войти
опубликовать

Карл
Федорович Гун

Россия • 1830−1877

(1831.13.XI – 1877.28.I) Родился в семье Карла Фридриха Гуня, эстонского учителя, органиста и церковно служителя.

Он учился в Рижской Соборной школе. В 1850 году переехал в Петербург, где учился в Академии художеств (1852 – 61). За дипломную работу «София дочь Витаута на свадьбе Василия Темного» получил большую золотую медаль и стипендию на шесть лет. В 1863 году он отправился в Европу, где посетил Германию, Голландию, Бельгию, Испанию и Англию, в 1871 году жил на севере Франции в Нормандии и в Брюсселе.

К. Я. В. Гунь участвовал в выставках со времени своих студенческих путешествий, когда регулярно посылал свои работы на конкурсы. Он получил большие и маленькие золотые и серебряные медали академии в 1855, 1858, 1859, 1860 и 1861 годах. Он также получил звания академика и профессора. В 1865 – 70 годах художник участвовал в выставках Парижского Салона.

В 1871 году он вернулся в Россию, его работы были экспонированы в 1, 2, 3, 5 и 6 выставке Передвижников. Памятные выставки в Риге были организованы в 1950 и 1980 годах, а в Мадлиена – в 1980 году.

Художник работал в Петербургской Академии художеств (1871 – 76), был руководителем исторического и портретного класса.

В большинстве К. Я. В. Гунь работал в технике масла и акварели. Любимые сюжеты – исторические события, портреты, пейзажи и типажи народа.

19 декабря 1830 (Зиссегале Лифляндской губ.) - 28 января 1877 (Давос, Швейцария)

Живописец, акварелист, рисовальщик, занимался офортом. Жанрист, исторический живописец, пейзажист, портретист, работал также в области религиозной и монументальной живописи.

Общее образование получил в рижской соборной школе. Приехав в 1850 г. в Санкт-Петербург, поступил рисовальщиком к литографу Паппе и в то же время стал посещать вечерние классы Академии Художеств. Через два года был принят в ученики академии. Главным наставником его в ней был профессор П.В. Басин . Во время прохождения академического курса получил медали: в 1855 г. - 2 и 1 серебряные; 1857 г. - 2 серебряную; 1858 г. - 2 и 1 серебряные за успехи в рисовании и живописи и малую золотую медаль за написанную в 1860 г., по конкурсу, картину: ""Олимпийские игры"". В 1861 г. получил звание классного художника 1-й статьи и большую золотую медаль за программу: ""Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе Василия Темного"". Вскоре после того отправился в город Елабугу для исполнения образов для иконостаса тамошней Покровской церкви, и там, кроме этих образов, написал множество этюдов, народного быта. В 1863 г. поехал за границу, в качестве пенсионера академии. Посетив Лейпциг, Дрезден, Прагу и Мюнхен, поселился в Париже и в первую пору занялся сочинением и исполнением картины: ""Эдита Лебяжья-шея находит на поле Гастингской битвы труп своего возлюбленного Гаральда"", оставшейся неоконченной, портретами (портрет писательницы Маркевич) и некоторыми другими работами. В 1868 г. в парижском салоне явилась его картина: ""Канун Варфоломеевской ночи"", обращавшая на себя внимание. Будучи потом прислана в Санкт-Петербург, она доставила художнику звание академика и была приобретена Государем Императором, тогда еще Наследником Цесаревичем. Превосходное повторение этой картины, сделанное акварелью, находится в музее академии. Возвратившись снова в Париж, написал картины: ""Дети с котятами"", ""Больное дитя"", ""Цыганка ловит в тамбурин брошенную ей монету"", ""Голова средневекового рыцаря"" и ""Итальянка с цветами"". За последнюю академия возвела его в звание профессора. По возвращении своем в 1872 г. в Россию, он был избран в члены совета академии и назначен профессором-преподавателем в ней. В том же году сделал поездку внутрь России. В Петербурге им окончено несколько работ, начатых за границей, и написаны портреты бывшего директора морского училища Римского-Корсакова (для этого училища), госпожи Солдатенковой, рожденной Филипсон, и княгини Барятинской ; плафон на главной лестнице Аничковского дворца (Улетающая Ночь и появляющаяся Аврора); образа святой Анны Пророчицы и Благовещения, для Государыни Императрицы; ""Нагорная проповедь"" и ""Явление воскресшего Христа святой Марии Магдалине"" для православной церкви, построенной графом фон Дервизом в Лугано, и некоторые другие. В 1874 г. у Гуна обнаружились признаки чахотки, и, по совету врачей, он отправился в чужие края искать спасения от болезни в климате, более благодатном, чем петербургский. Но эта мера оказалась напрасною: роковой недуг вскоре свел художника в могилу. Он умер в Давосе (в Швейцарии). Гун должен быть причислен к лучшим живописцам русской школы. Он не был наделен пылкою и особенно находчивой фантазией, но обладал значительной наблюдательностью, прекрасно знал рисунок и отличался сильным и гармоничным колоритом.

Перейти к биографии