Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Выставка«Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения» воздает должное богатому и многообразному творчеству одного из самых оригинальных и ярких художников начала ХХ века.
Экспозиция переехала в ГМИИ им. Пушкина из Русского музея в Санкт-Петербурге всего за одну неделю; при этом количество представленных экспонатов расширено и дополнено,в том числе,предметами из коллекций Центра Помпиду(Париж) и Музея Виктории и Альберта(Лондон).
«…Влюбленный в старину и в восточное искусство,Лев Бакст объединил экстравагантность модерна с чувством меры и здравым смыслом. Это уникальное смешение культур и разных эпох принесло ему огромный успех в России,Европе и Америке. При создании выставки у нас была одна точка запрета — американские собрания,очень богатые и нужные для этого проекта. К сожалению… мы не можем сотрудничать с американскими музеями. Надеюсь,скоро все изменится. У нас уже есть идеи о том,как делать выставки Бакста в больших европейских музеях,которые могут брать американские вещи. Таким образом мы обогатим представление о нашем любимом художнике» — рассказала директор ГМИИ им. Пушкина Марина
Марина – это вид пейзажа, на котором изображено море. Также маринами называют конкретные картины или гравюры морской тематики. Слово «марина» (итал. marina) произошло от латинского marinus – морской. Читать дальше
Лев Самойлович Бакст,на Западе известный как Леон Бакст,знаменит,прежде всего,своими впечатляющими проектами для Русских сезонов Сергея Дягилева в Париже и Лондоне. Его необычные и динамичные декорации и костюмы обеспечили успех таким легендарным постановкам,как«Клеопатра», «Шехеразада», «Синий бог» и «Спящая принцесса», и оказали влияние на общее представление о сценическом оформлении.
«"Успех? Триумф? — эти слова ничего не говорят и не передают того энтузиазма,того священного огня и священного бреда,который охватил всю зрительную залу». Театральная эпоха Леона Бакста началась. Париж им опьянен. Современники говорили,что быть Бакстом — это и есть быть парижанином. Его боготворят. Каждое представление,к которому он прикладывает руку,становится событием.
Марсель Пруст пишет: «…Передайте Баксту,что я испытываю волшебное удивление,не зная ничего более прекрасного,чем „Шахерезада“»… По сути,Бакст произвел революцию не в российском,и не в парижском театре,а в мировом театральном искусстве. …В какой-то мере«Русские сезоны» сделали Бакста. Их с Дягилевым отношения не были безоблачными,но они многое дали друг другу как профессионалы."
Лев Бакст в своем творчестве рассматривал балет,оперу и драму как синтетические художественные конструкции,в которых цвет,звук,слово и движение являются равноправными партнерами. Художник сотрудничал с такими выдающимися мпресарио,художниками,музыкантами,танцовщиками и писателями,как Сергей Дягилев,Вацлав Нижинский,Игорь Стравинский,Александр Бенуа,Клод Дебюсси,Ида Рубинштейн,Айседора Дункан,Габриэль д’Аннунцио.
Бакст радикально изменил способ существования артиста на сцене,освободив энергию его движения и создав органическую связь между авансценой и зрительным залом. Он отходит от классической пачки и строгого корсета,одевая актеров в развевающиеся тончайшие ткани,украшенные смелыми узорами,насыщает сцену цветом. На выставке используются мультимедийные технологии: в глубине Белого зала на вполне реальной круглой сцене«танцует» гениальная Тамара Карсавина.
«…на торжественной церемонии открытия была представлена капсульная коллекция итальянского дизайнера Антонио Марраса,создателя именного бренда Antonio Marras,в прошлом — креативного директора модного дома Kenzo. Уникальная коллекция платьев была создана по мотивам рисунков и театральных эскизов Бакста…» — отмечают в одном из репортажей с открытия выставки. фото — kudamoscow.ru
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства предоставил четыре костюма: Японской куклы для Веры Трефиловой к балету«Фея кукол», костюмы к балетам«Клеопатра», «Карнавал», «Дафнис и Хлоя». Известный российский историк моды Александр Васильев предоставил для выставки более 10 экспонатов из своей коллекции,среди которых модные платья 1910−1920-х годов и театральные костюмы к балетам«Тамара», «Шехеразада», «Спящая принцесса».
