school_banner
Регистрация

"Тайны старых картин" в Третьяковской галерее

Мне нравится1       0  
Что произошло с автопортретами Ореста Кипренского? Почему Илья Репин переписал портрет своей знакомой? Какой секрет заключен в абстрактной композиции Ивана Клюна? Государственная Третьяковская галерея представляет экспозицию «Тайны старых картин» — настоящие детективные истории из мира искусства.
Нас всегда привлекает история создания шедевров. Выставка «Тайны старых картин» знакомит с «закулисной» жизнью музея: 17 сюжетов показывают работу музейных технологов, историков-архивистов и экспертов, проводивших атрибуцию. Они определили неизвестных авторов картин, разоблачили мистификации и обнаружили скрытые под известными изображениями произведения. А главное — интересно подали материал в рамках экспозиции.
Картина Ильи Репина «Монахиня» (1878) и изображение, скрытое под ним (на фото — слева). Почему Репин «переодел» героиню портрета и кто она такая — рассказывают на выставке.
Многие считают, что сюжет картины Неравный брак" Василия Пукирева основан на истории из жизни художника, так как в качестве отвергнутого жениха выступает именно он: Пукирев изобразил себя за спиной невесты. Однако после того, как был изучен эскиз картины, стало понятно: согласно первоначальному замыслу, за невестой стоял совсем другой человек.

Сотрудники галереи выяснили, что сначала на картине был изображен приятель Пукирева, который был вынужден уступить свою невесту более богатому и респектабельному претенденту: об этом свидетельствует эскиз картины.

Читайте об истории картины «Неравный брак» в нашем материале, а посмотреть оригинал, который специально забрали из основной экспозиции музея (чего не делается практически никогда!) можно на выставке. Там же представлен и эскиз картины Пукирева, а также рисунок Владимира Сухова — портрет Прасковьи Варенцовой, героини картины «Неравный брак», сделанный 44 года спустя после изображенного события.

«Жанр выставки можно определить как жанр своего рода „искусствоведческого детектива“, и эта выставка посвящена нашим исследованиям, которые ведут научные сотрудники изо дня в день на протяжении долгих лет» — считает заместитель гендиректора по научной работе Третьяковки Татьяна Карпова.
За «Портретом неизвестного» кисти Федора Рокотова скрыт женский облик. Это выяснилось после того, как была сделана рентгенограмма картины: искусствоведы выяснили, что по первоначальному замыслу художника на картине была изображена женщина в платье, с высокой прической и украшениями. Однако позже художник «одел» красавицу в мужской костюм. Почему? Как предполагают специалисты, Рокотов сделал это по просьбе заказчика: портрет изображал его жену, которая скоропостижно скончалась, и заказчик попросил переделать картину. Готовый сюжет для фильма, не находите?

Напоминаем, что в залах графики ГТГ по адресу Лаврушинский переулок, 10 продолжает работу прекрасная экспозиция «Художник и время. Рисунок эпохи романтизма». Для посетителей, которые ценят изысканность и красоту графики, кураторы Третьяковки собрали лучшие образцы рисунка крупнейших мастеров первой половины XIX столетия. Графическое наследие современников героев романа «Война и мир» демонстрирует расцвет рисовальной культуры, послужившей эталоном мастерства для последующих поколений художников. В экспозиции — около 200 произведений графики таких художников, как К.П. и А. П. Брюлловы, А. Г. Венецианов, М. Н. Воробьёв, К. К. Гампельн, О. А. Кипренский, А. Молинари, В. А. Тропинин, А. П. и П. Ф. Соколовы, Ф. П. Толстой.



Орест Кипренский, «Калмычка Баяуста».

  • А. С. Михайлов, Портрет поэта А. Н. Майкова. 1840
  • О. А. Кипренский, Автопортрет (?). Около 1809
Портреты также рассказывают свои истории на выставке… Кстати, на странице галереи анонсируют: «В нашем мобильном приложении „Книги Третьяковской галереи“ появилось издание к выставке „Тайны старых картин“ — увлекательные истории об исследовании произведений русских художников конца XVIII — начала XX века из собрания Третьяковской галереи. Научные сотрудники Галереи рассказывают о находках и открытиях, связанных с историей полотен, новых атрибуциях и гипотезах и о музейных профессиях: искусствоведов, реставраторов, технологов, чья кропотливая работа обычно скрыта от зрителей». Цена невелика, истории — замечательные. Учтите, что открывается виртуальная книга лишь с планшета того, кто приобрел издание.
Н. М. Козаков, «Девушка с бубном». 1853
Неизвестный художник середины XVIII века. Портрет Императрицы Елизаветы Петровны в молодости.

Неизвестный художник середины XVIII века создал портрет Императрицы Елизаветы Петровны в молодости. А вот на обороте картины еще один художник — время — создало еще один портрет, но в зеркальном отражении. За столетия связующие краски — масло, лак- проступили сквозь лицевую сторону на оборот холста. Хотите заглянуть за раму и увидеть портрет с двух сторон? На этой выставке возможно и не такое: специальные вращающиеся стенды дают возможность приоткрыть тайну времен.

  • Неизвестный художник второй половины XVIII века "Натюрморт. Листы из книг и картинки". 1783
  • Иван Клюн. Автопортрет. 1909–1910

Еще одна приятная новость: к 160-летию со дня основания Третьяковской галереи была переиздана книга воспоминаний о детстве и юности в родительском доме старшей дочери Павла Михайловича Третьякова Веры Зилоти «В доме Третьякова». В новую редакцию вошли неизданные ранее главы, архивные материалы и комментарии специалистов.
Книга дает целостную картину московского купеческого быта и представляет собой живое свидетельство культурной жизни России 1860−1880-х годов. Непосредственно и занимательно рассказывает Вера Павловна о своей незаурядной семье; об отце; об известных купеческих династиях — Мамонтовых, Морозовых, Якунчиковых; о великих русских художниках, писателях и музыкантах — И. Н. Крамском, В. Г. Перове, И. Е. Репине, И. С. Тургеневе, Л. Н. Толстом, А. Г. и Н. Г. Рубинштейнах, П. И. Чайковском и других.
Книгу можно приобрести в музейных магазинах в Лаврушинском переулке и на Крымском Валу.


Вера Павловна Зилоти
Фотография. 1890-е. Из коллекции ГТГ

Итак, у вас есть потрясающая возможность познакомиться с малоизвестными произведениями, впервые покинувшими музейные фонды Третьяковки. И у каждого есть тайна, которую открыли для зрителей реставраторы и искусствоведы ГТГ. К выставке подготовлен каталог с историями об исследовании картин, каждая из которых — и серьезная научная статья, и — одновременно — захватывающий детективный рассказ. Электронная версия книги будет доступна в приложении «Книги Третьяковской галереи».

Выставка «Тайны старых картин» в Инженерном корпусе Третьяковской галереи работает до 21 августа 2016.
В материале использован пресс-релиз Третьяковской галереи и изображения со страницы ГТГ в социальной сети Фейсбук.
Комментировать Комментарии
HELP