В цирк играли Шагал, Родченко, Экстер, Тышлер, Пивоваров... и вся честная публика!
Выставка «Игра в цирк» в Московском Музее Современного Искусства — это
«цирк глазами художников и не только. Документальные и художественные материалы
, цирковой реквизит». Пойти
, что ли
, в клоунском парике? У многих к цирку слегка высокомерное отношение
«взрослого» к забаве ребенка — мол
, «низкий» жанр. Но имена
, упомянутые в анонсе выставки — самого
«высокого» уровня: Родченко
, Шагал
, Экстер
, Тихомиров
, Тышлер
, Пивоваров… Начало
, середина
, финал прошлого века
, наши дни — весьма живописный размах!
Ожидание от выставки — детство, радость, клоуны, смех… В голове неосознанно вертится марш «Советский цирк». Входящих встречает тумба с афишами представлений, воздушные шары — все именно так, как и ожидалось. Далее из светлого вестибюля попадаешь на задрапированную тёмной тканью лестницу, Звучит не музыка, но абстрактные «булькающие» звуки, даже несколько зловещие. Светящаяся лампочками надпись «Игра в цирк»… Игра начинается!
В вышине под потолком висит, как елочная игрушка, плоский силуэт Любови Орловой в образе цирковой дивы Марион Диксон, откуда-то слышится приглушённый смех множества людей. Сразу за одной из дверей — большое пространство белого зала с зелёным ковровым покрытием. Барабан в центре, каждый желающий может подойти и постучать в него, чем посетители активно и развлекаются.
Просторно висят несколько картин. Отдельную стену вольготно занимает огромный «Клоун (Марсель Марсо)» Зураба Церетели. Директор музея может себе позволить. Интересно, он не пытался подарить его Франции?
На других стенах, скромнее, соседствуя с другими, но также достаточно свободно висят «Белый сон» Александра Тихомирова, «Цирк» Бориса Анисфельда и ещё несколько картин.
Следующий зал. Обстановка символизирует вечную непоседливость и мобильность цирка, который немыслим без переездов, перевозки реквизита. Повсюду расставлены ящики, часть из которых превращена в витрины. Здесь выставлена «цирковая» и акварели. «Лист № 5» из альбома «Театральные декорации» Александры Экстер, зарисовка Родченко.
Александра Экстер. Лист №5. Цирк. Из альбома «Театральные декорации». 1930
Артур Фонвизин. Всадница. 1950-е
Тут же — три рисунка Марка Шагала на цирковую тему из иллюстраций к Луи Арагону, «Арлекин и наездница» Михаила Соколова, и даже карикатуры, где использован образ цирка в политическом рисунке, как например у Бориса Ефимова. На одном из ящиков стоят фарфоровые фигурки персонажей итальянской комедии. Как старого знакомого встречаю акварель Александра Серебрякова. Александр Борисович Серебряков (1907−1995) — сын «той самой» Зинаиды Серебряковой, «семейная» выставка которой только что завершилась в Третьяковской галерее.
В следующем зале, в центре, на маленькой арене сидит задумчивый неподвижный клоун в ярко — красном парике. От него я всё время ожидала подвоха — ну вот сейчас, сейчас! Он протянет руку и схватит кого-нибудь за штанину, или встанет и скорчит рожицу: «А вот и я!».
Пока в зале пусто, ещё не пришла толпа посетителей и экскурсантов…
(Леонид Тишков. Game over — Show must go on. 2011, инсталляция)
Здесь выставлена странная смесь экспонатов. Фото-панно, маленькая скульптура в углу зала, небольшой лист Тышлера, картина Пивоварова (желтые дома!), еще несколько работ на цирковую тематику. Но я так и не смогла понять, какое отношение к этому имеют четыре полотна Ольги Торбелутс из цикла «Кавказский пленник» с пугающими персонажами, словно вышедшими из фантастического фильма.
Дальше, через белый коридор со светящимися звёздами попадаем в затемнённый зал. Здесь царство фотографии. И в одном углу спрятан прожектор, отбрасывающий конус света на противоположную стену. Но что это? Что это за силуэт, которого нет рядом в реальности? Это же цирк! Мы — в иллюзии.
