Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
В Одесском художественном музее состоялась крупная выставка легендарного Юрия Егорова,заложившего основы новой одесской художественной школы. Мы попытались разобраться,чем же он так«наследил» в одесской живописи,и делимся с вами не только интересными фактами,но и солнцем,морем и настроением этого необыкновенного вернисажа.
1. «Жил старик со своею старухою у самого синего моря»
«Старух» у него,по «официальной» версии,было три. Известный одесский художник Александр Ройтбурд вспоминает: «…одна из подруг моей мамы,дружившая с художниками,… говорила мне,что в среде одесских художников самым лучшим считается муж ее подруги Геты,написавший ее потрясающий портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
в розовом пеньюаре. …И только потом,в очередной раз зайдя на второй этаж художественного музея на улице Короленко,я обнаружил,что Егоров — тот самый художник,который написал мою любимую,почти обнаженную,- как сказали бы сейчас,„топлесс“, — девушку в контражуре,выходящую из вывернутого на зрителя моря,по спине которого разбежались тяжеловесные блики».
«Я был настолько очарован его живописью,что многое воспринимал через ее призму: море,деревья в городском саду,прибрежные склоны,тела и волосы женщин,картины Тициана и Джорджоне… Меня захватила их рожденная едва ли не в страдании материальность,преодолевавшая эту материальность густая,почти шевелящаяся фактура,и вместе с тем — просветленная простота и легкость» — Александр Ройтбурд
Татьяна Псковитина,вдова Егорова,говорит о том,что быть женой художника — особая роль: для него женщина — это,прежде всего,модель. И добавляет,что когда она,тоненькая девушка,позировала мужу,он добавлял тяжеловесность,«замес».
…И хотя подошедшая ко мне на выставке художница Светлана Юсим сказала,что моделью большинства его работ была Татьяна,сама«модель», указывая на одну из картин,уточнила: «Вот здесь ему сначала позировала Галя,а потом — я».
«Я с удивлением открыл для себя,что у моря горизонт действительно кажется выгнутым. Это потом уже я прочел о перцептивной перспективе. А тогда я стал писать круглящееся море и полюбил густые замесы» — Александр Ройтбурд
«…в неоглядной дали перед нами сверкает жарким серебром гигантский щит моря. …Ноги,как во сне,ступают точно по воздуху,и под ложечкой бешеным упругим мячиком прыгает радость. Многие картины начали свой медленный незримый рост,когда я десятилетним мальчиком жил на даче Большого Фонтана» — Юрий Егоров
У моря Егорова есть верный и изменчивый обитатель — солнце. В разное время дня и при разной погоде живет оно на его поверхности,вытаптывая узкую дорожку,выплескиваясь золотыми лужицами или сплавляя краски до полного обесцвечивания. Пожалуй,ни у одного художника нет столь нестерпимого радостного блеска морской глади.
«На все это с летних небес лились потоки ослепительного света,лавина эта обрушивалась в море,и оно кипело расплавленным серебром» — Юрий Егоров
Музей современного искусства Одессы предоставил для выставки 6 работ. По словам заместителя директора МСИО Любови Заевой,Егоров так определял три основных компонента Одесской школы: «Во-первых,наличие традиции… у нас есть предшественники — те,кто преломил в своем творчестве импрессионизм… Во-вторых,переклички с французской школой живописи… Третье — живые ощущения от Одессы с ее воздухом,обликом и настроением».
Егорова называют«отцом новой живописной одесской школы». Ну,а своя«школа» у него была академическая. Сын балерины и танцовщика Одесского театра оперы и балета,которого звал к себе сам Моисеев,Юра рисовал с самого детства,заслуживая одобрение соседки,арфистки из Оперного(танцовщицей станет дочь Егорова — Дарья). Рисовал«под Костанди».
Во время войны,в Красноярске,«написав чувственную патриотическую картину,был принят в Союз художников». После войны и авиаучилища,во время службы в Казани в авиаполку,посещал художественное училище. А когда вернулся в Одессу с работой«Мороз — Красный нос», премированной на выставке в Новосибирске,в Союзе художников его послали доучиваться на 4-й курс училища.
Юрий обиделся и махнул в Москву,но в Московский институт его тоже не приняли. Пришлось возвращаться в Одессу,и тут он попал на курс к Теофилу Фраерману,скрытому«одесскому парижанину», который в парижские свои годы был избран постоянным членом жюри Осеннего Салона.
Потом Егоров сорвался все-таки в Ленинград,поступил в Репинское,бросил,ходил в Эрмитаж копировать Рембрандта,перевелся в Мухинское. В Ленинграде сдружился с Ильей Глазуновым и мог бы стать не менее«дворцовым» и «возлюбленным».
