войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

"Рафаэль. Поэзия образа": все работы, которые будут на выставке в Москве

В Музее изобразительного искусства им. А. С. Пушкина 13 сентября открывается выставка «Рафаэль. Поэзия образа»: восемь живописных и три графические работы гения итальянского Возрождения прибудут из итальянских музеев. Показываем картины, сопровождая виртуальное шоу любопытными фактами о работах.
"Рафаэль. Поэзия образа": все работы, которые будут на выставке в Москве
Рафаэль почитается одним из трех величайших гениев Ренессанса. Когда 21-летний художник приехал во Флоренцию, его «старшие братья по цеху» уже блистали на артистической сцене: Леонардо да Винчи работал над несравненной «Моной Лизой», а Микеланджело только закончил «Давида».
Мало кто ожидал, что молодой художник из Урбино, прослывший талантливым подражателем стиля своего уч



Мало кто ожидал, что молодой художник из Урбино, прослывший талантливым подражателем стиля своего учителя Перуджино, — работы учителя и ученика было трудно отличить, — сможет стать самостоятельным мастером. Но в считанные годы он завоевал такую славу среди аристократов, герцогов и Пап, что его называли не иначе, как «божественный Рафаэль».



Рафаэль Санти «Автопортрет», 1504−1506 гг., доска, темпера. 47,5×33, Галерея Уффици, Флоренция

Богородица с Младенцем Рафаэля завораживают — безмятежная улыбка Мадонны на его работах так нежна… Поэтический образ Марии с Сыном каждый раз возвращает художника к сладостному и горестному воспоминанию об объятиях своей матери, умершей, когда Рафаэлю было всего восемь лет.
Зрители на выставке увидят «Мадонну Грандука» или «Мадонна Великого Герцога». Работа получила свое название в честь ее владельца — великого герцога Тосканского, Фердинанда III Лотарингского, который обожал картину и никогда с ней не расставался, беря ее с собой даже в путешествия. Рентген работы показал наличие пейзажного фона на втором плане, который был позднее закрашен.
Небольшое (и вместе с тем — грандиозное!) собрание ярко иллюстрирует три основных вехи творчества мастера: ранний умбрийский, флорентийский и римский периоды.
О высоком мастерстве Рафаэля в юном возрасте говорит сохранившаяся лишь в фрагментах алтарная композиции «Коронование Святого Николая», выполненная 17-летним художником. Алтарь заказал Андреа Барончи для своей домашней часовни церкви Сан-Агостино в Чита-ди-Кастелло недалеко от Урбино — родного города художника. Известно, что Барончи сделал заказ художнику Евангелиста да Пиан ди Мелето, работавшего в мастерской отца Рафаэля — Джованни Санти. Однако в документах как исполнителя фигурирует имя Рафаэля. Во время разрушительного землетрясения в 1789 году алтарь был настолько поврежден, что был распилен и сохранен лишь в нескольких фрагментах. Их приобрел Папа Пий VI для Ватиканской коллекции, где они находились до 1849 года. Сейчас части алтарного образа хранятся в разных музейных собраниях.
Бесспорные шедевры выставки и триумф Рафаэля — портреты четы Дони по заказу богатого флорентийского купца и тонкого ценителя искусства Аньоло Дони.
В 1506 году Рафаэль написал парные портреты для Аньоло Дони, который коллекционировал ювелирные украшения и антиквариат, и заказывал работы у самых выдающихся мастеров своего времени — Микеланджело, Донателло, Фра Барталомео.
  • "Портрет Аньоло Дони", 1505-1506, Галерея Питти, Флоренция
  • "Портрет Маддалены Дони", 1505-1506, Галерея Питти, Флоренция
Разглядывая картины, отмечаем влияние «Моны Лизы», которая была вызовом для современников Леонардо, недостижимым совершенством воплощения «живого образа» в живописи. Правда, знаменитому «сфумато» Леонардо да Винчи Рафаэль противопоставляет красочную палитру, построенную на градации чистых светлых тонов, что придает пейзажу прозрачность, выделяя на первом плане образ.
Аньоло Дони заказал портреты вскоре после своей свадьбы, и на шее его избранницы — дочери аристократа, — красуется его свадебный подарок: роскошный кулон с драгоценными камнями, которые, как известно, обладают определенными свойствами. Выбор украшения был неслучайным — сапфир символизирует чистоту, жемчуг — девственность, изумруд обладает целительной силой, рубин приносит здоровье и процветание своему владельцу, а выгравированный единорог означает целомудрие. Набор свойств этого изысканного украшения идеально подходит для невесты и намекает на ее роль будущей матери.
Редко упоминают тот факт, что на обратной стороне портретов изображены сцены «Возрождение
Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше
человечества» из «Метаморфоз» Овидия, выполненные неизвестным флорентийским мастером из Серумидо в технике гризайли. Они дополняют трактовку образов молодоженов, давая надежду на плодовитость супружества.
Самая поздняя работа Рафаэля, представленная на выставке, — «Экстаз Святой Цецилии» (1514−1515), выполненная полностью рукой мастера.
В это время Рафаэлю уже 35 лет, он живет в Риме, и как гений — универсальный мастер Возрождения, — справляется с невероятным количеством задач: он проектирует дизайн гобеленов на тему «Деяний апостолов» для Сикстинской Капеллы, в качестве главного архитектора возглавляет строительство Собора Святого Петра в Риме. Как главный хранитель древностей — контролирует работу над раскопками в Риме и следит за выполнением более 50 фресок на библейские темы в папских ложах Ватикана. В своем плотном графике он находит время для частных заказов.
Алтарь, посвященный Святой Цецилии, художнику заказала болонская аристократка Елена Дулиоли даль’Олио (Elena Duglioli dall’Oglio) для семейной капеллы в церкви Сан-Джованни в Монте. Между знатной дамой и Святой мученицей оказалось много общего: Цецилия родилась в благородной семье, приняв христианскую веру, единственными желаниями девушки была помощь бедным и желание остаться целомудренной до самой смерти. Когда девушку выдали замуж за язычника, она не только обратила мужа в христианство, но и убедила его жить в чистоте. Елена также вышла замуж и добилась согласия мужа на брак без плотских отношений. В свое время она считалась мистиком, а после смерти была причислена к лику блаженных католической церковью, и ее стали называть «второй Цецилией».
Интересны дискуссии экспертов, которые обсуждают выбор святых в этой работе. Предполагается, что Раф

