До 2 июня во французском Биоте (Лазурный берег), в Национальном музее Фернана Леже проходит выставка «Реконструкция реальности». В поисках собственного стиля Фернан Леже жонглировал предметами в пространстве, нарушал законы гравитации и даже немного хулиганил. Выставка как раз и предлагает познакомиться с результатами его творческих исканий.
Фернана Леже традиционно относят к кубистам. Сам же художник считал себя реалистом по сути (цвета и линии), а вот с формой и композицией он экспериментировал, заимствуя философию и методы у других художественных течений первой половины ХХ века и попадая под влияние талантливых друзей.
На выставке в музее представлены работы за длительный период, начиная с 20-х годов прошлого века и заканчивая послевоенным временем. Картины, графика , поиски… Главная линия выставки — противопоставление и, вместе с тем, гармония реалистичного (в том смысле, как понимал его Леже) и сюрреалистичного подхода в творчестве мастера: предметы трансформируются в размерах, и, искажаясь, попадают «не на свое место». В итоге — все странное — логично, и находится именно там, где надо!
На выставке в музее представлены работы за длительный период, начиная с 20-х годов прошлого века и заканчивая послевоенным временем. Картины, графика , поиски… Главная линия выставки — противопоставление и, вместе с тем, гармония реалистичного (в том смысле, как понимал его Леже) и сюрреалистичного подхода в творчестве мастера: предметы трансформируются в размерах, и, искажаясь, попадают «не на свое место». В итоге — все странное — логично, и находится именно там, где надо!
Леже говорил, что сюжет в живописи — это ошибка. Так что не стоит искать его, связывая воедино парящие в воздухе предметы (от шляпы-котелка до игральных карт) и абстрактные фигуры на броском фоне. Смысл в картинах у него рождается не из связного повествования, а как раз из сюрреалистичного столкновения случайных вещей, из резких цветовых контрастов.
Конечно, такого рода смыслы — не из тех, что можно понять или истолковать. Их можно почувствовать. Или угадать. Или просто довериться художнику и собственным глазам.
А вот сам Леже, похоже, однажды доверился своему другу Марселю Дюшану — и пошалил вслед за ним. Дюшан украсил репродукцию «Джоконды» бородой и усами в 1919-м, а Леже в 1930-м сконструировал для культовой героини изобразительного искусства реальность с летающими ключами и портретом рыбы там, где должны бы быть облака. Эта работа Леже выбрана для афиши выставки. Куда уже реслистичнее-сюрреалистичнее!
А вот сам Леже, похоже, однажды доверился своему другу Марселю Дюшану — и пошалил вслед за ним. Дюшан украсил репродукцию «Джоконды» бородой и усами в 1919-м, а Леже в 1930-м сконструировал для культовой героини изобразительного искусства реальность с летающими ключами и портретом рыбы там, где должны бы быть облака. Эта работа Леже выбрана для афиши выставки. Куда уже реслистичнее-сюрреалистичнее!
Надо отметить, что и Леже оказывал влияние на окружающих. И среди них не только художники, но и, к примеру, писатель Сергей Довлатов.
Помните содержимое его «Чемодана»? Одна из глав называется «Куртка Фернана Леже». Приехавшая из Франции актриса вручает семье героя подарки:
… Мне досталась старая вельветовая куртка.
Откровенно говоря, я был немного растерян. Куртка явно требовала чистки и ремонта. Локти блестели. Пуговиц не хватало. У ворота и на рукаве я заметил следы масляной краски.
Я даже подумал — лучше бы привезла авторучку. Но вслух произнес:
— Спасибо. Зря беспокоились.
Не мог же я крикнуть — «Где вам удалось приобрести такое старье?! «
А куртка, действительно, была старая. Такие куртки, если верить советским плакатам, носят американские безработные.
Черкасова как-то странно поглядела на меня и говорит:
— Это куртка Фернана Леже. Он был приблизительно твоей комплекции.
Я с удивлением переспросил:
— Леже? Тот самый?
— Когда-то мы были с ним очень дружны. Потом я дружила с его вдовой. Рассказала ей о твоем существовании. Надя полезла в шкаф. Достала эту куртку и протянула мне. Она говорит, что Фернан завещал ей быть другом всякого сброда…
Откровенно говоря, я был немного растерян. Куртка явно требовала чистки и ремонта. Локти блестели. Пуговиц не хватало. У ворота и на рукаве я заметил следы масляной краски.
Я даже подумал — лучше бы привезла авторучку. Но вслух произнес:
— Спасибо. Зря беспокоились.
Не мог же я крикнуть — «Где вам удалось приобрести такое старье?! «
А куртка, действительно, была старая. Такие куртки, если верить советским плакатам, носят американские безработные.
Черкасова как-то странно поглядела на меня и говорит:
— Это куртка Фернана Леже. Он был приблизительно твоей комплекции.
Я с удивлением переспросил:
— Леже? Тот самый?
— Когда-то мы были с ним очень дружны. Потом я дружила с его вдовой. Рассказала ей о твоем существовании. Надя полезла в шкаф. Достала эту куртку и протянула мне. Она говорит, что Фернан завещал ей быть другом всякого сброда…
Надя — это родившаяся в белорусском селе Надежда Ходасевич, которая приехала в Париж, стала сначала ученицей, а потом и женой Фернана Леже. И это Надя превратила купленную художником незадолго до смерти усадьбу в музей, где и проходит сейчас выставка. Кстати, 20 июня экспозиция «Фернан Леже: Реконструкция реальности» переедет из Биота в Нант и пробудет в городском Музее изящных искусств до 22 сентября.
Что же до поисков своего стиля Фернаном Леже и их результата, Довлатов отлично описал то, что иллюстрирует выставка, все в том же «Чемодане»:
…Он, подобно Маяковскому, боролся с искусством. Но Маяковский застрелился, а Леже выстоял и победил.
Он мечтал рисовать на стенах зданий и вагонов. Через полвека его мечту осуществила нью-йоркская шпана.
Ему казалось, что линия важнее цвета. Что искусство, от Шекспира до Эдит Пиаф, живет контрастами.
Его любимые слова:
«Ренуар изображал то, что видел. Я изображаю то, что понял… «
Что же до поисков своего стиля Фернаном Леже и их результата, Довлатов отлично описал то, что иллюстрирует выставка, все в том же «Чемодане»:
…Он, подобно Маяковскому, боролся с искусством. Но Маяковский застрелился, а Леже выстоял и победил.
Он мечтал рисовать на стенах зданий и вагонов. Через полвека его мечту осуществила нью-йоркская шпана.
Ему казалось, что линия важнее цвета. Что искусство, от Шекспира до Эдит Пиаф, живет контрастами.
Его любимые слова:
«Ренуар изображал то, что видел. Я изображаю то, что понял… «