school_banner
Регистрация

В Амстердаме исследуют влияние Ван Гога на Матисса, Кирхнера, Кандинского

Мне нравится2       0  
«Художники, будучи мертвы и похоронены, общаются с несколькими следующими поколениями посредством своих работ…» — писал Винсент брату Тео. Любопытную выставку, посвященную влиянию гения постимпрессионизма на фовистов и экспрессионистов, представляет Музей Ван Гога в Амстердаме.
В основе экспозиции «Ван Гон вдохновляет: Матисс, Кирхнер, Кандинский» — 14 работ из коллекции Фонда Мерцбахера (Швейцария), дополненные полотнами из собрания голландского музея.
Алексей Георгиевич Явленский. Елена в синем тюрбане


В 1905 году французские фовисты и немецкие экспрессионисты из групп «Мост» (Die Brücke) и «Синий всадник» (Der Blaue Reiter) начали искать способы сделать своё искусство более ярким и запоминающимся. И тех, и других вдохновили красочные, динамичные и эмоциональные картины Ван Гога. Эти особенные работы побудили их выразить собственные самые глубокие чувства. Эти новаторские художники искали свободу в форме и цвете, и в своих поисках по смелости подхода они, считают организаторы экспозиции, обогнали голландского постимпрессиониста.


Слева: Алексей Явленский, «Синий тюрбан (Елена в синем тюрбане)», 1910

При жизни Ван Гога его картины продавались плохо. Но с 1888 года к его творчеству начали проявлять интерес художники и журналисты. Французский арт-критик Альберт Орье (Albert Aurier) стал одним из первых, кто похвалил работы Винсента. Его восхищали выразительные цвета и манера письма, но превыше всего — символизм×Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. читать дальше в картинах голландца.
«Как можно объяснить „Сеятеля“, не принимая во внимание идею неотвратимости пришествия человека, мессии, сеятеля правды, который возродит наше дряхлое искусство?» (Альберт Орье)
Винсент Ван Гог. Сеятель
Сеятель
Ноябрь 1888, 32.5×40 см
Эти же элементы — символика, цвета и мазки — привлекли внимание молодых художников
Вскоре после смерти Винсента в июле 1890 года Тео организовал мемориальную выставку в собственном доме в Париже. В течение нескольких месяцев в комнатах висели около ста картин, но экспозиция прошла практически незамеченной для широкой публики. К счастью, она заинтересовала некоторых художников и журналистов. Затем одна за другой прошли ретроспективы в Париже и Брюсселе.
Во французской столице некоторые художники заимствовали из его работ прямые визуальные модели, другие же более внимательно отнеслись к символике. Влияние Ван Гога можно найти на картинах Пьера Боннара, Эдуара Вюйара, в меньшей степени — у Мориса Дени и Одилона Редона.
Пьер Боннар. Монмартр под дождём (Улица Толозе)
Винсент Ван Гог. Спальня в Арле (первый вариант)
  • Пьер Боннар, «Монмартр под дождём (Улица Толозе)», 1897
  • Винсент Ван Гог, «Спальня в Арле», 1888
Осенью 1905-го года Андре Дерен, Морис де Вламинк и Анри Матисс выставили на осеннем Салоне в Париже картины в стиле позднего Винсента — с грубыми мазками и нереальными цветами. Зал в шутку был назван «La cage aux fauves» (ля каж о фов, «клетка диких зверей»), а художников с тех пор начали называть «фовистами».
«В тот день я полюбил Ван Гога больше, чем собственного отца» (Морис де Вламинк, 1901)
  • Морис де Вламинк, «Сена в Нантере» (1906 - 1907)
  • Андре Дерен, «Рыбацкие лодки, Кольюр» (1905)


Между тем на родине художника, в Нидерландах, дела обстояли иначе. В 1905 году Ян Слёйтерс, который тогда учился в Художественной академии в Амстердаме, побывал в Париже на выставках Ван Гога и фовистов. Он с энтузиазмом начал воплощать в своих работах праздник цвета, открытый во французской столице.

Однако «ложное стремление к диким новым цветовым схемам» стало причиной, по которой академия отозвала его грант на поездку.


Слева: Ян Слёйтерс, «Портрет Соломона Беффи» (1912)

Ещё один голландец, Лео Гестел, познакомился с творчеством своего соотечественника-постимпрессиониста благодаря дяде, который однажды работал с ним. Под влиянием Ван Гога стиль Гестела изменился: если прежде он работал преимущественно в тёмных тонах, то позже перешёл к передаче света свободными, широкими мазками.
Таким образом, предсказание Альберта Орье сбылось. Винсент Ван Гог действительно преобразил западное искусство. Многим последователям он передал часть своего мастерства, будь то символизм форм, интенсивность цвета или выразительность мазка.
Винсент Ван Гог. Колыбельная, портрет Августины Рулен
  • Анри Матисс, «Женщина в зелёном» (1909)
  • Винсент Ван Гог, «Портрет Августины Рулен (Колыбельная)» (1889)
Выставка «Ван Гон вдохновляет: Матисс, Кирхнер, Кандинский» в Амстердаме продлится до 27 ноября.
По материалам официального сайта Музея Ван Гога в Амстердаме. Главная иллюстрация: Василий Кандинский, «Осенний пейзаж с лодками» (1908)
Комментировать Комментарии
HELP