Интересны дискуссии экспертов, которые обсуждают выбор святых в этой работе. Предполагается, что Рафаэль сам определил образы, которые будут окружать святую Цецилию. В работе изображены на дальнем плане Апостол Иоанн и Святой Августин, на переднем — Святой апостол Павел и Святая Мария Магдалена. Ученые предполагают, что художник хотел воплотить в этой работе еще и тему любви земной и небесной. Непорочная жизнь целомудренной Цецилии и проповеди апостола Павла говорят нам о любви небесной, а образ Марии Магдалены, раскаявшейся грешницы-прелюбодейки, напоминает о земных страстях.

Рафаэль «Святая Мария Магдалена», фрагмент алтаря «Экстаз Святой Цецилии»

О презентации выставки в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина читайте в нашей новости «Первая выставка произведений Рафаэля из итальянских музеев в ГМИИ им. А.С. Пушкина».
Рафаэль «Женский портрет» («Немая»), 1507, дерево, масло, 64×48, Национальная Галерея Марке, Урбино
Рафаэль «Женский портрет» («Немая»), 1507, дерево, масло, 64×48, Национальная Галерея Марке, Урбино
Кроме живописных произведений на выставке зрители увидят три графические работы из собрания Галереи Уффици во Флоренции: «Голова женщины в профиль», «Погрудное изображение молодой женщины в профиль» и набросок к «Мадонне Грандука».
Выставка «Поэзия образов Рафаэля» откроется 13 сентября и продлится до 11 декабря 2016 года.
Титульная иллюстрация: фрагмент работы «Мадонна Грандука», 1504, Палаццо Питти, Флоренция
В новости использованы материалы ТАСС, книги Sylvia Ferino Pagden, M. a Antonietta Zancan «Rafael».