Центральным событием одесского «Фраерфеста» (Freierfest) — Первого ежегодного международного фестиваля современного искусства, - стала выставка «Фраерман и ученики», которая проходила в Музее современного искусства Одессы. Художник, учившийся у Костанди, не просто дышал воздухом Парижа: он был членом жюри Осенних салонов, дружил с Матиссом, общался с Дега, Роденом, Франсом… И в 1917 году вернулся в Одессу.
«В историю входят те художники, которые делают фраерское искусство», — сказал на открытии фестиваля художник и куратор Роман Громов.
Впервые за 60 лет Теофил Борисович Фраерман удостоился выставки в Одессе. Персональной выставки. Шире — надперсональной, потому что в каждом из учеников — его частица. Юрий Егоров, Олег Соколов, Дина Фрумина, Николай Шелюто… Они совершенно разные. Одно их роднит — свобода, совершенная свобода от соцреализма.
Организаторы фестиваля в его названии обыграли одесское слово «фраер», взяв за основу его значение на идиш (а изначально — на немецком) — «свободный». Но слово это имеет и другие коннотации: включаемся в игру со смыслами и мы.
Фраернуться
В Одессе так говорили о человеке, который прогадал, совершил оплошность, в нынешней лексике — лоханулся.Спрашиваю знакомого коллекционера из краев, что поближе к Парижу, не встречал ли работы Фраермана. И он рассказывает о приятеле, который в конце 80-х вывез из Одессы около десятка работ Фраермана. В Нью-Йорке их никто не хотел покупать, и он, в конце концов, сдал все работы какой-то второсортной галерее.
В то же время имя Теофила Фраермана десятилетиями упоминается с придыханием теми, кто посвящен. Миф?
За 60 лет ни одной персональной выставки (за исключением посмертной — в 1957 г. в Киеве и в Одессе). Несколько работ в Одесском художественном музее. Кое-что — в частных собраниях одесситов. И вот — выставка! И… недоумение: за исключением трех работ, это — соцреализм , может, не канонический — колористика другая, — но скучно.
...Или добротная русская живопись...
Любитель музыки. 1943
Год создания, обратите внимание — 1943-й…
Год создания, обратите внимание — 1943-й…
Звоню в Лос-Анджелес Зое Ивницкой, бывшей ученице Дины Михайловны Фруминой, и спрашиваю, чем так велик Фраерман?
Зоя Александровна рассказывает, что после войны, когда она училась у Фруминой, Дина Михайловна говорила о своем учителе чуть ли не шепотом. Говорила, что он большой Мастер, и что его страшно долбят — ругают за импрессионистическую манеру и обвиняют в формализме. Слава Богу, до «посадки» не дошло.
И еще Ивницкая рассказывает, что как-то была приглашена домой к одной художнице. На стенах были развешаны работы хозяйки и среди них — около десятка маленьких работ, которые сразу привлекли ее внимание, она не могла от них оторваться. Это были работы Фраермана.
Так какой же он был, Теофил Фраерман?
Зоя Александровна рассказывает, что после войны, когда она училась у Фруминой, Дина Михайловна говорила о своем учителе чуть ли не шепотом. Говорила, что он большой Мастер, и что его страшно долбят — ругают за импрессионистическую манеру и обвиняют в формализме. Слава Богу, до «посадки» не дошло.
И еще Ивницкая рассказывает, что как-то была приглашена домой к одной художнице. На стенах были развешаны работы хозяйки и среди них — около десятка маленьких работ, которые сразу привлекли ее внимание, она не могла от них оторваться. Это были работы Фраермана.
Так какой же он был, Теофил Фраерман?
Автопортрет
Фраер - свободный
Не только свободный художник, в первую очередь — свободный человек.После окончания Одесской рисовальной школы (учился у К. Костанди) Фраерман не стал пробиваться сквозь унизительную процентную норму в петербургскую Академию, а отправился в 1902 году в Мюнхен, где некоторое время обучался в художественной школе Ашбе. Когда академическое обучение наскучило, он ушел в Париж. Пешком. Два месяца. «Перебиваясь по дороге случайными заработками». Какими? Вероятно — вывески, афиши, портреты…
Кстати, именно Фраерману мы обязаны первой в Украине выставкой другого «маляра» — Нико Пиросманишвили.
