«Кранах со всех сторон» — это название выставки в Национальной галерее в Праге, которая рассматривает работы великого немецкого художника эпохи Возрождения глазами историков, реставраторов, химиков и других учёных. Здесь представлены произведения из коллекции музея, связанные с культурными событиями в основном в Чехии и Моравии.
Экспозиция свидетельствует о большом интересе местной знати и церкви к картинам Лукаса Кранаха Старшего, который был и художником, и коммерсантом (например, он поставлял бумагу и вино ко двору).
Слева: Лукас Кранах Старший, «Старый дурень» (ок. 1530)
Исследование, проведённое Цифровым архивом Кранаха в Дюссельдорфе, выявило множество доселе неизвестных фактов. Например, о технике создания оригиналов и, в особенности, копий.
Во время выставки у посетителей есть возможность собственноручно создать копии работ Кранаха, используя те же методы, что и в мастерской художника. Каждый желающий получает современный вариант неоконченной картины, которую можно обрисовать с помощью кальки, перенести на обычную бумагу, а затем раскрасить (почти) как Кранах.
Слева: последователь Лукаса Кранаха Старшего, «Месса святого Григория» (1540 — 1550). Фото: ngprague. cz
Анри Руссо был одним из самых важных художников на рубеже XIX — XX веков, предтечей постмодернизма, пуантилизма и концептуализма. Его работы привлекали не только интеллигенцию и коллекционеров вроде Гийома Аполлинера и Вильгельма фон Уде, но и многих живописцев. Своим творчеством он предвосхитил и дал толчок работам Поля Сезанна, Поля Гогена, Пабло Пикассо, Пауля Клее, Фриды Кало и других. У него черпали вдохновение, в частности, члены группы «Синий всадник» во главе с Василием Кандинским.
При этом Руссо был самоучкой, простым сотрудником таможни (отсюда и прозвище). Он интуитивно следовал законами перспективы, передавая её с помощью оттенков и изменения цвета по мере удаления от объектов. Его воображаемые миры полны густых зарослей, травы и кустов выше человеческого роста, буйных красок и неожиданных объектов.
Слева: Анри Руссо по прозвищу Таможенник, «Портрет-пейзаж» (1890). Национальная галерея в Праге