В Одесском музее западного и восточного искусства открылась уникальная, самая крупная к настоящему моменту выставка работ украинского художника-графика Богдана Михайловича Сороки (1940−2015). Динамика, ирония, музыкальность, лаконичность и вместе с тем — творческая свобода… Побывав на открытии, мы делимся радостью открытия множества работ этого яркого мастера.
Богдан Сорока с полным правом входит в число художников, чье творчество сформировало мировой бренд украинской графики. В Одессе показывают около 140 работ мастера, экспозицию планируют показывать и в других городах Украины — от Киева до Львова.
Тематический диапазон представленных на выставке работ — от украинской мифологии и до авторских притч, философских конструкций, в которых мастер использовал очень широкий пласт знаний и символов.
«Времена года»
Философия и музыка, библейские сюжеты и социальные мотивы — ретроспектива работ Богдана Сороки в Одесском музее западного и восточного искусства выстроена по хронологии и представлена сериями и циклами 1970х-2010х гг.: «Фольклорные мотивы», «Украинская мифология», «Эмблемы и символы», «Страсти Христовы», «Поход гномиков», «Купальские забавы».
На открытии вернисажа то и дело звучало слово «свобода». Применительно к биографии художника оно имеет особую окраску
Богдан Сорока родился в 1940 г. во Львове, в тюрьме Бригидки на улице Городоцкой, 24, в здании, перестроенном из старинного римско-католического монастыря женского ордена Святой Бригиды. Здесь томилась в застенках его мать Катерина Зарицкая, член ОУН и связная Романа Шухевича, командира Украинской повстанческой армии. Отец художника, Михаил Сорока, также был участником украинского движения сопротивления и более 30 лет был узником советских лагерей.
Мальчика вырастил дедушка, Мирон Зарицкий, выдающийся украинский математик и профессор Львовского государственного университета, и бабушка Владимира. Первая специальность Богдана Сороки — художник-монументалист — получена им после окончания Львовского государственного института прикладного и декоративного искусства.
«Богдан Сорока окаймлял своим искусством Львов, Европу, Америку и Канаду. Великан среди гномов, сквозь оптику художественной эстетики объективно вписал свое „Я“ в древо ждизни, оставив после себя целый сад добрых дел».
Мария Клымчак, куратор Украинского национального музея (Чикаго)
Первые линогравюры Богдан Сорока создал в конце 60х годов прошлого века: это были иллюстрации к книге стихотворений Игоря Калинца «Открытие вертепа». Книга была принята издательством «Радянський письменник» и поставлена в план, однако позже книгу вернули автору; Калинцу также отказали в приеме в Союз писателей. Тем не менее, книгу все-таки издали… в Лондоне! Это было воистину детективное дело — книгу под названием «Стихи из Украины» напечатало издательство «Українська видавнича спілка», а для конспирации в выходных данных поставили другое издательство — «Литература и искусство» из Брюсселя. Тем не менее, история с изданием книги «всплыла», против Калинца и Сороки были открыты криминальные дела.
После этого скандала произведения Богдана Сороки на протяжении 10 лет не принимались на выставки, имя его не включали в печатные источники. Однако художника это не сломило — он продолжал творить, создавая прекрасные серии графических работ: «Украинская мифология» (1970—1972), «Купальськие забавы» (1974), «Символы Григория Сковороды» (1975).
С начала 80х годов и до начала 2000х Богдан Сорока создает свои серии «Поход гномов» (1979—1984), «Путешествие по Узбекистану» (1981—1982), увековечивает дух родного города в цикле «Архитектура Львова» (1990), создает «Символы и эмблемы», а несколько позже — серию работ «Деревянные церкви Галичины» (2000). В его творческом багаже — графические иллюстрации к произведениям Леси Украинки, Романа Иваничука, Василия Стефаника, Тараса Шевченко, Ивана Кошеливца. С 2001 года Богдан Сорока начинает использовать в своем творчестве технику цветной линогравюры.
Творческие достижения Богдана Сороки были отмечены на престижных международных выставках. Так, в 1989 году ему была присуждена вторая премия Международного конкурса экслибриса (Вильнюс), в 2006 — первая премия на выставке-конкурсе им. Г. Якутовича (Киев), в 2009 — медаль на XIII международной биеннале малой графической формы и экслибриса в Острове Великопольськом (Польша). Работы графика
есть во многих музеях Украины, а за границей — в Вильнюсе, Брюсселе, Торонто и нескольких городах США.
«Не хочу, чтобы писали, что я известен не только в Украине, а и в мире. Мне не нужно величие, потому и сам все написал» — признавался художник, комментируя выход в свет своих книг. В 2011 году Богдан Сорока выпустил альбом «Сорока», в который вошли работы мастера и его автобиография. А в 2014 году увидела свет книга его воспоминаний.
«Он всегда был принципиальным, даже до определенной степени жестким. Когда видел, что люди делают что-то не то, он об этом говорил откровенно и прямо, а не прятался. В любом случае за то, что он обвинял других в коррупции или недобрых делах, его часто не любили… Очевидно, был нетерпим ко лжи и неискренности в мире искусства, поэтому и протестовал против этого… Он сам прокладывал свою дорогу».
Игорь Калинец, поэт, прозаик, общественный деятель, Львов.
Богдан Сорока принадлежал к кругу шестидесятников; его друзьями были Вячеслав Черновол, Игорь и Ирина Калинец, братья Горыни, а одноклассником — известный украинский актер Богдан Ступка. Художник воспитал своих дочерей Соломию и Устину, а также и своих внуков, в любви к Украине и искусству. На открытии выставки в Одесском музее западного и восточного искусства Соломия Сорока (скрипка) вместе со своим мужем Артуром Грином (фортепиано) представили небольшой концерт памяти Богдана Михайловича, которого не стало в апреле 2015 года.
Еще один талант в семье Богдана Сороки — его внук Антон-Святослав Грин, который сыграл роль в исторической драме «Поводырь» украинского режиссера и сценариста Олеся Санина. В основе сюжета киноленты — путешествие американского мальчика, потерявшего отца, и слепого певца по просторам советской Украины накануне и во время Голодомора 1932−1933 гг. Съемки фильма проходили в 2012 году. От том, как это было, Богдан Сорока написал в своей книге «Воспоминания» (2014). Богдан Михайлович прекрасно владел словом, жизнь его была насыщена интересными встречами и случаями, многие из которых он решил оставить нам: это и розыгрыш друзей о картине якобы кисти Ватто «за пять миллионов фунтов стерлингов», и рассказ о поездке Сороки и его друзей в Узбекистан, после которой он создал свою серию работ «Путешествие по Узбекистану». Тут есть и упоминание о судьбе старинного иконостаса из маленькой деревянной церквушки в гуцульском городке Космач — именно эти иконы потом использовал Параджанов при съемках фильма «Тени забытых предков». Позже, в 2000 году, Богдан Сорока создал свой цикл гравюр «Деревянные церкви Галичины» — в нем есть и память о той маленькой церкви.
Супруга мастера Людмила Сорока и Остап Лозинский — куратор выставки, глава ассоциации музеев и галерей г. Львова
Итак, одесситы и гости города, постарайтесь включить в программу своего августовского визита посещение выставки выдающегося украинского графика
Богдана Сороки. Экспозиция в Одесском музее западного и восточного искусства организована при поддержке Ассоциации музеев и галерей Львова.
Выставка графики Богдана Сороки в Одессе продлится до 28 августа 2016 г.
Фото к материалу: Ольга Потехина. В подготовке использован пресс-релиз ОМЗВИ