войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Забытая легенда ХХ века возвращается: две выставки французского экспрессиониста Бернара Бюффе в Париже

В 1950-е годы Бернар Бюффе был в пятерке самых известных селебрити Франции вместе с Ив Сен-Лораном и Франсуазой Саган, его работы собирали Хичкок, Диор и Софи Лорен, а через десять лет о нем забыли. Музей современного искусства и Музей Монмартра практически одновременно открывают две крупнейшие ретроспективы Бернара Бюффе. Знакомимся с легендой, чтобы понять, почему когда-то публика отвернулась от него, а теперь парижане готовы выстаивать очереди на выставки.
Забытая легенда ХХ века возвращается: две выставки французского экспрессиониста Бернара Бюффе в Париже
Кураторы предсказуемо ожидают всплеска интереса к творчеству когда-то скандального художника, о котором некогда говорила Европа и Америка. Выставки интригуют: в последний раз публика видела работы французского экспрессиониста в 1999 году.
Бернар Бюффе рядом со своим автопортретом, 1950-е гг.
Бернар Бюффе рядом со своим автопортретом, 1950-е гг.
Обе выставки сопровождаются интереснейшими документальными материалами — это и фото со знаменитостями, и кадры из мастерской, и хроника светской и семейной жизни.

«Бернар Бюффе. Ретроспектива», Музей современного искусства, Париж. 14 октября – 26 февраля 2017 года

Музей современного искусства в Париже, владеющий самым значительным собранием Бернара Бюффе, предлагает зрителям около 100 работ — живопись, графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
, иллюстрации и фотографии. Выставка уже стала сенсацией.
Фото: thegazeofaparisienne.com
Фото: thegazeofaparisienne.com
Забытая легенда ХХ века возвращается: две выставки французского экспрессиониста Бернара Бюффе в Париже
Забытая легенда ХХ века возвращается: две выставки французского экспрессиониста Бернара Бюффе в Париже
Забытая легенда ХХ века возвращается: две выставки французского экспрессиониста Бернара Бюффе в Париже
Забытая легенда ХХ века возвращается: две выставки французского экспрессиониста Бернара Бюффе в Париже
«С самого начала своего творчества после войны он был наравне с Пикассо, как продолжатель преемственности французской живописи. Затем всё рухнуло. Это абсолютно невероятно, что Бернар Бюффе, великий художник, был оставлен без внимания в свое время», — куратор выставки Доминик Ганье.
  • Б.Бюффе "Автопортрет на черном фоне", 1956
  • Б.Бюффе в мастерской на фоне своих картин, 1950-е гг.
Бюффе стал художественным феноменом послевоенной Франции — его изображения мрачности и страданий отражали время трудностей. Бернар Бюффе родился в Париже в 1928 году, его юность прошла в оккупированном нацистами городе с комендантским часом, остро чувствующем дефицит самого необходимого. Он рано проявил бунтарский характер — бросил лицей и начал посещать вечерние классы рисования. Его уникальный талант позволил ему поступить в Академию искусств в 16 лет, а в 20 лет он уже стал настоящей «звездой» в Париже.
Его успех начался с работы «Двое обнаженных в комнате» — тогда художнику было всего 19 лет, и о нем



Его успех начался с работы «Двое обнаженных в комнате» — тогда художнику было всего 19 лет, и о нем скоро заговорили как о главном сопернике Пикассо.



Б.Бюффе «Двое обнаженных мужчин в комнате», 1947 год

Картина «Пьяница» 1958 года: Бюффе развивает популярный сюжет и продолжает традиции французских художников Дега и Пикассо.
  • Б.Бюффе "Пьяница", 1958 год
  • Б.Бюффе "Пьер Берже", 1950 год
После войны, когда художнику не исполнилось еще и 20-ти лет, Бернар Бюффе нашел свой стиль, которому

После войны, когда художнику не исполнилось еще и 20-ти лет, Бернар Бюффе нашел свой стиль, которому он будет следовать все свое творчество.

Его работам присуще упрощенное изображение предметов, обведенных черным контуром; четкий, лаконичный рисунок с ярко выраженными графическими «эффектами» и стереотипные персонажи, лишенные эмоций или напротив — гротескные и полные экспрессии.


