войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

"В лабиринтах времени": возрожденные шедевры из коллекции Одесского художественного музея

Одесский художественный музей представил экспозицию «В лабиринтах времени», которая составлена из отреставрированных икон и живописных полотен из запасников музея. Иван Айвазовский, Алексей Боголюбов, Николай Сверчков, Владимир Баранов-Россине — пройдемся по музею и взглянем на прекрасные работы, которые ранее были недоступны публике.
"В лабиринтах времени": возрожденные шедевры из коллекции Одесского художественного музея
В экспозиции - 24 иконописных и 29 живописных произведений, которые были восстановлены одесскими, львовскими и киевскими художниками-реставраторами на протяжении последних 40 лет.
П. Юркович, Портрет Софии Миллер фон Рефенштейн. 1829
П. Юркович, Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Софии Миллер фон Рефенштейн. 1829


Рядом с картинами — информация о реставрации, включая иллюстрации фрагментов картин «до» и «после».

Рядом с картинами — информация о реставрации, включая иллюстрации фрагментов картин «до» и «после».

Так, для этого портрета мастера восстановили подрамник, залатали прорехи, смогли восстановить связь красочного слоя с грунтом и осветлить лаковый слой.

"В лабиринтах времени": возрожденные шедевры из коллекции Одесского художественного музея
Алексей Боголюбов. «Лунная ночь». 1854−55гг. (деталь)
Алексей Боголюбов. «Лунная ночь». 1854−55гг. (деталь)
Картина Боголюбова «Лунная ночь» написана на картонной основе, которая от времени расслоилась и дефо

Картина Боголюбова «Лунная ночь» написана на картонной основе, которая от времени расслоилась и деформировалась. Реставраторы вернули изображению первоначальный «плоский вид» и записали осыпавшиеся детали с заходом на авторскую живопись.

"В лабиринтах времени": возрожденные шедевры из коллекции Одесского художественного музея
Директор Одесского художественного музея Виталий Абрамов на открытии выставки выразил глубокую благодарность художникам-реставраторам Киева, Львова и Одессы, сотрудникам музея и благотворительным фондам «Друзья Музея» и «Манифест Мира» за помощь в проведении открытия выставки, а также в издании каталога.
Еще одна из представленных марин — картина Алексея Боголюбова «Парусники Аванцо» (1854−1855).
Еще одна из представленных марин — картина Алексея Боголюбова «Парусники Аванцо» (1854−1855).



"В лабиринтах времени": возрожденные шедевры из коллекции Одесского художественного музея
Основа картины Ивана Айвазовского «Тучи над морем» была продублирована на полотно, сделаны записи по

Основа картины Ивана Айвазовского «Тучи над морем» была продублирована на полотно, сделаны записи по краям, где краска облупилась. Картину почистили, освежили — и тучи вновь засияли всеми красками солнечных бликов.


"В лабиринтах времени": возрожденные шедевры из коллекции Одесского художественного музея
И еще одно знаковое событие: на открытии выставки музею были переданы микроскоп и расходные материалы, которые так необходимы для полноценного функционирования реставрационной мастерской Одесского художественного музея. Средства на оборудование были собраны в течение месяца неравнодушными одесситами через краудфандинговую платформу «Мой город» при поддержке культурной инициативы Museum for Change.
Подробнее о проекте, состоянии музейного фонда, находках, профессиональных секретах и насущных нуждах ОХМ — в интервью и фоторепортаже «Мы не видим картину такой, как задумал и воплотил ее художник»: с реставратором — по одесскому музею
Ромуальд Хойнацкий. «Мадонна». 1866
Ромуальд Хойнацкий. «Мадонна». 1866
Интересно, что художник, родившийся в 1818 г. в Варшаве, в 1850 г. прибыл в Одессу, как он полагал, для кратковременного лечения. А в итоге провел в этом городе всю свою жизнь. Он был среди зачинателей Одесского общества изящных искусств и рисовальной школы, в которой служил преподавателем.
Петр Шамшин, «Итальянка с виноградом». Середина XIX века.
Петр Шамшин, «Итальянка с виноградом». Середина XIX века.
И еще один представленный на выставке женский портрет принадлежит кисти Тита Дворникова.
И еще один представленный на выставке женский портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
принадлежит кисти Тита Дворникова.