За почти двенадцать лет пребывания в Париже Фраерман от подмастерья скульптора Аронсона, а затем — Родена, поднимается до почетной позиции постоянного члена жюри парижских Осенних салонов. Это ли не признание? Причем, от коллег по цеху. Дружил с Матиссом, общался с Дега, Роденом, Франсом…
«Фраермана этого времени я хорошо помню: крепкая фигура, широкие, мягкие жесты, легкая походка. На нем светло-серый костюм и шляпа с широкими полями. В руке трость с тяжелым золотым набалдашником. Фраерман часто появлялся в кафе, на улицах, в парках, на выставках, в мастерских художников, оставляя после себя светлый след. У него были русские и французские друзья».
Амшей Нюренберг
Хотелось бы посмотреть на его парижские работы! Подписывал он их на французский манер — Theo Fra.
После Парижа — три года в Лондоне и… возвращение в Одессу. Судя по всему, в связи с болезнью матери. Но на календаре 1917 год. Ловушка захлопнулась. Хотя он этого еще не осознает.
Фраерман окунается в бурную художественную жизнь Одессы. Он становится одним из лидеров «Товарищества независимых художников» (созданного в том же 1917 году в противовес «старикам» — Товариществу южнорусских художников и тяготевшего к европейскому авангарду), принимает участие в выставках, выполняет оформительские работы. Начинает преподавать.
После Парижа — три года в Лондоне и… возвращение в Одессу. Судя по всему, в связи с болезнью матери. Но на календаре 1917 год. Ловушка захлопнулась. Хотя он этого еще не осознает.
Фраерман окунается в бурную художественную жизнь Одессы. Он становится одним из лидеров «Товарищества независимых художников» (созданного в том же 1917 году в противовес «старикам» — Товариществу южнорусских художников и тяготевшего к европейскому авангарду), принимает участие в выставках, выполняет оформительские работы. Начинает преподавать.
Выставка Общества независимых художников 1918 г.
Сидят: И. Малик, В. Мидлер, М. Гершенфельд, Н. Юхневич, Т. Фраерман, П. Мамичева, А. Нюренберг; стоят: М. Бродский, А. Кобцев, С. Кишиневский, М. Гельман, Н. Соколик, Ф. Брудерзон.
Сидят: И. Малик, В. Мидлер, М. Гершенфельд, Н. Юхневич, Т. Фраерман, П. Мамичева, А. Нюренберг; стоят: М. Бродский, А. Кобцев, С. Кишиневский, М. Гельман, Н. Соколик, Ф. Брудерзон.
В 1919 году Яков Перемен увозит в Эрец Исраэль на корабле «Руслан» свою коллекцию картин — те самые «пропавшие» работы «Независимых». В их числе 12 картин Т. Фраермана. Лишь через 95 лет, одесситам довелось увидеть их в родном городе. Увы, не все, но какие!
Это было ошеломляюще… Звонкая песня свободного художника, не стиснутого ни канонами, ни условностями, ни авторитетами, и, уж тем более, идеологией.
Это было ошеломляюще… Звонкая песня свободного художника, не стиснутого ни канонами, ни условностями, ни авторитетами, и, уж тем более, идеологией.
Мы побывали на выставке, на которой были и работы Теофила Фраермана, представив репортаж: «Они вернулись!» — легендарную коллекцию работ одесских авангардистов спасли, выкупили и показывают
Такие пророки разговаривают с самим Богом.
Пророк. 1918
Такими вечерами мироздание прислушивается к человеку
Вечер. 1918
Что-то нашептал ему Париж. О монументальности и свободе.
И это все он привез в Россию — красивый, тридцатичетырехлетний.
И это все он привез в Россию — красивый, тридцатичетырехлетний.
Фраер – чужой
В воровским лексиконе «фраер» — свободный, вольный — тот, кто не сидит в тюрьме, не принадлежит к криминальному миру.Амшей Нюренберг вспоминал, как в 1918 году к ним подошли бандиты с револьверами. Кроме сухого хлеба, ничего в карманах не нашли. Обозвали голодранцами и отпустили. «Нас спас хлеб, которым мы вместо исчезнувших из города резинок стирали уголь с рисунков», — пишет Нюренберг. Фраерман радовался, что налетчики не сняли его парижское пальто.
Вторая встреча с налетчиками случилась в 1919-м. Нюренберг попытался с ними договориться, но «Фраерман с присущей ему иронией, бросает: «Отдай им деньги и не мешай. Они на работе».
Налетчики попали в историю.
Власть тоже была «на работе». Знание, вкус и опыт Фраермана советской власти пригодились. Он не только преподает в Художественном институте, а позже — и в Одесском инженерно-строительном институте, — он еще и занимается отбором, атрибуцией и закупкой предметов искусства для художественных музеев, организует Музей западного и восточного искусства (а во время войны отправляет его в эвакуацию), готовит выставки. Наркомпрос утверждает его в звании профессора…
Но к середине 1930-х время пламенных революционеров проходит, наступает век, в котором свободы не видать.