Б.Бюффе «Модель в студии», 1956 год

В 1959 году художник женился на писательнице Аннабель Швоб, ставшей главной музой и большой любовью Бернара Бюффе. Эту красивую пару встречаем на премьерах выставок, кинофестивалях, кафе и в собственном замке супругов, который разбогатевший художник приобрел вскоре после свадьбы.
  • Б.Бюффе "Аннабель", 1960 год
  • Аннабель и Бернар Бюффе на Каннском фестивале, 1963 год
Фото: Бернар и Аннабель Бюффе в замке Chateau l’Arc, недалеко от Экс-ан-Прованс, где они жили до 196
Фото: Бернар и Аннабель Бюффе в замке Chateau l’Arc, недалеко от Экс-ан-Прованс, где они жили до 1964 года. Courtesy Dean Loomis, Getty

Головокружительная карьера Бюффе продолжалась десятилетие, его необыкновенные дерзкие работы принесли художнику славу, богатство и привлекли знаменитых коллекционеров.
На Венецианской Биеннале 1956 года его работам предоставили отдельный павильон, также отдельный зал

На Венецианской Биеннале 1956 года его работам предоставили отдельный павильон, также отдельный зал для экспозиции предоставил Музей Ватикана, в 1958 году пригласили в жюри Каннского кинофестиваля, а на одной из его выставок произошла настоящая «бюффемания» — на открытие пришли
8 000 человек и в городе остановилось движение. Художнику еще не было 30-ти лет.

Каждый год художник участвовал в ежегодных парижских Салонах и открывал собственные персональные выставки. Все они были сенсацией для зрителей и критиков.

Фото: Бернар и Аннабель Бюффе на Каннском фестивале, 1960 год

Забытая легенда ХХ века возвращается: две выставки французского экспрессиониста Бернара Бюффе в Париже
В 1958 году газета «Нью-Йорк Таймс» назвала Бернара Бюффе великим гением современности, включив в «Легендарную пятерку Франции» вместе с Бриджит Бардо, Ив Сен-Лораном,
Роже Вадимом и Франсуазой Саган.
В 1950—1960-е годы Бюффе был на пике славы, всемирно известным художником, чьи работы приобретали за

В 1950—1960-е годы Бюффе был на пике славы, всемирно известным художником, чьи работы приобретали за очень солидные суммы европейские и голливудские звезды — Софи Лорен, Кристиан Диор, Альфред Хичкок, Кирк Дуглас.

Фото: Бернар Бюффе и Софи Лорен, 1950−1960-е гг.

  • Б.Бюффе "Мастерская", 1947 год
  • Бюффе в мастерской в своем замке, 1950-е гг. Courtesy Francois Pages, Paris Match Archive, Getty
«Вы посчитаете меня претенциозным, но взгляните на эти картины, — как говорится, это нужно было сделать» — Бернар Бюффе.
С появлением тяжелых для восприятия серий «Ужасы войны» и «Содранные», рассказывающие о человеческой

С появлением тяжелых для восприятия серий «Ужасы войны» и «Содранные», рассказывающие о человеческой жестокости, искусство Бюффе все больше вызывало непонимание, изумление, а иногда и отторжение зрителей и критиков.

Так произошло на скандальной выставке «Птицы» в 1960 году в галерее Гарнье в Париже. Когда респектабельная публика пришла на выставку и увидела двусмысленные сцены, арт-критики подхватили немой вопрос зрителя: «Так, по вашему мнению, это ужасно прекрасно или страшно красиво?».


Б.Бюффе «Голова с содранной кожей», из серии «Les ecroches», 1960

«Окружающая меня ненависть — самый лучший подарок, который мне можно было сделать. — Я не щадил ничего и никого — немногие люди могут так сказать» — Бернар Бюффе.
В 1970-е годы интерес к художнику пропадает и в то время, как в родной Франции о нем забывают, на другом конце планеты, — в Японии, — коллекционер Kiichiro Okano в 1973 году основывает музей Бернара Бюффе. Художник через несколько лет его посетил, а сама страна стала новым источником вдохновения.
Фото: thegazeofaparisienne.com
Фото: thegazeofaparisienne.com
Выставка рассказывает также о детском увлечении художника, которая повлияла на его творчество. Единс

Выставка рассказывает также о детском увлечении художника, которая повлияла на его творчество. Единственным предметом, которым интересовался Бернар в школе и получал хорошие оценки, было естествознание. Он часто пишет животных и птиц, используя не только язык метафоры, но и полученные еще в школе знания.

