Рядом с картинами — информация о реставрации, включая иллюстрации фрагментов картин «до» и «после».
Так, для этого портрета мастера восстановили подрамник, залатали прорехи, смогли восстановить связь красочного слоя с грунтом и осветлить лаковый слой.
Картина Боголюбова «Лунная ночь» написана на картонной основе, которая от времени расслоилась и деформировалась. Реставраторы вернули изображению первоначальный «плоский вид» и записали осыпавшиеся детали с заходом на авторскую живопись.
Основа картины Ивана Айвазовского «Тучи над морем» была продублирована на полотно, сделаны записи по краям, где краска облупилась. Картину почистили, освежили — и тучи вновь засияли всеми красками солнечных бликов.
Титульная иллюстрация к этому материалу (а также символ выставки, который видим и на официальной афише) — деталь картины Януария Суходольского «Амазонка» (1847). Чтобы спасти произведение, реставратору Г. Б.Данилюк пришлось продублировать полотно на новую основу и буквально по миллиметрам очищать сильно загрязненную поверхность со следами предыдущих реставраций.
Самый ранний экспонат выставки — икона «Святцы на сентябрь месяц» — датируется концом ХVII — началом XVIII в. Одесский реставратор И.В.Поляков восстановил растрескавшиеся доски основы, восстановил недостающее грунтовое покрытие и сделал запись до авторского слоя. Выбирать имена по святцам — давняя православная традиция. Любопытно, если есть сентябрь — возможно, неизвестный нам мастер когда-то создал и остальные 11 страниц православного календаря…
Икона, изображающая Архангела Михаила, попала в собрание музея из Одесской транспортной прокуратуры в 1985 году — предположительно, она была конфискована при попытке незаконного вывоза за границу. Датируется икона примерно началом ХІХ века, была отреставрирована львовским художником-реставратором Владимиром Мокрием в 1995 году.
Со второй половины XVI века в русской иконописи наряду с единоличными изображениями Иоанна Богослова широкое распространение в миниатюрах рукописей, храмовой декорации и иконописи получили композиции, известные как «Святой Иоанн Богослов в молчании». Его характерной особенностью является жест Иоанна Богослова, подносящего один или два пальца к губам в знак безмолвия. Принято считать, что в основе подобной иконографии лежат заключительные слова Евангелия от Иоанна: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21: 25). Ангел над плечом Иоанна Богослова символизирует Премудрость (по материалам iconrussia.ru).
Фотографии экспонатов: Ольга Потехина. Фотографии с открытия выставки: ofam.od.ua