войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Юбилейная ретроспектива Льва Бакста открылась в Москве

В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась масштабная ретроспективная выставка Льва Самойловича Бакста, посвященная 150-летию со дня рождения художника. Около двухсот пятидесяти произведений живописи, графики, фотографии, архивные документы, редкие книги, а также сценические костюмы и эскизы для тканей собраны вместе и представлены взыскательной столичной публике.

Юбилейная ретроспектива Льва Бакста открылась в Москве
Выставка «Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения» воздает должное богатому и многообразному творчеству одного из самых оригинальных и ярких художников начала ХХ века.

Экспозиция переехала в ГМИИ им. Пушкина из Русского музея в Санкт-Петербурге всего за одну неделю; при этом количество представленных экспонатов расширено и дополнено, в том числе, предметами из коллекций Центра Помпиду (Париж) и Музея Виктории и Альберта (Лондон).
Юбилейная ретроспектива Льва Бакста открылась в Москве
Занавес «Элизиум», созданный художником для Театра Веры Комиссаржевской. Фоторепортаж выше — kudamos
Занавес «Элизиум», созданный художником для Театра Веры Комиссаржевской. Фоторепортаж выше — kudamoscow.ru, фото с открытия выставки ниже — с официальной страницы ГМИИ им. А.С.Пушкина в фейсбуке
Юбилейная ретроспектива Льва Бакста открылась в Москве
Об ажиотаже на выставке Льва Бакста, прошедшей в Русском музее - читайте в нашем материале, который мы сопроводили специальным фоторепортажем.
Юбилейная ретроспектива Льва Бакста открылась в Москве
«…Влюбленный в старину и в восточное искусство, Лев Бакст объединил экстравагантность модерна с чувством меры и здравым смыслом. Это уникальное смешение культур и разных эпох принесло ему огромный успех в России, Европе и Америке. При создании выставки у нас была одна точка запрета — американские собрания, очень богатые и нужные для этого проекта. К сожалению… мы не можем сотрудничать с американскими музеями. Надеюсь, скоро все изменится. У нас уже есть идеи о том, как делать выставки Бакста в больших европейских музеях, которые могут брать американские вещи. Таким образом мы обогатим представление о нашем любимом художнике» — рассказала директор ГМИИ им. Пушкина Марина
Марина – это вид пейзажа, на котором изображено море. Также маринами называют конкретные картины или гравюры морской тематики. Слово «марина» (итал. marina) произошло от латинского marinus – морской. Читать дальше
Лошак (она на фото ниже).
Лев Самойлович Бакст, на Западе известный как Леон Бакст, знаменит, прежде всего, своими впечатляющими проектами для Русских сезонов Сергея Дягилева в Париже и Лондоне. Его необычные и динамичные декорации и костюмы обеспечили успех таким легендарным постановкам, как «Клеопатра», «Шехеразада», «Синий бог» и «Спящая принцесса», и оказали влияние на общее представление о сценическом оформлении.
«"Успех? Триумф? — эти слова ничего не говорят и не передают того энтузиазма, того священного огня и священного бреда, который охватил всю зрительную залу».
Театральная эпоха Леона Бакста началась. Париж им опьянен. Современники говорили, что быть Бакстом — это и есть быть парижанином. Его боготворят. Каждое представление, к которому он прикладывает руку, становится событием.

Марсель Пруст пишет: «…Передайте Баксту, что я испытываю волшебное удивление, не зная ничего более прекрасного, чем „Шахерезада“»… По сути, Бакст произвел революцию не в российском, и не в парижском театре, а в мировом театральном искусстве.
…В какой-то мере «Русские сезоны» сделали Бакста. Их с Дягилевым отношения не были безоблачными, но они многое дали друг другу как профессионалы."
Юбилейная ретроспектива Льва Бакста открылась в Москве
Лев Бакст в своем творчестве рассматривал балет, оперу и драму как синтетические художественные конструкции, в которых цвет, звук, слово и движение являются равноправными партнерами. Художник сотрудничал с такими выдающимися мпресарио, художниками, музыкантами, танцовщиками и писателями, как Сергей Дягилев, Вацлав Нижинский, Игорь Стравинский, Александр Бенуа, Клод Дебюсси, Ида Рубинштейн, Айседора Дункан, Габриэль д’Аннунцио.
Бакст радикально изменил способ существования артиста на сцене, освободив энергию его движения и создав органическую связь между авансценой и зрительным залом. Он отходит от классической пачки и строгого корсета, одевая актеров в развевающиеся тончайшие ткани, украшенные смелыми узорами, насыщает сцену цветом. На выставке используются мультимедийные технологии: в глубине Белого зала на вполне реальной круглой сцене «танцует» гениальная Тамара Карсавина.
«…на торжественной церемонии открытия была представлена капсульная коллекция итальянского дизайнера
«…на торжественной церемонии открытия была представлена капсульная коллекция итальянского дизайнера Антонио Марраса, создателя именного бренда Antonio Marras, в прошлом — креативного директора модного дома Kenzo. Уникальная коллекция платьев была создана по мотивам рисунков и театральных эскизов Бакста…» — отмечают в одном из репортажей с открытия выставки.
фото — kudamoscow.ru
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства предоставил четыре костюма: Японской куклы для Веры Трефиловой к балету «Фея кукол», костюмы к балетам «Клеопатра», «Карнавал», «Дафнис и Хлоя». Известный российский историк моды Александр Васильев предоставил для выставки более 10 экспонатов из своей коллекции, среди которых модные платья 1910−1920-х годов и театральные костюмы к балетам «Тамара», «Шехеразада», «Спящая принцесса».
Музей Академии русского балета имени А.Я. Вагановой покажет знаменитый костюм Вацлава Нижинского в п