За его работу«1918 год» худфонд СССР как-то отвалил целых три тысячи советских полновесных рублей.
«Один раз в начале девяностых я зашел к нему с Сережей Ануфриевым. Егоров очень подробно расспрашивал его,что происходит в Москве,что делает Кабаков,что такое концептуализм. В конце концов он разозлился: «Так это же та же самая литература,с которой я всю жизнь боролся! Там где есть живопись,никакой литературы быть не должно!» — Александр Ройтбурд
5. Егоров интересно совместил«поэзию и прозу» — искусство и геометрию
…Оглядываю стены выставочного зала — никакой классики! Кроме моря и женских фигур,- странные натюрморты,где среди фруктов,классической прорисовки столика и складок ткани возникает конус,пирамида,рама… Будто объект находится внутри реальной рамы. Геометрия и природа. Цвет,форма и свет. Игра смысла и формы. И — «одесский воздух», как говорил Мастер.
Кстати,недаром формы на его картинах Егорова ассоциируются со знаменитыми шарами пляжа Ланжерон! Они неоднократно«позировали» художнику.
6. Мастер не боялся«брать под крыло» талантливых художников — нонконформистов
Обращаюсь к Анатолию Дымчуку — «украинскому Третьякову», фанату Егорова,владельцу Dymchuk Gallery и создателю благотворительного фонда имени Ю. Егорова. Выставка состоялась во многом благодаря ему. На открытии он сказал,что скупает картины своего любимого художника за рубежом,возвращая их на родину. На мой вопрос о том,правда ли,что Егорова называют теоретиком одесского нонконформизма,Анатолий возражает,что художник,скорее,«крышевал» одесский авангард: «Это было больше,чем опека,потому что он за это поплатился — у него отменили персональную выставку. Вы можете себе представить,что это значило в те времена! Он,в общем-то,открыл Хруща,предоставил ему мастерскую,брал для него халтуры. Он многих брал под свое крыло,за что поплатился своей карьерой художника».
7. Егоров — автор монументальной«халтуры», которая была у всех на виду
На вопрос о работе«Знаки Зодиака», отличавшейся на выставке от всех прочих,Светлана Юсим сказала,что все мы,художники,вынуждены заниматься халтурой,чтобы заработать на жизнь,и на выставке представлен один из эскизов декоративного оформления.
Однако«монументальное» творчество Егорова пренебрежительной«халтурой» не назовешь. Оказалось,что одесситы жили в пространстве Егорова: им были оформлены магазин«Золотой ключик», бар гостиницы«Красная», ресторан«Юбилейный», кинотеатр«Звездный», гостиница«Лондонская». Витражи,гобелены,мозаика…
Сегодня,к сожалению,многие декоративно-прикладные работы украинских художников намеренно уничтожаются под надуманным предлогом«декоммунизации» или же просто по прихоти новых хозяев зданий.
Один из экспонатов,предоставленных МСИО,огромный гобелен«Экология», выполненный Татьяной по эскизу мужа. Над всем живым миром,пронизанным красными стрелами и расположившимся в небесной голубизне — руки Творца — «да будет!».
Этой картины нет на выставке,да и не может быть,потому что она находится в Лондоне. Татьяна вспоминает,что художник мог повторить любой понравившийся заказчику пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
,но не эту картину — не было того настроения,настроения 1949-го«сибирского» года. Другое название картины — «Сибирские сокровища».
9. Юрий Егоров — одесский художник«музейного уровня»
Виталий Абрамов,директор Художественного музея рассказывал,что Егоров сам приносил лучшие свои работы в музей. Его работы хранятся в Лондонской галерее,музее«Зиммерли»(Нью-Джерси,США), Третьяковской галерее,в нескольких украинских музеях и частных коллекциях. В собрании Дымчука — более ста работ Егорова.
Александр Ройтбурд вспоминает,как однажды«после распития с Мастером с горлА и в подворотне» он услышал: «Саша,не притворяйтесь, — лукаво сказал Егоров. Вы же прекрасно знаете,что сегодня в Одессе есть два музейных художника — Вы и я». Кстати,в марте этого года в Dymchuk Gallery состоялась выставка «СОЗВЕЗДИЯ. ЮРИЙ ЕГОРОВ,АЛЕКСАНДР РОЙТБУРД»
10. У нас есть возможность любоваться работами художника.
Выставка,открывшаяся в Одесском художественном музее,приурочена к семилетней годовщине со дня смерти Мастера. А в следующем году Анатолий Дымчук обещал сделать большую выставку на четырех площадках — к 90-летию Юрия Николаевича. Мы снова будем видеть его море,впитывая солнечное тепло работ художника.