Титульная иллюстрация к этому материалу (а также символ выставки, который видим и на официальной афи

Титульная иллюстрация к этому материалу (а также символ выставки, который видим и на официальной афише) — деталь картины Януария Суходольского «Амазонка» (1847). Чтобы спасти произведение, реставратору Г. Б.Данилюк пришлось продублировать полотно на новую основу и буквально по миллиметрам очищать сильно загрязненную поверхность со следами предыдущих реставраций.
Януарий Суходольский — польский художник-баталист, судьба которого сложилась весьма драматично. «В 1810 г. вступил в Войско польское. Будучи самоучкой, копировал картины Верне и писал свои. Одну из его картин, увидел Николай I и отдал художнику-любителю свою табакерку. Рекомендательное письма на имя Верне писали для него: Наполеон II, мать Наполеона I и Жером Бонапарт. Однако через некоторое время после встречи с Верне вспыхнуло Ноябрьское восстание, в котором способный кадет принял участие и отдал императорский подарок на нужды восстания. После подавления восстания Суходольский остался в стране и получал государственную стипендию. В 1832 году в Риме его принял Верне. Обучался там один год. В 1837 г. Суходольский вернулся в Варшаву. Николай I, довольный его картинами, подарил ему кольцо и принял его в Императорскую академию искусств. Он также приказал ему написать картину в честь подавления восстания, но Суходольский отказался…» — читаем биографию художника и удивляемся безмятежности «Амазонки».
Рекомендуемые художники
На выставке представлено удивительное по силе живописное полотно Николая Сверчкова «Тройка и борзятн
На выставке представлено удивительное по силе живописное полотно Николая Сверчкова «Тройка и борзятник. Метель» (1889). Суровая природа изображена настолько достоверно, что даже в жару становится холодно! Интересно, что отец Сверчкова был выходцем из крестьян и служил старшим конюхом и кучером в придворных конюшнях: мальчик рано начал рисовать лошадей и других животных. Дар будущего художника-анималиста был очевиден, — недаром впоследствии Сверчков стал получать заказы от известных коннозаводчиков…
Вообще, Николай Сверчков (1817—1898) - известный художник, мастер жанровых и батальных сцен. Он дружил с Некрасовым, некоторое время жил в его имении, и создал серии работ к произведениям. В пору творческого расцвета Сверчков нашел признание и в Париже. Выставлялся в салонах, его картины были отмечены на Всемирной выставке в Париже (1863 г.), а одну из работ — «Возвращение с медвежьей охоты», — приобрел тогда Наполеон III. За неё и за две другие картины («Ярмарка» и «Станция», проданные также в Париже), художника наградили кавалерским знаком ордена Почетного легиона. Вернувшись в Россию, нередко работал по Высочайшим заказам, в том числе для императора Александра II. А картина «Масленица в деревне» принесла художнику медаль на филадельфийской всемирной выставке.
На выставке представлена еще одна отреставрированная картина Николая Сверчкова — «Зимой».
На выставке представлена еще одна отреставрированная картина Николая Сверчкова — «Зимой».
Натюрморт кисти одесского художника Вениамина Котляра. На пояснительной картинке справа от полотна в
Натюрморт
Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. Читать дальше
кисти одесского художника Вениамина Котляра. На пояснительной картинке справа от полотна видно, что оно было нарисовано на холсте, состоящем из четырех частей.
Еще один любопытный иллюстрированный «экскурс музейного масштаба» — Уникальная частная коллекция врачебной династии Шабадов-Губергрицев в Одессе
"В лабиринтах времени": возрожденные шедевры из коллекции Одесского художественного музея
Самый ранний экспонат выставки — икона «Святцы на сентябрь месяц» — датируется концом ХVII — началом

Самый ранний экспонат выставки — икона «Святцы на сентябрь месяц» — датируется концом ХVII — началом XVIII в. Одесский реставратор И.В.Поляков восстановил растрескавшиеся доски основы, восстановил недостающее грунтовое покрытие и сделал запись до авторского слоя. Выбирать имена по святцам — давняя православная традиция. Любопытно, если есть сентябрь — возможно, неизвестный нам мастер когда-то создал и остальные 11 страниц православного календаря…

"В лабиринтах времени": возрожденные шедевры из коллекции Одесского художественного музея
"В лабиринтах времени": возрожденные шедевры из коллекции Одесского художественного музея
Икона, изображающая Архангела Михаила, попала в собрание музея из Одесской транспортной прокуратуры

Икона, изображающая Архангела Михаила, попала в собрание музея из Одесской транспортной прокуратуры в 1985 году — предположительно, она была конфискована при попытке незаконного вывоза за границу. Датируется икона примерно началом ХІХ века, была отреставрирована львовским художником-реставратором Владимиром Мокрием в 1995 году.