За формализм, за парижский свободный воздух профессор Фраерман был изгнан из Художественного института, правда, позже восстановлен по распоряжению из Москвы. Но при переезде института в Киев, Фраермана не зовут. После войны начинается травля «космополитов». Тогда-то и появляется сумрачная живопись загнанного в угол художника.
За формализм, за парижский свободный воздух профессор Фраерман был изгнан из Художественного института, правда, позже восстановлен по распоряжению из Москвы. Но при переезде института в Киев, Фраермана не зовут. После войны начинается травля «космополитов». Тогда-то и появляется сумрачная живопись загнанного в угол художника.
Интерьер
Интерьер без портрета. Голова профессора Фраермана?
Все — по клочкам, по закоулочкам, все — позади…
Фраер – возлюбленный
В украинском языке тоже есть слово фраїр, означающее «возлюбленный, жених».Кстати, какое-то время Теофил Борисович работает директором Одесского музея русского и украинского искусства.
Его любили студенты. Он был другой и видел другие берега. Как у Высоцкого: «Она была в Париже, и сам Марсель Марсо ей что-то говорил…»
«Советская власть была ему поперек горла. Он много рассказывал о своих путешествиях по Европе и жизни в Париже. Италия и Франция для него были художественным раем. Теофил Фраерман тепло относился к студентам. Это был настоящий интеллигент без всяких копеечных интересов. Настоящий человек».
Илья Шенкер
И другие фраеры
За 30 лет преподавания Мастер вырастил целую плеяду художников и архитекторов. Его учениками были: Е. Кибрик, О. Соколов, Д. Фрумина, И. Шенкер, В. Поляков, Н. Шелюто, А. Постель, Ю. Егоров, В. Стрельников и многие другие.Они разнесли его громкую радостную песнь — каждый на свой манер. Из рук загнанного травлей Мастера они получили главное — призвание быть свободным, быть собой. На выставке представлены трое.
Дина Фрумина претворила свою свободу в свет.
Зоя Ивницкая вспоминает, что у Фруминой много белого цвета…
Боль
1938
Дина Михайловна Фрумина «Отражение в зеркале». 1972
Дина Фрумина. «Автопортрет. Самарканд», 1943
Юрий Егоров «заразился» от учителя смелостью цвета.
К произведениям А. Грина. 1950
Эта работа с выставки «Фраерман и ученики» необычна для почитателей Егорова. Коллекционер Анатолий Дымчук, фанат этого художника, продолжает удивлять и радовать нас.
Море — одна из главных тем Юрия Егорова, такого моря, как у него, нет ни у кого. Интересно, что бы сказал Айвазовский?
Николай Шелютто повернулся спиной к соцреализму.
В студии
1934
Николай Андреевич Шелюто «Уголок парка». 1941
Или такой соцреализм
Суда на ремонте
1950
Н. Шелюто. Портрет артиста
Олег Соколов в «формализме» дошел до края, претворив его в поэзию.
И снова, и снова,
На пагубу лета,
Высокому счастью
Семи этажей
Наложена цепь
Хризантемных букетов.
Олег Соколов
Памфлет
Демократический принцип
Говорят, что в последние годы жизни, после смерти Сталина, Теофил Фраерман создал серию ярких гуашей, пропитанных парижским духом. Утверждают, что отъезжающие из Союза получали разрешение на вывоз удивительных весенних сюжетов. Возможно, волна еще вынесет их на наш берег. «Берег большой воды» — так, по свидетельству Наума Пельца, Теофил Борисович назвал одну из последних своих работ.
Порт
1926, 113×187 см
Что ж, правы организаторы: да здравствуют фраера в искусстве! Кто, если не они?
На выставке экспонаты из фондов предоставили музеи: Одесский художественный музей, Музей Западного и Восточного Искусства, Одесский муниципальный музей личных коллекций им. А.В. Блещунова, Музей истории евреев. Также представлены были работы из чаcтных коллекций: Е. Голубовского, Т. Диордиенко, А. Дымчука, С. Костина, С. Лущика, Т. Михайличенко, С. Пельца, Е. Щербины.
Титульная иллюстрация: Теофил Фраерман, «Портрет в интерьере», предположительно — автопортрет . 1940-е. Фото Олега Владимирского, Наталии Бакчевниковой, Ольги Потехиной
Титульная иллюстрация: Теофил Фраерман, «Портрет в интерьере», предположительно — автопортрет . 1940-е. Фото Олега Владимирского, Наталии Бакчевниковой, Ольги Потехиной