На фото: Аннабель и Бернар Бюффе в мастерской

  • Б.Бюффе "Сова", 1969
  • Б.Бюффе "Орангутанг. Самка", 1997
На выставке также представлены работы из цикла «Страсти Христовы», иллюстрации к произведениям Данте

На выставке также представлены работы из цикла «Страсти Христовы», иллюстрации к произведениям Данте, Бодлера и Кокто, и завершается экспозиция работами из серии «Мemento mori».

Б.Бюффе «Смерть. 7», 1999 год

«У него была такая же потребность рисовать, как у нас — необходимо пить и есть. Это была его внутренняя потребность. Я был очарован энергией и преданностью, которую он отдавал своей работе» — сын художника, Николя Бюффе.
Бернар Бюффе страдал болезнью Паркинсона. Когда он осознал, что не сможет больше работать, покончил

Бернар Бюффе страдал болезнью Паркинсона. Когда он осознал, что не сможет больше работать, покончил с собой. Ему был 71 год.

На фото Аннабель и Бернар Бюффе

«Bernard Buffet. Intimement», Музей Монмартра, Париж. 18 октября – 5 марта 2017 года

«Выставка не представляет собой классическую ретроспективу, это — свободная экспозиция с эффектными работами и документальными материалами, раскрывающая психологический портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Бернара Бюффе, его глубокий взгляд на мир и эстетику его восприятия» — рассказывает о выставке главный куратор искусствовед Янн ле Пишон, друг Бернара Бюффе, написавший о нем трехтомную монографию.
Забытая легенда ХХ века возвращается: две выставки французского экспрессиониста Бернара Бюффе в Париже
В экспозиции представят около 150 работ — картины, рисунки, гравюры и фотографии из государственных

В экспозиции представят около 150 работ — картины, рисунки, гравюры и фотографии из государственных коллекций Центра Помпиду, Художественных музеев Гренобля, Лилля, Дома-музея Жана Кокто, Музея Бернара Бюффе в Хигашино (Япония).

11 секций выставки иллюстрируют разнообразный и изменчивый гений художника — главная «встреча художника с самим собой» и встреча художника с окружающим миром. Фарсовые парады цирка Медрано; Встречи с литературой и театром; Аннабель — вечная любовь; Уединенные прогулки; Бестиарий любви; Воскресшие натюрморты; Страдания Христа рядом с Матерью; Человек на море.

Б.Бюффе «Натюрморт с дыней», 1949

«Бернар Бюффе показал мне священный, жертвенный путь своего искусства, посвященного искуплению человеческих страданий, одиночества и смерти» — Янн ле Пишон.
Забытая легенда ХХ века возвращается: две выставки французского экспрессиониста Бернара Бюффе в Париже
Забытая легенда ХХ века возвращается: две выставки французского экспрессиониста Бернара Бюффе в Париже
Забытая легенда ХХ века возвращается: две выставки французского экспрессиониста Бернара Бюффе в Париже
Забытая легенда ХХ века возвращается: две выставки французского экспрессиониста Бернара Бюффе в Париже
Забытая легенда ХХ века возвращается: две выставки французского экспрессиониста Бернара Бюффе в Париже
Впервые зрители увидят исключительные работы из собрания сына художника Николя Бюффе.
Б. Бюффе «Площадь Пигаль в Париже», 1989 год
Б. Бюффе «Площадь Пигаль в Париже», 1989 год
Забытая легенда ХХ века возвращается: две выставки французского экспрессиониста Бернара Бюффе в Париже
На выставке также зрители увидят уникальные работы, созданные Бюффе в 1961 году во время росписи час

На выставке также зрители увидят уникальные работы, созданные Бюффе в 1961 году во время росписи часовни в замке художника.

Выставка Бернара Бюффе в Музее современного искусства продлится до 26 февраля 2017 года, а в Музее Монмартра будет открыта до 5 марта 2017 года.
По материалам пресс-релизов Музея Монмартра, Музея современного искусства, публикаций на сайтах thegazeofaparisienne.com, evous.fr, nicholasfoulkes.com. Титульная иллюстрация (справа): Б. Бюффе «Голова клоуна», 1955, холст, масло, 73×60, Фонд Бернара Бюффе, Париж