Посмотреть на шедевры Пьера Огюста Ренуара из коллекций Музея Орсе и Музея Оранжереи, выставленные в Национальном центре искусств в Токио, пришли уже свыше полумиллиона человек. Ещё бы, ведь в Страну восходящего солнца впервые привезли всемирно известные жемчужины импрессионизма — и как только с ними расстался Париж?! Поистине, шанс побывать на такой выставке выпадает лишь раз в жизни.
В Японию привезли картину «Бал в Мулен де ла Галетт» и «Купальщиц», написанных на закате карьеры художника. А знаменитые полотна «Сельский танец» и «Городской танец» последний раз видели в японской столице 45 лет назад.
Помимо картин маслом в Токио представлены скульптуры, рисунки, пастели — в целом более ста экспонатов, — а также редкие контекстные материалы, повествующие об увлекательной жизни и гении французского художника.
Об эволюции творчества Ренуара — от ранних реалистических картин до поздних цветущих ню — рассказывают десять «глав» выставки. Каждая представляет любимые жанры и сюжеты художника — портреты, пейзажи, жанровые сцены, детей, цветы, обнажённых женщин и так далее. Одновременно прослеживается смена художественного языка мастера — от новаторских экспериментов в импрессионизме обратно к традициям классической живописи и последующему слиянию этих стилей.
Английская груша
1873, 66.5×81.5 см
У Ренуара было особое отношение к пейзажам, к этому жанру относится четверть картин, написанных в 1870-х. Хотя детали художник заканчивал в студии, он считал, что писать природу нужно только на пленэре.
«На открытом воздухе вы используете цвета, о которых и помыслить не могли бы в приглушённом свете мастерской… Пейзажная живопись — это неблагодарная работа. Погода постоянно меняется, так что закончить можно только одну картину из десяти», — сетовал он. Но, несмотря на это, живописец никогда не сдавался в «борьбе с природой».
Тропинка в высокой траве
1877, 60×74 см
Центральная картина экспозиции, «Бал в Мулен де ла Галетт», находится в четвёртой «главе», которая называется «Художник современной жизни». Этот раздел начинается с изображений садов на Монмартре и людей, отдыхающих на берегах Сены в пригородах Парижа. Такие полотна, а также несколько работ современных живописцев помогают зрителям лучше понять главный шедевр.
Бал в Мулен де ла Галетт
1876, 131×175 см
«Мулен де ла Галетт» — это танцзал, открытый в 1855 году на месте двух снесённых к тому времени ветряных мельниц (moulins, мулен) на вершине холма Монмартр. Вторую часть названия заведение получило в честь популярной выпечки из муки и молока. По воскресеньям балы там проходили в саду с трёх часов дня до полуночи. Один из них организовал сам Ренуар — чтобы собрать деньги на ясли, где местные работающие матери могли оставлять своих детей в дневное время.
Картину Ренуар писал в течение всего лета 1876 года, а моделями ему служили друзья и местные девушки. Например, на скамейке в центре сидит швея по имени Эстель, а позади неё стоит, наклонившись вперёд, её старшая сестра Жанна. Эту женщину художник запечатлел также на картине «Качели», которая вывешена в той же «главе» выставки.
Картину Ренуар писал в течение всего лета 1876 года, а моделями ему служили друзья и местные девушки. Например, на скамейке в центре сидит швея по имени Эстель, а позади неё стоит, наклонившись вперёд, её старшая сестра Жанна. Эту женщину художник запечатлел также на картине «Качели», которая вывешена в той же «главе» выставки.
Марго, танцующую в платье персикового цвета в левой части полотна, можно увидеть ещё и на портрете «Девушка, читающая книгу». Молодой человек в соломенном канотье в правом углу — это критик Жорж Ривьер, который отстаивал импрессионизм
и расточал похвалы картине.
«Это страница истории, памятник парижской жизни, изображённый со скрупулёзной точностью. Никто до Ренуара не задумывал запечатлеть эту сторону повседневной жизни на таком большом холсте», — писал он.
Картина Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт» в зале Национального центра искусств в Токио. Фото с официальной страницы Музея Орсе в Facebook
Качели
1876, 92×73 см
Отдельная «глава» экспозиции в Токио посвящена ещё одному шедевру с любопытной историей — холсту «Девушки за фортепьяно», отражающему страсть Ренуара к музыке. Это первая импрессионистская картина, которую купил в 1892 году Люксембургский музей. Художник сделал шесть версий полотна, одну из которых выбрал директор учреждения. Сейчас произведение принадлежит Музею Орсе.
Две девушки за фортепиано
1892, 116×90 см
«Купальщицы», которые наряду с «Балом в Мулен де ла Галетт» дебютировали в Японии, находятся в завершающей «главе» выставки. Она носит название «Одна из непременных форм искусства» и представляет собой подборку работ в стиле ню
.
Купальщицы
1919, 110×160 см
Ренуар написал значительное количество «обнажёнок» в 1860-х годах, в первое десятилетие своей карьеры. Затем он потерял интерес к этой теме и вернулся к ней уже 1880-е годы, назвав «одной из необходимых форм искусства». Его изображения обнажённых женщин могут соперничать с работами таких мастеров, как Рафаэль, Тициан и Рубенс. Как утверждал арт-дилер Амбруаз Воллар, единственное, чего художник хотел от своих моделей, чтобы «их кожа полностью захватывала солнечный свет».
Шедевры Ренуара «Лежащая обнажённая (Габриэль)» (1906) и «Обнажённая на подушках» (1907) в зале Национального центра искусств в Токио. Фото с официальной страницы Музея Орсе в Facebook
Ретроспектива Ренуара в Национальном центре искусств в Токио завершается 22 августа.