.
Во время своего пребывания в Венеции в 1506—1508 гг. он исследовал творчество Дюрера — его энергичную линию, технику штриховки и моделирования. Мастер сделал копии около 70 гравюр Дюрера, ксилографий и гравюр на меди, — переводил даже монограмму немецкого графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
.
Узнав об этом, в 1506 году Дюрер подал на него жалобу в синьорию и выиграл дело. Этот инцидент — едва ли ни первое в истории судебное разбирательство по делу об авторском праве
Маркантонио Раймонди. Портрет Рафаэля

В 1510 году Раймонди отправился в Рим, чтобы работать среди самых плодовитых и передовых художников своего времени. Он познакомился с творчеством лучших художников Ренессанса. Особенное впечатление на него произвели Микеланджело (в особенности его работа «Битва при Кашине«) и Рафаэль, с которым он вскоре подружился и начал создавать гравюры по фрескам и живописным произведением Рафаэля. Работа с Рафаэлем была огромным достижением для него и приносила выгоду обоим.

М.Раймонди «Портрет Рафаэля», 1512

Гравюры Раймонди по работам Рафаэля очень широко распространились в Европе, они произвели сенсацию и способствовали быстрому росту популярности Рафаэля — художника.
Рафаэль Санти. Станца д’Элиодоро. Фреска "Изгнание Элиодора из храма"

Рафаэль, работая над росписями в Ватиканском соборе в 1510—1512 гг. изобразил своего делового партнера в Станце «Изгнание Элиодора из храма». Высокий мужчина с длинными волосами и бородой на первом плане, несущий носилки с папой Юлием II, — это Маркантонио.

«Изгнание Элиодора из храма», 1512

В первые годы работы с Рафаэлем Раймонди создал
лучшие свои работы
Это гравюры на библейские тему и сюжеты из греческой мифологии по произведениям Рафаэля. В них сохраняются идеальные образы великого Мастера, а в той части работы, которая требовала самостоятельной работы гравера — закругления и затемнения, фон и ландшафт, — в резце Раймонди также чувствовалось высокое мастерство и свобода, внимательное отношение к деталям, присущее графикам Северного Возрождения.
Самые известные произведения Раймонди — «Избиение младенцев», а также «Аполлон и Гиацинт» — редкий эстамп
Эстамп – (от фр. Estampe – отпечаток) – отпечаток на бумаге, наносимый с матрицы. Этим сборным термином обозначают любое произведение, которое производится методами печатной графики. К разновидностям эстампа относят плоскую печать (монотипия, литография), глубокую печать (офортные техники), высокую печать (ксилография, линогравюра, гравюра на картоне), трафаретную печать (сериография). Авторскими считают эстампы, изготовленные непосредственно художником или мастером под руководством автора. В этом случае, каждый оттиск считают оригиналом, а не копией. Поэтому самыми ценными коллекционеры называют первый тираж, подписанный творцом в нижнем правом углу. В левом нижнем углу должен значится порядковый номер оттиска и количество тиражированных экземпляров.
Читать дальше
, прибывший из Британского музея. В последующие годы его гравюрам характерны холодное, резкое использование цвета и менее дисциплинированный рисунок.

Куратор выставки и преподаватель истории искусства Манчестерского университета Эдвард Вук (Edward Wouk) обнаружил альбом с графикой Раймонди в Библиотеке Джона Райландса:

«Никто не знал о его существовании. Вероятно, книга была одним из пяти художественных альбомов, приобретенных Миссис Райландс вместе с коллекцией эстампов».

Гравюры из альбома были оцифрованы и впервые зрители их могут увидеть на выставке, «полистав альбом» на виртуальном стенде.

Фото: Альбом с графикой Раймонди

Рафаэль был очень успешным в финансовом отношении и привлекал к работе многих учеников. Раймонди, присоединившись к Рафаэлю, завел собственную мастерскую, обзавелся помощниками. Самыми талантливыми из них были Марко да Равенна и Агостино Венециано. Их работы также представлены на выставке.
Серия порнографических гравюр, напечатанная Раймонди в 1524 году, стала чрезвычайно популярна, однако она поставила крест на его карьере

Эротические рисунки были созданы на вилле банкира Агостино Киджи, где собирались художники и писатели, приверженцы свободных отношений в любви (позже ее назовут «Вилла Фарнезина»).

Пиры и празднества, которые устраивал в своей загородной вилле банкир Киджи, еще при его жизни обросли легендами. Виллу расписывали Рафаэль, Джулио Романо, Себастьяно дель Пьомбо и Джованни Бацци. Подчиняясь вкусам владельца, росписи рассказывали о чувственных земных и небесных удовольствиях, поэтому поэты нарекли райские сады и виллу Киджи новой обителью богов и муз.

В этой атмосфере гедонизма родилась идея изобразить чувственные наслаждения. «Почему глаз не должен видеть то, что его больше всего восхищает?» — спрашивал частый гость на вилле — поэт Пьетро Аретино.

Рафаэль «Меркурий поднимает Психею на Олимп». Фреска Лоджии «Психея». 1518, Вилла Фарнезина

Так, за разговорами о сладострастии, Джулио Романо, ученик Рафаэля, сделал эротические рисунки, а Маркантонио Раймонди сделал по ним 16 гравюр и напечатал большим тиражом. Серия получила название «I Modi. Позы» или «Любовь Богов» и иллюстрировала 16 разнообразных любовных поз.
Папа «закрывал глаза» на затею, пока гравюры были в ходу лишь на вилле, когда же они были напечатаны и стали массово доступны (а тем более — популярны), гравера посадили в тюрьму, а листы уничтожили. Джулио Романо избежал наказания, — он благоразумно уехал из Рима и стал придворным художником в Мантуе.
Раймонди вскоре освободили по ходатайству кардинала Медичи, скульптора Бандинелли и Аретино. Но после выхода из тюрьмы его репутация пошатнулась. Он пережил еще один удар — пленение во время взятия Рима испанцами в 1527 году. После уплаты выкупа художник был разорен и уехал в Болонью, где умер в 1534 году.
На выставке зрители увидят фрагменты эстампов из серии
«Любовь Богов», сделанные Раймонди.
Из серии гравюр, сделанных Раймонди, сохранились лишь фрагменты. Они хранятся в Британском Музее. Несколько лет назад исследователи подвергли сомнению их авторство и склоняются к мнению, что их напечатал Агостино Венециано.
Пьетро Аретино впоследствии напишет 16 «сладострастных сонетов» к рисункам. В 1527 году гравюры были напечатаны с сонетами Аретино и издание стало первым эротическим бестселлером в Европе. Оно тоже было уничтожено, считаясь символом разврата. Несмотря на преследование цензурой и уничтожение тиражей, альбом был частично восстановлен и дополнен рисунками других художников. Он был широко известен в просвещённых кругах Ренессанса, не утратив свою популярность в последующую эпоху. «Запретные красоты» лицезрел Шекспир, Пушкин, Гессе.
Читайте также нашу публикацию «До Плейбоя: эротическое искусство прошлого».
Выставка «Маркантонио Раймонди и Рафаэль» продлится до 23 апреля 2017 года.
В новости использованы материалы официального сайта галереи whitworth.manchester.ac.uk,
а также fourtoes.co.uk, britannica.com, manchestereveningnews.co.uk.
Заглавная иллюстрация новости — гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
М. Раймонди «Поэзия», 1515, По мотивам росписи Рафаэля в Станцах Ватикана
I like1 
 Comments
To post comments log in or sign up.