«Экстаз святой Цецилии», написанный для болонской церкви Сан-Джованни ин Монте, – одно из самих грандиозных творений Рафаэля. На российской выставке
«Рафаэль. Поэзия образа» в 2016 году картина заняла центральное место.
«…это – величайшая картина Высокого Возрождения, – поясняет искусствовед Александр Тимофеевский
на своей странице в Фейсбуке, –
из самого первого ряда, там, где Тондо Дони Микеланджело и Анна и Мария с Младенцем Христом Леонардо. Мы говорим «большой стиль», обзывая им все, что угодно, сталинскую архитектуру из папье-маше, любую бутафорскую хрень, но у слов все-таки есть первоначальный смысл, и «большой стиль», maniere grande, это как раз про тот ряд, откуда «Экстаз святой Цецилии»!»Артхив собрал минимум знаний, необходимый для понимания одной из величайших работ Рафаэля.
Кто была Цецилия и почему считается святой?
Цецилия (иногда встречается написание Чечилия или даже Кикилия) – почитаемая не только католиками, но также и православными мученица, жившая в Риме в начале III века и считающаяся изобретательницей и покровительницей церковной музыки.
Цецилия родилась в семье богатых римских патрициев и с детства воспитывалась в христианской вере. Это означало особый подход к жизненным благам: юная римлянка стремилась разделить своё имущество с бедными, под роскошным платьем носила власяницу – длинную рубаху из грубой шерсти (она есть и на картине Рафаэля), которая колола и натирала тело и не позволяла ему стать изнеженным, а кроме этого, Цецилия дала Господу обет целомудрия. Родители выбрали ей в мужья знатного язычника Валериана. В подобных ситуациях девственницы-христианки поступали по-разному.
Святой Либерате, к примеру, удалось вымолить, чтобы у неё выросла обезобразившая её борода и этим отвратить жениха от мысли о браке, а
святая Лючия Сиракузская, жених которой, узнав о её обете безбрачия, решил отвезти её в публичный дом, молилась так истово, что тысяча стражников не смогли сдвинуть её повозку с места. Но святая Цецилия, в отличие от них, увидела в будущем муже не язычника и не мучителя, а человека – образ и подобие Божие. Цецилия убедила жениха не нарушать её обета и говорила так убеждённо и искренне, что Валериан не только согласился с ней, но и вместе со своим братом Тивуртием принял христианство. Все трое привели ко Христу еще 400 человек, были преследуемы властями, под ударами плетей не отреклись от Христа и приняли мученическую смерть.
При чём же здесь музыка?
Цецилия жила в III веке, а считать её покровительницей музыки стали гораздо позже – примерно в XV-XV вв. В XIII столетии увидел свет знаменитый сборник житий святых, записанных монахом-доминиканцем Иаковом Ворагинским, позднее получивший название «Золотая легенда». Содержа множество занимательных подробностей, он стал неисчерпаемым кладезем сюжетов для живописцев. О Цецилии, например, сообщалось:
«ведомая под звуки музыкальных инструментов в дом своего жениха, Цецилия взывала к Богу, моля сохранить ее душу и тело незапятнанным». В ответ на свои молитвы Цецилия перестала слышать земную какофонию и услышала ангельское пение. На её лице Рафаэль запечатлел выражение восторга и экстатической отрешённости.
Считают, что в изображении ангелов в верхней части картины Рафаэль зашифровал пифагорейскую теорию музыки: их количество и расположение, отмечает Александр Махов,
«выражает математическую пропорцию самого совершенного музыкального консонанса – октавы».
Цецилия, которой дано слышать недоступную другим людям «музыку сфер», таким образом, становится посредницей между музыкой небесной и земной. С этой целью она, согласно устному преданию, изобрела орган – инструмент, который наилучшим образом может донести до людей музыку ангелов. Неслучайно эта святая вдохновляла многих композиторов: свои «Оды к св.Цецилии» есть у Георга Фридриха Генделя и Генри Пёрселла, а Шарль Гуно создал целую «Торжественную мессу в честь святой Цецилии». Восторженное описание картины Рафаэля оставил Ференц Лист.
Изломанные инструменты - как они вписываются в пресловутую гармонию Рафаэля?
Действительно, под ноги Цецилии и её спутников презрительно брошены музыкальные инструменты: разбитая виола да гамба, бубен-тамбурин, треугольник, литавры и флейты. Об их реалистичности
Джорджо Вазари с восхищением писал, что они
«кажутся доподлинно существующими, а не написанными». Правда, скорее всего, инструменты выполнил не Рафаэль, а его ученик
Джованни да Удине, о чем также поведал Вазари:
«Рафаэль, весьма любивший талант Джованни, работая над деревянным образом святой Цецилии... поручил Джованни написать орган, который держит святая, воспроизведенный им с натуры столь отменно, что кажется рельефным». Однако органист и музыковед Александр Майкопар считает, что зритель, глядя на Цецилию Рафаэля, вправе задаться вопросом,
«почему органетто (или органино) – маленький орган-портатив – св.Цецилия держит так, что на нём не только нельзя играть, но из него даже вываливаются некоторые трубки?» Ответ, по-видимому, в том, что любые звуки, извлекаемые из земных и материальных музыкальных инструментов, меркнут перед небесной гармонией. Тому, кто слышит, как Цецилия, пение ангелов, становятся не нужны «грешные песни земли».
