Почти через пять столетий после своего создания «Венера Урбинская» (1538) кисти Тициана на время вернётся в родной город в провинции Марке. Сейчас шедевр эпохи Возрождения входит в коллекцию галереи Уффици во Флоренции, но с 6 сентября по 8 декабря 2016 года будет выставлен во Дворце дожей Урбино, для которого изначально и был написан.
Эту картину заказал Гвидобальдо II делла Ровере, герцог Урбино. Полотно правитель преподнёс в подарок своей жене Джулии да Варано, которой на момент заключения брака было всего 10 лет. Оно висело в отдельной комнате и, по общему мнению, было «учебным пособием» для молодой герцогини по эротике, верности и материнству.
Венера Урбинская
1538, 119.2×165.5 см
Откровенный эротизм картины напоминал девушке о супружеском долге. Эротическая аллегория
представлена в виде Венеры, богини любви, сладострастной и притягательной женщины, смотрящей на зрителя, который не может пройти мимо её красоты. Чувственность особо подчёркнута светом и тёплым цветом тела на тёмном фоне.
Собака в ногах центральной фигуры является символом супружеской верности. А в глубине комнаты одна служанка наблюдает за другой, которая роется в сундуке — кто бы мог подумать, что это рассматривается как знак материнства…
Собака в ногах центральной фигуры является символом супружеской верности. А в глубине комнаты одна служанка наблюдает за другой, которая роется в сундуке — кто бы мог подумать, что это рассматривается как знак материнства…
Таким образом, сильный эротизм картины согласуется с её приватным, бытовым предназначением в качестве подарка мужа жене.
Благодаря виртуозному использованию цвета и его контрастов, а также тонких смыслов и аллюзий, Тициан представляет идеальную женщину эпохи Возрождения, которая, подобно Венере, становится символом любви, красоты и плодовитости.
Спящая Венера
1510, 108×175 см
Тициан написал эту работу, будучи под впечатлением от полотна «Спящая Венера» своего современника Джорджоне. Тот скончался в возрасте 33-х лет от чумы и, по преданию, Тициан спас его шедевр от огня — тогда вещи погибших сжигали, чтобы предотвратить распространение инфекции.
В свою очередь работа Тициана стала одним из источников вдохновения для полотна «Олимпия» (1853) Эдуара Мане, на котором вместо богини изображена любимая модель художника Викторина Мёран.
В свою очередь работа Тициана стала одним из источников вдохновения для полотна «Олимпия» (1853) Эдуара Мане, на котором вместо богини изображена любимая модель художника Викторина Мёран.
Напомним, что «Олимпия» Мане до 30 октября 2016 г. гостит в Эрмитаже — подробности о выставке читайте в нашей отдельной публикации
Олимпия
1863, 130.5×190 см
В 1624 году «Венера Урбинская» переехала на Виллу Империале в Пезаро, а затем «поселилась» во Флоренции, когда Виттория делла Ровере, последний потомок семьи, вышла замуж за Фердинандо II Медичи. В течение двух лет картина висела на Вилла-ди-Поджио Империале, загородном доме Виттории, а в 1736 году перешла в коллекцию галереи Уффици.
За последние 13 лет «Венера Урбинская» выставлялась в Музее Прадо в Мадриде, в Центре изобразительных искусств в Брюсселе, Национальном музее западного искусства в Токио и во Дворце дожей в Венеции.
За последние 13 лет «Венера Урбинская» выставлялась в Музее Прадо в Мадриде, в Центре изобразительных искусств в Брюсселе, Национальном музее западного искусства в Токио и во Дворце дожей в Венеции.
Кураторы Дворца дожей Урбино надеются, что шедевр Тициана привлечёт в музей туристов, которые любят посещать Марке осенью.
По материалам официального сайта галереи Уффици и theflorentine.net