Регистрация

Забытая легенда ХХ века возвращается: две выставки французского экспрессиониста Бернара Бюффе в Париже

Мне нравится8       0  
В 1950-е годы Бернар Бюффе был в пятерке самых известных селебрити Франции вместе с Ив Сен-Лораном и Франсуазой Саган, его работы собирали Хичкок, Диор и Софи Лорен, а через десять лет о нем забыли. Музей современного искусства и Музей Монмартра практически одновременно открывают две крупнейшие ретроспективы Бернара Бюффе. Знакомимся с легендой, чтобы понять, почему когда-то публика отвернулась от него, а теперь парижане готовы выстаивать очереди на выставки.
Кураторы предсказуемо ожидают всплеска интереса к творчеству когда-то скандального художника, о котором некогда говорила Европа и Америка. Выставки интригуют: в последний раз публика видела работы французского экспрессиониста в 1999 году.
Бернар Бюффе рядом со своим автопортретом, 1950-е гг.
Обе выставки сопровождаются интереснейшими документальными материалами — это и фото со знаменитостями, и кадры из мастерской, и хроника светской и семейной жизни.

«Бернар Бюффе. Ретроспектива», Музей современного искусства, Париж. 14 октября – 26 февраля 2017 года

Музей современного искусства в Париже, владеющий самым значительным собранием Бернара Бюффе, предлагает зрителям около 100 работ — живопись, графика, иллюстрации и фотографии. Выставка уже стала сенсацией.
Фото: thegazeofaparisienne.com
«С самого начала своего творчества после войны он был наравне с Пикассо, как продолжатель преемственности французской живописи. Затем всё рухнуло. Это абсолютно невероятно, что Бернар Бюффе, великий художник, был оставлен без внимания в свое время», — куратор выставки Доминик Ганье.
Бернар Бюффе. Автопортрет на черном фоне
  • Б.Бюффе "Автопортрет на черном фоне", 1956
  • Б.Бюффе в мастерской на фоне своих картин, 1950-е гг.
Бюффе стал художественным феноменом послевоенной Франции — его изображения мрачности и страданий отражали время трудностей. Бернар Бюффе родился в Париже в 1928 году, его юность прошла в оккупированном нацистами городе с комендантским часом, остро чувствующем дефицит самого необходимого. Он рано проявил бунтарский характер — бросил лицей и начал посещать вечерние классы рисования. Его уникальный талант позволил ему поступить в Академию искусств в 16 лет, а в 20 лет он уже стал настоящей «звездой» в Париже.



Его успех начался с работы «Двое обнаженных в комнате» — тогда художнику было всего 19 лет, и о нем скоро заговорили как о главном сопернике Пикассо.



Б.Бюффе «Двое обнаженных мужчин в комнате», 1947 год

Картина «Пьяница» 1958 года: Бюффе развивает популярный сюжет и продолжает традиции французских художников Дега и Пикассо.
Бернар Бюффе. Le Buveur
  • Б.Бюффе "Пьяница", 1958 год
  • Б.Бюффе "Пьер Берже", 1950 год
Бернар Бюффе. Модель в студии

После войны, когда художнику не исполнилось еще и 20-ти лет, Бернар Бюффе нашел свой стиль, которому он будет следовать все свое творчество.

Его работам присуще упрощенное изображение предметов, обведенных черным контуром; четкий, лаконичный рисунок с ярко выраженными графическими «эффектами» и стереотипные персонажи, лишенные эмоций или напротив — гротескные и полные экспрессии.


Б.Бюффе «Модель в студии», 1956 год

Бернар Бюффе. Le cirque : Acrobate à la bicyclette
Бернар Бюффе. Femme au verre de vin
В 1959 году художник женился на писательнице Аннабель Швоб, ставшей главной музой и большой любовью Бернара Бюффе. Эту красивую пару встречаем на премьерах выставок, кинофестивалях, кафе и в собственном замке супругов, который разбогатевший художник приобрел вскоре после свадьбы.
Бернар Бюффе. Аннабель
  • Б.Бюффе "Аннабель", 1960 год
  • Аннабель и Бернар Бюффе на Каннском фестивале, 1963 год
Фото: Бернар и Аннабель Бюффе в замке Chateau l’Arc, недалеко от Экс-ан-Прованс, где они жили до 1964 года. Courtesy Dean Loomis, Getty

Головокружительная карьера Бюффе продолжалась десятилетие, его необыкновенные дерзкие работы принесли художнику славу, богатство и привлекли знаменитых коллекционеров.

На Венецианской Биеннале 1956 года его работам предоставили отдельный павильон, также отдельный зал для экспозиции предоставил Музей Ватикана, в 1958 году пригласили в жюри Каннского кинофестиваля, а на одной из его выставок произошла настоящая «бюффемания» — на открытие пришли
8 000 человек и в городе остановилось движение. Художнику еще не было 30-ти лет.

Каждый год художник участвовал в ежегодных парижских Салонах и открывал собственные персональные выставки. Все они были сенсацией для зрителей и критиков.

Фото: Бернар и Аннабель Бюффе на Каннском фестивале, 1960 год

В 1958 году газета «Нью-Йорк Таймс» назвала Бернара Бюффе великим гением современности, включив в «Легендарную пятерку Франции» вместе с Бриджит Бардо, Ив Сен-Лораном,
Роже Вадимом и Франсуазой Саган.

