Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
В 1950-е годы Бернар Бюффе был в пятерке самых известных селебрити Франции вместе с Ив Сен-Лораном и Франсуазой Саган,его работы собирали Хичкок,Диор и Софи Лорен,а через десять лет о нем забыли. Музей современного искусства и Музей Монмартра практически одновременно открывают две крупнейшие ретроспективы Бернара Бюффе. Знакомимся с легендой,чтобы понять,почему когда-то публика отвернулась от него,а теперь парижане готовы выстаивать очереди на выставки.
Кураторы предсказуемо ожидают всплеска интереса к творчеству когда-то скандального художника,о котором некогда говорила Европа и Америка. Выставки интригуют: в последний раз публика видела работы французского экспрессиониста в 1999 году.
Бернар Бюффе рядом со своим автопортретом,1950-е гг.
Обе выставки сопровождаются интереснейшими документальными материалами — это и фото со знаменитостями,и кадры из мастерской,и хроника светской и семейной жизни.
«Бернар Бюффе. Ретроспектива», Музей современного искусства, Париж. 14 октября – 26 февраля 2017 года
Музей современного искусства в Париже,владеющий самым значительным собранием Бернара Бюффе,предлагает зрителям около 100 работ — живопись,графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
,иллюстрации и фотографии. Выставка уже стала сенсацией.
Фото: thegazeofaparisienne.com
«С самого начала своего творчества после войны он был наравне с Пикассо,как продолжатель преемственности французской живописи. Затем всё рухнуло. Это абсолютно невероятно,что Бернар Бюффе,великий художник,был оставлен без внимания в свое время», — куратор выставки Доминик Ганье.
Б.Бюффе "Автопортрет на черном фоне", 1956
Б.Бюффе в мастерской на фоне своих картин, 1950-е гг.
Бюффе стал художественным феноменом послевоенной Франции — его изображения мрачности и страданий отражали время трудностей. Бернар Бюффе родился в Париже в 1928 году,его юность прошла в оккупированном нацистами городе с комендантским часом,остро чувствующем дефицит самого необходимого. Он рано проявил бунтарский характер — бросил лицей и начал посещать вечерние классы рисования. Его уникальный талант позволил ему поступить в Академию искусств в 16 лет,а в 20 лет он уже стал настоящей«звездой» в Париже.
Его успех начался с работы«Двое обнаженных в комнате» — тогда художнику было всего 19 лет,и о нем скоро заговорили как о главном сопернике Пикассо.
Б.Бюффе«Двое обнаженных мужчин в комнате», 1947 год
Картина«Пьяница» 1958 года: Бюффе развивает популярный сюжет и продолжает традиции французских художников Дега и Пикассо.
После войны,когда художнику не исполнилось еще и 20-ти лет,Бернар Бюффе нашел свой стиль,которому он будет следовать все свое творчество.
Его работам присуще упрощенное изображение предметов,обведенных черным контуром; четкий,лаконичный рисунок с ярко выраженными графическими«эффектами» и стереотипные персонажи,лишенные эмоций или напротив — гротескные и полные экспрессии.
Б.Бюффе«Модель в студии», 1956 год
В 1959 году художник женился на писательнице Аннабель Швоб,ставшей главной музой и большой любовью Бернара Бюффе. Эту красивую пару встречаем на премьерах выставок,кинофестивалях,кафе и в собственном замке супругов,который разбогатевший художник приобрел вскоре после свадьбы.
Б.Бюффе "Аннабель", 1960 год
Аннабель и Бернар Бюффе на Каннском фестивале, 1963 год
Фото: Бернар и Аннабель Бюффе в замке Chateau l’Arc,недалеко от Экс-ан-Прованс,где они жили до 1964 года. Courtesy Dean Loomis,Getty
Головокружительная карьера Бюффе продолжалась десятилетие,его необыкновенные дерзкие работы принесли художнику славу,богатство и привлекли знаменитых коллекционеров.
На Венецианской Биеннале 1956 года его работам предоставили отдельный павильон,также отдельный зал для экспозиции предоставил Музей Ватикана,в 1958 году пригласили в жюри Каннского кинофестиваля,а на одной из его выставок произошла настоящая«бюффемания» — на открытие пришли 8 000 человек и в городе остановилось движение. Художнику еще не было 30-ти лет.
Каждый год художник участвовал в ежегодных парижских Салонах и открывал собственные персональные выставки. Все они были сенсацией для зрителей и критиков.
Фото: Бернар и Аннабель Бюффе на Каннском фестивале,1960 год
В 1958 году газета«Нью-Йорк Таймс» назвала Бернара Бюффе великим гением современности,включив в «Легендарную пятерку Франции» вместе с Бриджит Бардо,Ив Сен-Лораном, Роже Вадимом и Франсуазой Саган.
