Портрет Дягилева работы Бакста считается одним из лучших изображений знаменитого антрепренера. Но дался он художнику непросто.
«…Сегодня отвратительно позировал, ломался и так приставал, чтобы я сделал его красивее и тоньше, что я чуть не пустил в него кистями!», – жаловался на свою «модель» Бакст в письме к жене. Капризного Дягилева Бакст писал два года, что для него исключительный случай. Обычно над портретами он работал стремительно.
Бакст проявил себя тонким физиономистом. Дягилев в его исполнении импозантен, энергичен, самоуверен, артистичен, красив. Бросается в глаза седой клок волос, придающий всему облику дополнительный шарм и аристократизм. По всей вероятности, изначально Бакст не планировал писать Дягилева «на фоне няни». Возможно, ее фигура была добавлена в качестве уравновешивающего противовеса. Но до чего изящное «добавление» получилось! Словно Дягилев, успешно организующий сцены, на которых выступали русские артисты, сейчас сам «на сцене». Он демонстрирует себя во всей красе, вот он весь, любуйтесь и аплодируйте! А сзади, словно за кулисами, фигура няни Авдотьи, неотлучно находившейся при нем, сопровождающей во всех странствиях. Она изображена эскизно, от нее исходит ощущение спокойствия, приятия. Словно она ждет, пока «дитя» натешится, а потом поведет его домой… Кстати, дягилевскую няню его друзья в шутку величали Ариной Родионовной. Конечно, в образе няни есть и изящный намек на демократизм главного героя картины, и тонкая ирония.
Колорит картины довольно сдержан, при этом Бакст с большим вкусом распоряжается контрастными площадями: темный дверной проем делит изображение на две части, а светлые и темные плоскости эффектно смотрятся рядом. Картины на заднем фоне справа напоминают о собирательских увлечениях Дягилева и отсылают к организованной им в 1905 году выставке русских портретов в Таврическом дворце.
Кстати, сравните эту картину Бакста с
портретом Роберта Льюиса Стивенсона и его жены кисти Джона Сингера Сарджента: совпадает даже количество картин на стене!
Автор: Алена Эсаулова