«Метафора», «Драма», «Гримерка», «Манеж», «Клетка», «Мечта», «Аллея славы» — не просто названия выставочных залов, отражающие тематику представленного здесь и сейчас, а настоящие цирковые территории. И в следующем зале мы попадаем в «закулисье» цирка. Из динамика раздаётся спокойный голос, привычно обыденно произносящий «Внимание, начинается второе отделение. Участвующим артистам просьба подготовиться к выходу». Вдоль одной стены установлены гримёрные зеркала, у другой — вешалка с костюмами и полки с реквизитом, громадные клоунские ботинки. Эти костюмы реальные, а не просто декорация. Юная девушка-экскурсовод рассказывает группе подростков, что и здесь не обошлось без иллюзии. Например, расшитое блёстками артистическое платьице на самом деле весит больше 15 килограмм… потому что в нём выступала дрессировщица тигров, и внутрь вшита стальная , на всякий экстренный случай.
Другой маленький зал уже целиком посвящён иллюзии, в буквальном смысле — фокусам и фокусникам. В круглой витрине — колоды карт Эмиля Кио, а на стенах посвящённые фокусниками и иллюзии работы Вадима Сидура, Александра Тихомирова.
Борис Анисфельд. Цирк. 1910-е.
Александр Тышлер. Девушка в карнавальном уборе.
Владимир Дмитриев. Цирк. 1920-е
Александр Тышлер. Балалайка. 1968
Юрий Горбачев. Клоун с котом. 2002
Артур Фонвизин. Всадница с плюмажем. 1956
Цирк, образы, люди, звери… характеры. Так и называются несколько рисунков Виктора Цигаля. Звери такие же артисты цирка, как и люди. Будь это вытянувшийся в полёте бегемот — (скульптура Андрея Булгакова «Але-оп»), выражение морды которого меняется в зависимости от освещения, или львы — фотографии и рык которых пугают маленьких (да и не только) посетителей в одном из залов.
Портретные фотографии обезьян, с устало-человеческими выражениями, в углу лежит огромное существо из грубой мешковины, мнения на счёт которого разошлись — кто-то считал, что это медведь, а кто-то слон…
Вообще, пытаясь восстановить перед собой общую картину всей выставки, я поняла, что это практически невозможно. Ты всё время попадаешь в совершенно разные пространства, переходя из одного зала в другой, попадая в неожиданные места, как например маленькая белая квадратная комната с множеством дверей по периметру. И совершенно непонятно, что окажется за очередной дверью — выход в следующий зал? Фото? Картина?.. Кажется, ты находишься внутри волшебного ящика фокусника. Или в шляпе, как кролик.
В целом от всего увиденного осталось странное ощущение немного пугающей загадочности, не всегда понятного и доброго мира, и мысль: никогда не надо подходить к чему-то (или идти куда-то) с заранее подготовленным мнением. Предвзятое отношение не даёт увидеть реальность. Особенно — цирковую.
Любовь Гуськова
Справка Артхива:
В основе экспозиции «Игра в цирк» — коллекция ММОМА, дополненная работами из крупнейших государственных и частных собраний (Государственной Третьяковской галереи, ГММИ имени А.С. Пушкина, Мультимедиа Арт Музея, Музея циркового искусства при Большом Санкт-Петербургском цирке, Музея истории цирка Союза цирковых деятелей России, Фонда наследия художника А.Д. Тихомирова и других — всего более 30 собраний).
На выставке в MMOMA — как знаковые работы, так и ранее не экспонировавшиеся. Это произведения классиков русского авангарда (Александра Родченко, Владимира Дмитриева, Александры Экстер, Владимира Стерлигова, Марка Шагала, Павла Челищева); мастеров второй половины ХХ века (Александра Тышлера, Александра Тихомирова, Натальи Нестеровой, Татьяны Назаренко, Ольги Булгаковой, Олега Целкова, Константина Батынкова), а также актуальных художников (Олега Кулика, Леонида Тишкова, Ольги Тобрелутс, Сергея Браткова и многих других).