В 1950—1960-е годы Бюффе был на пике славы,всемирно известным художником,чьи работы приобретали за очень солидные суммы европейские и голливудские звезды — Софи Лорен,Кристиан Диор,Альфред Хичкок,Кирк Дуглас.
Фото: Бернар Бюффе и Софи Лорен,1950−1960-е гг.
Б.Бюффе "Мастерская", 1947 год
Бюффе в мастерской в своем замке, 1950-е гг. Courtesy Francois Pages, Paris Match Archive, Getty
С появлением тяжелых для восприятия серий«Ужасы войны» и «Содранные», рассказывающие о человеческой жестокости,искусство Бюффе все больше вызывало непонимание,изумление,а иногда и отторжение зрителей и критиков.
Так произошло на скандальной выставке«Птицы» в 1960 году в галерее Гарнье в Париже. Когда респектабельная публика пришла на выставку и увидела двусмысленные сцены,арт-критики подхватили немой вопрос зрителя: «Так,по вашему мнению,это ужасно прекрасно или страшно красиво?».
Б.Бюффе«Голова с содранной кожей», из серии«Les ecroches», 1960
«Окружающая меня ненависть — самый лучший подарок,который мне можно было сделать. — Я не щадил ничего и никого — немногие люди могут так сказать» — Бернар Бюффе.
В 1970-е годы интерес к художнику пропадает и в то время,как в родной Франции о нем забывают,на другом конце планеты, — в Японии, — коллекционер Kiichiro Okano в 1973 году основывает музей Бернара Бюффе. Художник через несколько лет его посетил,а сама страна стала новым источником вдохновения.
Выставка рассказывает также о детском увлечении художника,которая повлияла на его творчество. Единственным предметом,которым интересовался Бернар в школе и получал хорошие оценки,было естествознание. Он часто пишет животных и птиц,используя не только язык метафоры,но и полученные еще в школе знания.
На выставке также представлены работы из цикла«Страсти Христовы», иллюстрации к произведениям Данте,Бодлера и Кокто,и завершается экспозиция работами из серии«Мemento mori».
Б.Бюффе«Смерть. 7», 1999 год
«У него была такая же потребность рисовать,как у нас — необходимо пить и есть. Это была его внутренняя потребность. Я был очарован энергией и преданностью,которую он отдавал своей работе» — сын художника,Николя Бюффе.
Бернар Бюффе страдал болезнью Паркинсона. Когда он осознал,что не сможет больше работать,покончил с собой. Ему был 71 год.
На фото Аннабель и Бернар Бюффе
«Bernard Buffet. Intimement», Музей Монмартра, Париж. 18 октября – 5 марта 2017 года
«Выставка не представляет собой классическую ретроспективу,это — свободная экспозиция с эффектными работами и документальными материалами,раскрывающая психологический портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Бернара Бюффе,его глубокий взгляд на мир и эстетику его восприятия» — рассказывает о выставке главный куратор искусствовед Янн ле Пишон,друг Бернара Бюффе,написавший о нем трехтомную монографию.
В экспозиции представят около 150 работ — картины,рисунки,гравюры и фотографии из государственных коллекций Центра Помпиду,Художественных музеев Гренобля,Лилля,Дома-музея Жана Кокто,Музея Бернара Бюффе в Хигашино(Япония).
11 секций выставки иллюстрируют разнообразный и изменчивый гений художника — главная«встреча художника с самим собой» и встреча художника с окружающим миром. Фарсовые парады цирка Медрано; Встречи с литературой и театром; Аннабель — вечная любовь; Уединенные прогулки; Бестиарий любви; Воскресшие натюрморты; Страдания Христа рядом с Матерью; Человек на море. Б.Бюффе«Натюрморт с дыней», 1949
«Бернар Бюффе показал мне священный,жертвенный путь своего искусства,посвященного искуплению человеческих страданий,одиночества и смерти» — Янн ле Пишон.
Впервые зрители увидят исключительные работы из собрания сына художника Николя Бюффе.
Выставка Бернара Бюффе в Музее современного искусства продлится до 26 февраля 2017 года,а в Музее Монмартра будет открыта до 5 марта 2017 года.
По материалам пресс-релизов Музея Монмартра,Музея современного искусства,публикаций на сайтах thegazeofaparisienne.com, evous.fr, nicholasfoulkes.com. Титульная иллюстрация(справа): Б. Бюффе«Голова клоуна», 1955,холст,масло,73×60,Фонд Бернара Бюффе,Париж