Картина
«Неравный брак» Василия Пукирева так и не разгадана до конца. Анализируя ее, мы вступаем на зыбкую почву догадок. Кто эта девушка? Что за мрачный красавец мужчина со скрещенными руками стоит за ней, ненавидяще-отчаянным взглядом упершись в спину «молодого жениха»? А что делает призрачная, с первого взгляда незаметная старуха в венчальном уборе слева от жениха, и почему смотрит на него таким странным взглядом? Попробуем разобраться.
Сюжет картины «Неравный брак» мало кого оставит равнодушным: юная, печальная невеста обреченно протягивают руку, на которую склоненный в льстивом поклоне священник сейчас наденет кольцо, и отдаст ее во власть старого богатого сластолюбца, чопорного жениха, держащего свечу. Свадьба, свадьба! Да что-то нерадостная. Персонажи изображены в темной церкви.
Девушка – настоящий цветок, Пукиреву удивительно удалось передать ее нежность, беззащитность, уязвимость. Она кажется ребенком, который едва-едва начал превращаться в девушку. Весь ее облик наполнен очарованием юности. Невеста написана округлыми, мягкими линиями, ее лицо и плечи и, в меньшей степени, белое платье – самые сияющие элементы этой сцены. А вот жених, напротив, кажется, весь состоит из углов и прямых линий, символизирует собой увядание, омертвение, атмосферу, в которой предстоит увянуть и девичьей прелести невесты. По сути, перед нами – договор купли-продажи. И все присутствующие участвуют в этом преступлении: родители или тетушка девушки, которых не видно, но которые согласились на эту сделку, толстый поп в золоченом одеянии, сам престарелый жених… Кстати, позволим себе немного цинизма в надежде на лучшее будущее для девушки. Может быть, старичок-то в скором времени… того? И останется молодая богатая вдова? В поисках ответа на этот вопрос посмотрим пристальнее на гостей.
Слева от жениха старуха, а на голове у нее нелепое для ее возраста украшение… Венчальное? А из-за ее спины не еще ли одна старуха выглядывает? Искусствовед, старший сотрудник Третьяковской галереи Людмила Полозова предположила, что эти призрачные старухи, придающие картине мрачный мистический колорит, – предыдущие жены. Отправленные «в отставку»? Или спроваженные в гроб? Вторая версия вероятнее, иначе что бы им делать на свадьбе. С каким интересом задняя смотрит на кольцо, которое сейчас наденут девушке на палец, и каким мертвым, саркастическим взглядом из-за спины «молодого» взирает передняя, в столь не подходящем ей венце из флер-д-оранжа.
Привлекает к себе внимание мужская фигура за невестой – статный, мрачный молодой красавец со скрещенными руками. В его образе можно уловить сходство с самим художником. Так может, история автобиографическая? А рядом стоит человек, единственный, чей взгляд направлен на зрителя. В его глазах читается понимание сути происходящего и глубокое сочувствие жертвам этого действа. Есть версия, что его прототип – Петр Шмельков, товарищ Пукирева по Московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества.
Возможно, здесь и кроется объяснение тому, что Василий Пукирев так быстро и стремительно написал эту картину, и тому, что она так берет за живое, никого не оставляя равнодушным? И, может, именно потому он не наслаждался успехом выставленного на Осенней выставке 1863 года в Академии художеств «Неравного брака», а спешно уехал за границу? В пользу этой версии говорит еще один факт. В 2002 году Третьяковская галерея приобрела
карандашный рисунок, сделанный художником Владимиром Суховым в 1907 году. Он подписан:
«Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».
Напрашивается версия, что молодой Василий Пукирев влюбился в красивую девушку Прасковью, которую выдали замуж за богатого купца Варенцова. Она пережила своего старого мужа, но, судя по тому, что последний известный портрет ее сделан в богадельне, счастья и богатства сей брак ей не принес.
Впрочем, с картиной связана еще одна история. Дело в том, что в Третьяковской галерее хранится
эскиз к картине «Неравный брак». И что мы видим? За спиной невесты по-прежнему стоит сурового вида мужчина со скрещенными руками. Но это же другой человек! Удивительно, но в этой версии фигурирует та же фамилия. То ли не всё мы еще знаем об этой картине, то ли странное совпадение? Друга Василия Пукирева звали Сергей Варенцов. Он был влюблен в Софью Рыбникову. Они принадлежали к одному кругу – купеческие дети. Но так вышло, что ему предпочли другого – то ли родители, то ли сама девушка… Софья вышла замуж за Андрея Карзинкина. Он был действительно богаче Варенцова и старше невесты – но отнюдь не настолько, чтобы стать реальным прототипом картины: их с невестой разница в возрасте составляла 13 лет. А поскольку семьи Варенцова и Карзинкиных были связаны другими узами и делами, то Сергей еще и не смог отказаться от «чести» быть шафером на свадьбе. Потому он изображен позади невесты.
Видимо, Сергей Варенцов очень страдал, делился переживаниями с товарищем и подтолкнул его к созданию этой картины. Но прошло некоторое время, страсти улеглись, Варенцов собрался жениться на другой. И обнаружив, что Пукирев вздумал увековечить его страдания по прошлой любви, устроил грандиозный скандал. В результате Василий Пукирев сохранил название и сюжет картины, но при этом видоизменил ее. И поскольку травма друга уже поросла быльем, а у него самого произошла подобная история (они в то время были явлением распространенным), художник написал за спиной молодой невесты себя самого. Это справедливо со всех сторон, потому что бывшая невеста Сергея Варенцова, Софья, как показала жизнь, вступила отнюдь не в «неравный», а напротив, в очень счастливый брак. У них родилось трое детей, и всю жизнь они с Андреем Карзинкиным прожили в любви и согласии.
Что же касается образа «Кащея», жениха, исследователи склоняются к тому, что он получился собирательным. В нем находят черты тверского предводителя дворянства Алексея Полторацкого, князя Павла Цицианова и даже повара, служившего в доме Сергея Варенцова. Вероятно, и тот, за кого выдали замуж невесту Пукирева, тут виден.
Картину приняли восторженно, Владимир Стасов назвал ее одной из самых грандиозных и трагических работ русской школы, а историк Николай Костомаров честно признался, что, взглянув на эту картину, отказался от намерения жениться на юной девушке.
Автор: Алена Эсаулова