"В лабиринтах времени": возрожденные шедевры из коллекции Одесского художественного музея
"В лабиринтах времени": возрожденные шедевры из коллекции Одесского художественного музея
Иконы — священные изображения, посредники между миром Божественным и земным. И вот перед нами еще один восстановленный раритет — икона
С глубокой древности иконопись служила «языком для неграмотных» - особым языком со своими правилами и символикой. Веками мастера-иконописцы доводили его до совершенства, пытаясь передать материальными средствами духовное инобытие. Оттого иконопись и по сей день считается труднейшим и редчайшим искусством, в котором соединяются человеческие возможности и божественное начало. Читать дальше
«Иоанн Богослов в молчании», созданная на рубеже XVIII—XIX столетий.


Со второй половины XVI века в русской иконописи наряду с единоличными изображениями Иоанна Богослова

Со второй половины XVI века в русской иконописи наряду с единоличными изображениями Иоанна Богослова широкое распространение в миниатюрах рукописей, храмовой декорации и иконописи получили композиции, известные как «Святой Иоанн Богослов в молчании». Его характерной особенностью является жест Иоанна Богослова, подносящего один или два пальца к губам в знак безмолвия. Принято считать, что в основе подобной иконографии лежат заключительные слова Евангелия от Иоанна: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21: 25). Ангел над плечом Иоанна Богослова символизирует Премудрость (по материалам iconrussia.ru).

  • Бог Саваоф и Богородица с младенцем. Конец XVIII - начало XIX вв.
  • Информация о реставрации работы
Икона «София — премудрость Божья» датируется XVIII веком. Произведение поступило в Фонды музея из Од
Икона
С глубокой древности иконопись служила «языком для неграмотных» - особым языком со своими правилами и символикой. Веками мастера-иконописцы доводили его до совершенства, пытаясь передать материальными средствами духовное инобытие. Оттого иконопись и по сей день считается труднейшим и редчайшим искусством, в котором соединяются человеческие возможности и божественное начало. Читать дальше
«София — премудрость Божья» датируется XVIII веком. Произведение поступило в Фонды музея из Одесского управления внутренних дел в 1980 году и в 2008 м было восстановлено одесским художником-реставратором В.Ф.Кружковым.
А вот еще одна прекрасная икона — на ней изображена Богородица «Всех скорбящих радость». Икона выпол
А вот еще одна прекрасная икона — на ней изображена Богородица «Всех скорбящих радость». Икона
С глубокой древности иконопись служила «языком для неграмотных» - особым языком со своими правилами и символикой. Веками мастера-иконописцы доводили его до совершенства, пытаясь передать материальными средствами духовное инобытие. Оттого иконопись и по сей день считается труднейшим и редчайшим искусством, в котором соединяются человеческие возможности и божественное начало. Читать дальше
выполнена в технике яичной темперы с использованием золочения, датируется XIX веком. В 2013 году ей вернул жизнь одесский реставратор И.В.Поляков.
Икона с ликом Святого Николая попала в музейные фонды из Одесской транспортной прокуратуры еще в 196
Икона
С глубокой древности иконопись служила «языком для неграмотных» - особым языком со своими правилами и символикой. Веками мастера-иконописцы доводили его до совершенства, пытаясь передать материальными средствами духовное инобытие. Оттого иконопись и по сей день считается труднейшим и редчайшим искусством, в котором соединяются человеческие возможности и божественное начало. Читать дальше
с ликом Святого Николая попала в музейные фонды из Одесской транспортной прокуратуры еще в 1965 году. Художник-реставратор Н.Ю.Кудина сделала почти невозможное, и теперь посетители музея могут полюбоваться произведением, которое искусствоведы датируют XVII—XVIII вв.
Рекомендуемые выставки и показы
Выставка «В лабиринтах времени» будет работать до 4 сентября 2016 года.
Титульная иллюстрация: Януарий Суходольский, «Амазонка» (деталь). 1847 г.
Фотографии экспонатов: Ольга Потехина. Фотографии с открытия выставки: ofam.od.ua