В начале 20-го века Париж был столицей авангарда, и до конца октября 2016 г. в Музее Соломона Гуггенхайма в Бильбао гостят шедевры из коллекции музея Нью-Йорка. «Зеленый скрипач», Красная Эйфелева башня, «Мулен де ла Галетт»… В экспозиции — ключевые шедевры модернизма, работы Модильяни, Пикассо, Брака, Шагала, Кандинского, Делоне, Бранкузи.
Именно в Париже столетие тому Пабло Пикассо и Жорж Брак радикально перестроили концепцию пространства в живописи, Робер Делоне представил новые цветовые решения, Василий Кандинский исследовал идею абстракции.
Красная Эйфелева башня. Из серии Сен-Северен
1911, 125×90 см
Кубизм
, орфизм
, абстракционизм
, сюрреализм… Выставка в испанском музее примечательна историческим экскурсом «высшей пробы» благодаря тому, что в экспозиции собраны действительно значительные работы. Это один из итогов соглашения, заключенного в 2014 году Фондом Гуггенхейма и музеем в Бильбао (Guggenheim Museum Bilbao, Solomon R. Guggenheim Foundation): в течение 20 лет каждые два года в Бильбао будут экспонироваться легендарные работы из знаменитой коллекции.
Пегги Гуггенхайм (Peggy Guggenheim, 1898−1979 гг.) — американская галеристка, коллекционер и меценат… Именно благодаря Пегги Нью-Йоркский Музей Гуггенхайма, основанный ее дядей Соломоном Гуггенхаймом, начал открывать филиалы в Европе.
…Со своим (первым) мужем, литератором Лоуренсом Вэйлем, Пегги уехала в Париж, где, как сама написала в автобиографии, «положила начало двум своим коллекциям: коллекции картин и коллекции мужчин, начав обе с относительно скромных экземпляров и увенчав их шедеврами…» В столице Франции юная Гуггенхайм познакомилась с богемными обитателями квартала Монпарнас. Ее близкими друзьями стали скульптор Константин Бранкузи и тогда еще никому неизвестный Марсель Дюшан…" - увлекательный иллюстрированный рассказ о судьбе Пегги Гуггенхайм читайте в отдельном материале Артхива
…Со своим (первым) мужем, литератором Лоуренсом Вэйлем, Пегги уехала в Париж, где, как сама написала в автобиографии, «положила начало двум своим коллекциям: коллекции картин и коллекции мужчин, начав обе с относительно скромных экземпляров и увенчав их шедеврами…» В столице Франции юная Гуггенхайм познакомилась с богемными обитателями квартала Монпарнас. Ее близкими друзьями стали скульптор Константин Бранкузи и тогда еще никому неизвестный Марсель Дюшан…" - увлекательный иллюстрированный рассказ о судьбе Пегги Гуггенхайм читайте в отдельном материале Артхива
Солдат пьет чай
1912, 109.8×94.7 см
В Париже Шагал впервые оказался в конце лета 1910 года, а 1 сентября 1923 года художник переехал в столицу Франции вместе с семьей. На фото 1924 года он, Белла и Ида — в собственной просторной мастерской на авеню Орлеан, 110. Арт-дилер Амбруаз Воллар обеспечивает художнику постоянный доход. Знаменитая работа художника, созданная в этот период, представлена на выставке в Бильбао.
И немного о парижских «Скриачах» Шагала. Встречается история о том, что в 1912 году А. В. Луначарский в качестве корреспондента газеты «Киевская мысль» посетил «Улей» (Ля Рюш) — знаменитую колонию богемы, где Шагал снимал мастерскую. Увидев «Скрипача» (также балансирующего на крышах домов), спросил художника, мол, почему он написал еврея на крыше домика в Витебске? Шагал вроде бы ответил, что это не полет фантазии, а реальность: «У меня был дядя, который, когда ел компот, забирался на крышу, чтобы его не беспокоили».
Вокруг круга
1940, 96.8×146 см
Один из акцентов выставки — работы Константина Бранкузи, который переосмыслил то, как скульптура может быть представлена в пространстве.
Константин Бранкузи. «Король королей» (King of Kings, Le roi des rois, 1938). Больше работ, представленных на выставке — на видео ниже.
Окно в город №3
1912, 113.7×130.8 см
Выставка продлится до 23 октября 2016 г.
Титульная иллюстрация — Пабло Пикассо, «Мулен де ла Галетт», 1900
Титульная иллюстрация — Пабло Пикассо, «Мулен де ла Галетт», 1900