Пьер Огюст Ренуар. В саду (Под деревьями в Мулен де ла Галетт), 1876, ГМИИ им. Пушкина
А в Москве сценка из жизни Мулен де ла Галетт обитает круглый год. В 1907 году за за 28.000 франков эту картину купил Иван Морозов, до 1919-го она была в его коллекции, потом — в собрании Государственного музея нового западного искусства, а с 1948-го, когда последний был уничтожен, — в Пушкинском.
Но вернемся к шедевру, который сейчас выставляется в Санкт-Петербурге…
10 фактов о картине Ренуара "Бал в Мулен де ла Галетт" и ее пребывании в Эрмитаже
1. Никто прежде не писал на пленэре такую многофигурную картину, на которой люди чем только не занимаются: пляшут и отдыхают после танцов, прогуливаются, болтают, выпивают, веселятся, скучают… Почему бы не наделать эскизов и не собрать сложную композицию в мастерской? Все дело в том, что даже сильнее запечатленных на полотне людей Ренуара интересовал свет, который на картине тоже танцует и веселится, пробиваясь на танцплощадку сквозь листья акации. Развлекающиеся люди и резвящийся свет создают на картине головокружительную круговерть.2. Ренуар писал картину все лето 1876-го года: приходил на площадку к трем дня и удалялся после шести.
3. При создании этой картины у Ренуара было много помощников — его друзья и тусовавшиеся в окрестностях галетной мельницы молодые художники: они знакомились с девушками, приводили их на площадку — танцевали и позировали все вместе. Например, за столиком справа вальяжно пожевывает стебелек Норбер Генетт — один из художников, с которыми Ренуар приятельствовал в ту пору.
4. Есть на картине и специально приглашенные натурщицы. Например, 16-летняя швея Марго Легран — она танцует в левой части картины в платье персикового цвета. Современники сообщают, что черты ее лица были грубоваты, на веках ее не было ресниц, да к тому же она часто не приходила на оплаченные сеансы и водилась со всяким сбродом. Но Ренуару было виднее: он ее назначил музой и изобразил на многих своих работах. Спустя три года после написания «Бала» Маргарита Легран умрет от тифа. Но это потом, а пока Марго вдыхает ароматы горячего шоколада и белой сирени на портрете 1878-го года:
5. Две юные девушки на переднем плане в центре картины — тоже швеи: сестры Жанна (в темно-синем) и Эстель (в полосатом). Ренуар находил прекрасными уши Эстель и просил ее делать прическу, которая бы давала возможность ими полюбоваться.
Эдмон Ренуар, брат художника о работе над «Балом»
7. На время пребывания в Санкт-Петербурге и дорогу в Эрмитаж и обратно, картина застрахована на 90 миллионов евро. «Действие страховой защиты распространяется на случай пожара, залива жидкостями в результате аварий систем снабжения, стихийных бедствий, противоправных действий третьих лиц, включая вандализм», — сообщает компания «Альфастрахование».
8. В обмен на ренуаровский «Бал» в д’Орсэ из Эрмитажа поедет триптих Пьера Боннара «У Средиземного моря».
Заглавная иллюстрация: фрагмент кратины «Бал в Мулен де ла Галетт».