Музей Академии русского балета имени А.Я. Вагановой покажет знаменитый костюм Вацлава Нижинского в партии Призрака розы. Балет впервые был поставлен Русским балетом Сергея Дягелева 19 апреля 1911 года в «Зал Гарнье» (Монте-Карло) в рамках знаменитых «Русских сезонов» Дягилева. Костюм Нижинского был расшит шелковыми лепестками цвета увядшей розы; поклонницы танцовщика мечтали достать хотя бы один такой лепесток — на память.

Фото: премьера балета «Призрак розы» («Видение розы») в исполнении Вацлава Нижинского.

Не забудьте посетить здание Отдела личных коллекций ГМИИ — здесь работают еще два зала экспозиции, где можно увидеть книжные иллюстрации и письма художника, а также несколько живописных работ. Неожиданное — работы художника к гоголевскому «Носу». Здесь же полотно «Встреча адмирала Федора Карловича Авелана в Париже 5 октября 1893 года», над которой Бакст работал шесть лет. Картина была заказана Баксту великим князем Алексеем Александровичем Романовым по случаю заключения союза между Россией и Третьей Французской республикой в 1891 году. Гениально выстроенная композиция погружает зрителя в самую гущу события.
Лев Бакст. «Встреча адмирала Федора Карловича Авелана в Париже 5 октября 1893 года».
Лев Бакст. «Встреча адмирала Федора Карловича Авелана в Париже 5 октября 1893 года».
Несмотря на то, что основной акцент выставки сделан именно на театральные костюмы и эскизы оформления спектаклей, живопись и графика также представлены достаточно широко — от портрета Сергея Дягилева и до знаменитой картины «Ужин», на которой изображена жена основателя «Мира искусства» Александра Бенуа. Здесь и знаменитый портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Зинаиды Гиппиус в мужском костюме, портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
жены художника, дочери Павла Третьякова — Любови Павловны Гриценко, и грустная картина «Ваза», написанная перед разводом супругов. Кураторы постарались отразить все грани таланта великого художника, и пожалуй, им это блестяще удалось.
На выставке экспонируется редчайшее произведение Льва Бакста — одно из серии панно, заказанных молод

На выставке экспонируется редчайшее произведение Льва Бакста — одно из серии панно, заказанных молодоженами Джеймсом и Дороти де Ротшильд в год их свадьбы в 1913 году для украшения лондонского особняка. Семьдесят лет полотна были неизвестны широкой публике и малодоступны для изучения даже специалистам. Героями серии выступают родственники и друзья заказчиков, а также они сами. Это портретная галерея высшего света Европы — здесь есть политики, дипломаты, банкиры, коллекционеры. Созданные по мотивам сказки «Спящая красавица», эти панно с 1930 по 1991 год были размещены в доме Джеймса и Дороти де Ротшильд в Лондоне на улице Сент-Джеймс-плейс, 23.
После смерти Дороти де Ротшильд в 1988 году полотна, по завещанию ее мужа, передавались в дар музею Тель-Авива. Но наследник Джеймса и Дороти — лорд Джакоб Ротшильд — выкупил серию Бакста. Полотна были переданы на хранение в дворец-музей «Уодесдон. Коллекция Ротшильдов» (графство Букингемпшир, Великобритания), где они доступны для обозрения с 1993 года.
На выставке в ГМИИ представлено панно номер VII: «Прекрасный принц пробуждает принцессу поцелуем». 1922. Холст, масло. 212,2×84.

Юбилейная ретроспектива Льва Бакста открылась в Москве
К выставке подготовлена большая образовательная программа. Каждый вторник в Главной колоннаде ГМИИ посетителей ждут лекции, посвященные жизни и творчеству Льва Бакста. Начало положила лекция куратора выставки Джона Боулта, директора Института современной русской культуры при Университете Южной Калифорнии, США. Следующая в расписании — лекция — мастер-класс художника по костюмам школы-студии МХАТ Эмилии Герц «Сценический костюм: для чего… для кого… из чего… как…». Расписание будет дополняться, следите за событиями! Начало встреч в 19:00.
Юбилейная ретроспектива Льва Бакста открылась в Москве
Выставка «Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения» в ГМИИ им. Пушкина будет работать до 4 сентября. Экспозиция развернулась в главном здании и в Отделе личных коллекций.
Подготовлено по материалам пресс-релиза ГМИИ им. Пушкина.
Иллюстрации — страница ГМИИ в соцсети Фейсбук.
Титульная иллюстрация: Лев Бакст, «Эскиз костюмов беотийских девушек для балета Н. Н. Черепнина «Нарцисс», 1911.