Музей Академии русского балета имени А.Я. Вагановой покажет знаменитый костюм Вацлава Нижинского в партии Призрака розы. Балет впервые был поставлен Русским балетом Сергея Дягелева 19 апреля 1911 года в «Зал Гарнье»(Монте-Карло) в рамках знаменитых«Русских сезонов» Дягилева. Костюм Нижинского был расшит шелковыми лепестками цвета увядшей розы; поклонницы танцовщика мечтали достать хотя бы один такой лепесток — на память.
Фото: премьера балета«Призрак розы»(«Видение розы») в исполнении Вацлава Нижинского.
Не забудьте посетить здание Отдела личных коллекций ГМИИ — здесь работают еще два зала экспозиции,где можно увидеть книжные иллюстрации и письма художника,а также несколько живописных работ. Неожиданное — работы художника к гоголевскому«Носу». Здесь же полотно«Встреча адмирала Федора Карловича Авелана в Париже 5 октября 1893 года», над которой Бакст работал шесть лет. Картина была заказана Баксту великим князем Алексеем Александровичем Романовым по случаю заключения союза между Россией и Третьей Французской республикой в 1891 году. Гениально выстроенная композиция погружает зрителя в самую гущу события.
Лев Бакст. «Встреча адмирала Федора Карловича Авелана в Париже 5 октября 1893 года».
Несмотря на то,что основной акцент выставки сделан именно на театральные костюмы и эскизы оформления спектаклей,живопись и графика также представлены достаточно широко — от портрета Сергея Дягилева и до знаменитой картины«Ужин», на которой изображена жена основателя«Мира искусства» Александра Бенуа. Здесь и знаменитый портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Зинаиды Гиппиус в мужском костюме,портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
жены художника,дочери Павла Третьякова — Любови Павловны Гриценко,и грустная картина«Ваза», написанная перед разводом супругов. Кураторы постарались отразить все грани таланта великого художника,и пожалуй,им это блестяще удалось.
На выставке экспонируется редчайшее произведение Льва Бакста — одно из серии панно,заказанных молодоженами Джеймсом и Дороти де Ротшильд в год их свадьбы в 1913 году для украшения лондонского особняка. Семьдесят лет полотна были неизвестны широкой публике и малодоступны для изучения даже специалистам. Героями серии выступают родственники и друзья заказчиков,а также они сами. Это портретная галерея высшего света Европы — здесь есть политики,дипломаты,банкиры,коллекционеры. Созданные по мотивам сказки«Спящая красавица», эти панно с 1930 по 1991 год были размещены в доме Джеймса и Дороти де Ротшильд в Лондоне на улице Сент-Джеймс-плейс,23. После смерти Дороти де Ротшильд в 1988 году полотна,по завещанию ее мужа,передавались в дар музею Тель-Авива. Но наследник Джеймса и Дороти — лорд Джакоб Ротшильд — выкупил серию Бакста. Полотна были переданы на хранение в дворец-музей«Уодесдон. Коллекция Ротшильдов»(графство Букингемпшир,Великобритания), где они доступны для обозрения с 1993 года. На выставке в ГМИИ представлено панно номер VII: «Прекрасный принц пробуждает принцессу поцелуем». 1922. Холст,масло. 212,2×84.
К выставке подготовлена большая образовательная программа. Каждый вторник в Главной колоннаде ГМИИ посетителей ждут лекции,посвященные жизни и творчеству Льва Бакста. Начало положила лекция куратора выставки Джона Боулта,директора Института современной русской культуры при Университете Южной Калифорнии,США. Следующая в расписании — лекция — мастер-класс художника по костюмам школы-студии МХАТ Эмилии Герц«Сценический костюм: для чего… для кого… из чего… как…». Расписание будет дополняться,следите за событиями! Начало встреч в 19:00.
Выставка«Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения» в ГМИИ им. Пушкина будет работать до 4 сентября. Экспозиция развернулась в главном здании и в Отделе личных коллекций.
Подготовлено по материалам пресс-релиза ГМИИ им. Пушкина. Иллюстрации — страница ГМИИ в соцсети Фейсбук. Титульная иллюстрация: Лев Бакст,«Эскиз костюмов беотийских девушек для балета Н. Н. Черепнина«Нарцисс», 1911.