В 1950—1960-е годы Бюффе был на пике славы, всемирно известным художником, чьи работы приобретали за очень солидные суммы европейские и голливудские звезды — Софи Лорен, Кристиан Диор, Альфред Хичкок, Кирк Дуглас.

Фото: Бернар Бюффе и Софи Лорен, 1950−1960-е гг.

Бернар Бюффе. Мастерская (Ателье)
  • Б.Бюффе "Мастерская", 1947 год
  • Бюффе в мастерской в своем замке, 1950-е гг. Courtesy Francois Pages, Paris Match Archive, Getty
«Вы посчитаете меня претенциозным, но взгляните на эти картины, — как говорится, это нужно было сделать» — Бернар Бюффе.
Бернар Бюффе. Les Ecorchés : Tête d'écorché

С появлением тяжелых для восприятия серий «Ужасы войны» и «Содранные», рассказывающие о человеческой жестокости, искусство Бюффе все больше вызывало непонимание, изумление, а иногда и отторжение зрителей и критиков.

Так произошло на скандальной выставке «Птицы» в 1960 году в галерее Гарнье в Париже. Когда респектабельная публика пришла на выставку и увидела двусмысленные сцены, арт-критики подхватили немой вопрос зрителя: «Так, по вашему мнению, это ужасно прекрасно или страшно красиво?».


Б.Бюффе «Голова с содранной кожей», из серии «Les ecroches», 1960

«Окружающая меня ненависть — самый лучший подарок, который мне можно было сделать. — Я не щадил ничего и никого — немногие люди могут так сказать» — Бернар Бюффе.
В 1970-е годы интерес к художнику пропадает и в то время, как в родной Франции о нем забывают, на другом конце планеты, — в Японии, — коллекционер Kiichiro Okano в 1973 году основывает музей Бернара Бюффе. Художник через несколько лет его посетил, а сама страна стала новым источником вдохновения.
Фото: thegazeofaparisienne.com

Выставка рассказывает также о детском увлечении художника, которая повлияла на его творчество. Единственным предметом, которым интересовался Бернар в школе и получал хорошие оценки, было естествознание. Он часто пишет животных и птиц, используя не только язык метафоры, но и полученные еще в школе знания.

На фото: Аннабель и Бернар Бюффе в мастерской

Бернар Бюффе. Orang-outan femelle
  • Б.Бюффе "Сова", 1969
  • Б.Бюффе "Орангутанг. Самка", 1997
Бернар Бюффе. Смерть. 7

На выставке также представлены работы из цикла «Страсти Христовы», иллюстрации к произведениям Данте, Бодлера и Кокто, и завершается экспозиция работами из серии «Мemento mori».

Б.Бюффе «Смерть. 7», 1999 год

«У него была такая же потребность рисовать, как у нас — необходимо пить и есть. Это была его внутренняя потребность. Я был очарован энергией и преданностью, которую он отдавал своей работе» — сын художника, Николя Бюффе.

Бернар Бюффе страдал болезнью Паркинсона. Когда он осознал, что не сможет больше работать, покончил с собой. Ему был 71 год.

На фото Аннабель и Бернар Бюффе

«Bernard Buffet. Intimement», Музей Монмартра, Париж. 18 октября – 5 марта 2017 года

«Выставка не представляет собой классическую ретроспективу, это — свободная экспозиция с эффектными работами и документальными материалами, раскрывающая психологический портрет Бернара Бюффе, его глубокий взгляд на мир и эстетику его восприятия» — рассказывает о выставке главный куратор искусствовед Янн ле Пишон, друг Бернара Бюффе, написавший о нем трехтомную монографию.

В экспозиции представят около 150 работ — картины, рисунки, гравюры и фотографии из государственных коллекций Центра Помпиду, Художественных музеев Гренобля, Лилля, Дома-музея Жана Кокто, Музея Бернара Бюффе в Хигашино (Япония).

11 секций выставки иллюстрируют разнообразный и изменчивый гений художника — главная «встреча художника с самим собой» и встреча художника с окружающим миром. Фарсовые парады цирка Медрано; Встречи с литературой и театром; Аннабель — вечная любовь; Уединенные прогулки; Бестиарий любви; Воскресшие натюрморты; Страдания Христа рядом с Матерью; Человек на море.

Б.Бюффе «Натюрморт с дыней», 1949

«Бернар Бюффе показал мне священный, жертвенный путь своего искусства, посвященного искуплению человеческих страданий, одиночества и смерти» — Янн ле Пишон.
Впервые зрители увидят исключительные работы из собрания сына художника Николя Бюффе.
Б. Бюффе «Площадь Пигаль в Париже», 1989 год

На выставке также зрители увидят уникальные работы, созданные Бюффе в 1961 году во время росписи часовни в замке художника.

Выставка Бернара Бюффе в Музее современного искусства продлится до 26 февраля 2017 года, а в Музее Монмартра будет открыта до 5 марта 2017 года.
По материалам пресс-релизов Музея Монмартра, Музея современного искусства, публикаций на сайтах thegazeofaparisienne.com, evous.fr, nicholasfoulkes.com. Титульная иллюстрация (справа): Б. Бюффе «Голова клоуна», 1955, холст, масло, 73×60, Фонд Бернара Бюффе, Париж
КомментироватьКомментарии
HELP