Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Примерно в 1900 году Вена была плавильным котлом культуры,европейским бастионом искусств и наук. Союз австрийских художников — Сецессион — освоил новую художественную область и посеял семена,из которых затем вырос венский модерн
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
На рубеже веков художники целиком заново открыли одну из старейших в мире печатных техник — цветную гравюру на дереве. Элегантные линии и контрастные оттенки в сочетании с новыми идеалами ар-нуво сделали эта работы популярными среди коллекционеров.
Популярности ксилографии способствовал в первую очередь венский Сецессион
В конце XIX века в нескольких городах Германии и Австрии разразился бунт авангардных художников, скульпторов и архитекторов. В Берлине, Мюнхене и Вене были созданы Сецессионы – сообщества молодых художников, которые протестовали против королевских академий и ассоциаций, против их замкнутой провинциальности и обособленности, против изжившего себя академического стиля, против высокого искусства для избранных и выставок, до которых допускают не всех. Читать дальше
. После разрыва с ретроградным стилем эпохи Рингштрассе в 1897 году,«раскольники» во главе с Густавом Климтом открыли себя модерну. Все жанры были представлены поровну — в соответствии с идеей,что искусство должно пронизывать всю жизнь. Сецессион
В конце XIX века в нескольких городах Германии и Австрии разразился бунт авангардных художников, скульпторов и архитекторов. В Берлине, Мюнхене и Вене были созданы Сецессионы – сообщества молодых художников, которые протестовали против королевских академий и ассоциаций, против их замкнутой провинциальности и обособленности, против изжившего себя академического стиля, против высокого искусства для избранных и выставок, до которых допускают не всех. Читать дальше
быстро стал самой влиятельной в Вене организацией художников.
Особую роль сецессионисты сыграли в развитии цветной ксилографии. Сам Климт не работал в этой технике,но другие известные«раскольники» — Карл Молль,Коломан Мозер и Максимилиан Курцвайль в период с 1900 по 1910 год подняли её статус и качество до невероятных высот. В первые четыре года XX столетия группа организовала несколько экспозиций,в которых гравюрам на дереве отводилось значительное место. А в 1908 году одним из ярчайших арт-событий в Вене была выставка Kunstschau,где принял участие весь цвет австрийских гравёров.
Слева: Людвиг Генрих Юнгникель,«Фламинго»(1909)
Карл Антон Райхель,«Обнажённая»(1909)
Не менее важную роль в популяризации венской цветной ксилографии сыграли периодические издания. Между 1898-м и 1903 годами роскошно иллюстрированный журнал Сецессиона Ver Sacrum(«Весна священная», — лат.) опубликовал около 220 цветных гравюр на дереве,тем самым распространяя идеи«раскольников» в форме изысканных книжных иллюстраций. Впрочем,их цена сужала аудиторию до состоятельных людей.
Сецессионисты не изобрели ничего нового,а лишь обратились к одному из старейших печатных процессов в мире: в Китае первый отпечаток на бумаге был сделан ещё в IV веке,а примерно в 1500 году Альбрехт Дюрер поднял ксилографию к вершине мастерства в Европе. Но вскоре гравюру на дереве потеснили другие техники,и долгое время она считалась устаревшей — пока не получила широкое распространение в Европе в XIX веке. Революцию в этой области произвёл Эдвард Мунк, который открыл её радикально новые выразительные возможности в преддверии модернизма.
Слева: Карл Мозер,«Бретонская девочка»(1904)
В отличие от чёрно-белой ксилографии,цветная требует создания отдельных печатных блоков для каждого цвета. На каждом из них рисунок инвертирован: выступающие линии затем оставят отпечаток
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
на бумаге,а прорезанные участки не оставят следа. Для получения конечного изображения печатные блоки используются друг за другом. Цвета каждый раз можно варьировать,поэтому некоторые произведения дошли до нас в разных версиях.
Людвиг Генрих Юнгникель,«Жнецы»(1903)
В экспозиции представлены и другие техники,например,линогравюра
Линогравюра – способ использования линолеума для создания отпечатков. Наряду с ксилографией относится к группе техник высокой печати, где след на бумаге оставляют выступающие части пластины. Хотя сам линолеум как напольное покрытие был изобретён в 1860-х годах, технику линогравюры впервые опробовали где-то между 1905 и 1913 годами художники группы «Мост» (Die Brücke) в Германии, где подобным образом печатались обои.
. Её отпечаток зачастую мало отличается от ксилографического. Иллюстрация Людвига Генриха Юнгникеля,приведённая выше,выполнена методом трафаретного напыления.
Людвиг Генрих Юнгникель, «Три гиацинтовых ара» (1909)
Людвиг Генрих Юнгникель, «Голова льва» (1909)
Выставка«Цветная ксилография
Древнейшая из техник – гравюра на дереве – стала одной из «великих сил, которые превратили Средневековье в современность», писал в 1883 году Джордж Вудберри в своей «Истории ксилографии». Благодаря тиражированию, обычные люди получили доступ к книгам и произведениям искусства, которые раньше могли себе позволить только короли и богачи.