Кто из святых окружает Цецилию на картине Рафаэля? Почему именно они?
«Экстаз святой Цецилии» близок к иконографическому типу
Sacra Conversazione, т.е. «святое собеседование». На картинах этого типа Богоматерь с младенцем изображалась в окружении святых, которые могли жить в совершенно разное время и быть небесными покровителями заказчиков, а сама атмосфера «собеседования» обычно отличается спокойной созерцательностью. Нечто подобное мы видим и у Рафаэля с той разницей, что в центре композиции оказывается св.Цецилия. Её окружают апостол Павел, евангелист Иоанн, великий богослов Августин Блаженный и библейская Мария Магдалина. Почему они?
Возможно, по мысли Рафаэля именно они лучше всего способны транслировать идею первенства божественного перед земным и христианскую философию любви. Иоганн Вольфгане Гете в «Итальянском путешествии» писал о них:
«Пятеро святых рядом друг с дружкой, ни до одного из них нам, собственно, дела нет, но их земное бытие воссоздано так совершенно и несомненно, что этой картине желаешь вечной жизни, примиряясь даже с мыслью, что сам ты обратишься в прах».
Святые изображены так искусно, что, по словам Вазари, в их
«фигурах мы воочию видим и трепет живой плоти, и проявление духа, и биение жизни в самом мимолётном ощущении». Апостол Павел написан в красном плаще и зелёной тунике, он опирается на меч (возможно, потому, что и Христос говорил
«Не мир пришёл Я принести, но меч», Мф.10:34), а в руках держит одно из своих посланий. Иоанн по традиции изображён юным и красивым, у его ног – орёл, символ этого апостола. Блаженный Августин и Мария Магдалина также держат в руках предметы – посох и сосуд с благовониями. Этим распределением предметов Рафаэль как бы уравновешивает тяжесть органа св. Цецилии. Своей геометричностью и прямолинейностью этот инструмент мог бы нарушить плавные криволинейные ритмы картины, но Рафаэль находит изобразительный способ нивелировать такой эффект, дублируя в смягчённом виде линии трубок органа в складках туники Марии Магдалины.
Интересно, что из всех пятерых изображённых взор в небесам обращает только святая Цецилия, остальные четверо смотрят в четырёх различных направлениях: Павел – вниз, Иоанн и Августин – друг на друга (т.е. вправо и влево), а Магдалина – прямо на нас. Если иметь в виду еще и зрителя, смотрящего на картину, то получается, что Рафаэль учёл одновременно три взаимоперпендикулярных направления взглядов. Еще одна интересная деталь: все святые, кроме обутой в сандалии Цецилии, изображены босыми. Это могло означать, что только она одна вполне оторвалась от земного, остальные же всё еще крепко привязаны к земле, на которой стоят.
Известно ли что-либо о том, кто был заказчиком картины?
В отличие от многих других картин – да. Заказала картину аристократка из Болоньи по имени Елена Дальольо. Она и сама была склонна к религиозной экзальтации, после её кончины католическая церковь признала Елену блаженной. Дальольо уверяла, что однажды во сне до её слуха донёсся голос, который повелел ей построить часовню в честь святой Цецилии при церкви Сан-Джованни ин Монте. Елена пересказала сон своему родственнику – флорентийскому певцу и музыканту Антонио Пуччи. Тот горячо поддержал планы Елены: недавно Пуччи потерял голос и надеялся, что покровительница музыкантов Цецилия поможет его вернуть. Брат Антонио, кардинал Лоренцо Пуччи, по счастью, был хорошо знаком с Рафаэлем и пообещал уговорить художника взяться за эту работу. Слава Рафаэля к этому времени уже была в зените, его работа стоила очень дорого, но Елена Дальольо и братья Пуччи смогли собрать крупную сумму – тысячу скудо золотом. Заказ показался художнику интересным и, несмотря на сильную занятость, он принялся за дело.
«Экстаз св.Цецилии» преумножил славу Рафаэля. Вазари излагает легенду о том, что художник
Франческо Франча, которому Рафаэль поручил встретить картину в Болонье и проследить за тем, как её разгрузят и установят в церкви Сан-Джованни ин Монте, при виде картины пришёл в такой восторг (а некоторые считают – в такое расстройство, вызванное завистью к более молодому и талантливому Рафаэлю), что его сердце перестало биться.
Автор: Анна Вчерашняя