Спад на рынке живописи продолжается, но классики по-прежнему вызывают интерес коллекционеров. Это продемонстрировал аукцион американского искусства «Сотбис», прошедший в Нью-Йорке 18 мая, на котором были представлены работы известных художников от Нормана Роквелла до Джона Сарджента, каждая из которых может похвастаться примечательной историей создания.
На торгах было продано 72% лотов. Их стоимость составила около 27 млн. долларов, из которых почти 20 приходятся на первую пятерку, представленную картинами Джона Сингера Сарджента, Нормана Роквелла, Томаса Уилмера Дьюинга и Джейми Уайета.
Маки
1886, 61.9×91.1 см
«Маки» Джона Сингера Сарджента (оценка: $4−6 млн.; продана за $6,858 млн.) были написаны в 1886 году в английской деревушке Бродвей. Годом раньше Сарджент был вынужден переехать в Англию после скандального провала «Портрета мадам Икс», поставившего крест на его успешной карьере салонного портретиста. Во время совместной прогулки по Темзе с художником Эдвином Остином Эбби Сарджент ударился головой и, по настоянию Эбби, остановился поправить здоровье в Бродвее. Впечатленный живописным сельским видом, находясь под влиянием недавней встречи с Клодом Моне, художник приступает к работе над знаменитой картиной «Гвоздика, лилия, лилия, роза».
Гвоздика, лилия, лилия, роза
1886, 153.8×174 см
Зиму Сарджент провел в Лондоне, а на лето вновь вернулся в Бродвей, где остановился в доме художника Фрэнка Миллета и продолжил трудиться над картиной (одной из моделей для нее стала дочь Миллетов). Одновременно он пишет ряд других работ, упражняясь в новой для себя технике. Весной хозяева, ожидая приезда собратьев по искусству, засадили свой сад маками (в этом также можно усмотреть влияние Моне, десятилетиями возделывавшего сад в Живерни, чтобы впоследствии перенести его на свои полотна).
Поле маков в ложбине у Живерни
1885, 65.1×81.3 см
Эбби и другие гости Миллетов тем летом упражнялись в изображении этой выдающейся клумбы, однако наиболее преуспел в этом Сарджент. Его «Маки» — блестящий образец нового стиля художника, признанного в Англии родственным французскому импрессионизму (хотя сами французы придерживались иного мнения). Перед отъездом из Бродвея Сарджент подарил картину жене Фрэнка Миллета Элизабет.
Лестница на Капри
1878, 81.9×46.3 см
Большой интерес на аукционе вызвала картина Сарджента «Лестница на Капри», (продана за $4 млн.; оценка: $1,8-$2,5 млн.), написанная в 1878 году. В то время средиземноморский остров Капри еще не стал популярным курортом, однако его пейзажи и архитектура привлекали многочисленных художников, среди которых был и 22-летний Сарджент. «Лестница» демонстрирует его интерес к изображению игры света на камне, оттенков цветов и геометрических форм.
Дорожный затор
1949, 76.2×58.4 см
«Дорожный затор» (продана за $4,73 млн.; оценка: $4-$6 млн.) популярного американского художника Нормана Роквелла — одна из 300 с лишним картин, написанных им для журнала Saturday Evening Post. Позже Роквелл сокрушался о том, насколько сложной оказалась работа: начав с десяти персонажей, он постепенно довел их количество до 25, не считая голубей. К счастью, художественный редактор журнала оценил труд художника и выдал ему достойное вознаграждение. «Дорожный затор» Роквелл писал в Лос-Анжелесе, где нашел подходящий переулок и автомобиль. Всегда стремившийся к максимальному реализму, художник привлек к работе профессионального фотографа и множество моделей, в числе которых был его друг, преподаватель художественного института Джозеф Магнайни и сын Питер. Более того, в образе учителя музыки Роквелл изобразил самого себя. Работая с фотографом и моделями, художник лично руководил процессом съемки, показывая, какую позу следует принять. Для «Дорожного затора» было отснято 72 фотографии, из которых Роквелл отобрал сорок, чтобы, компилируя их, создать своих героев. «Дорожный затор» отличают характерные для работ Роквелла кинематографичность и юмор в изображении жизни американцев.
1,81 миллион долларов — несколько меньше заявленной оценки в $2-$3 млн. — заплатили за знаковую работу Томаса Уилмера Дьюинга «Белая береза». Перед ее написанием на рубеже XIX и XX веков художник путешествовал по Европе, где, как ранее Сарджент, встречался в Живерни с Клодом Моне. В отличие от многих современников Дьюинг не стал перенимать манеру импрессионистов, предпочитая ей распространенный среди американских живописцев того времени «тонализм». «Белая береза» — одна из эпохальных картин (или «декораций», как называл их сам Дьюинг), вобравшая в себя влияние европейского и американского искусства, в частности, творчества Джеймса Уистлера, в студии которого Дьюинг работал в 1895 году. «Белая береза» выставлялась во многих американских и японских галереях, а в 1987−88 гг. в составе экспозиции «Новые горизонты» Смитсоновского института посетила Москву, Ленинград и Минск.
Тыквенная голова. Автопортрет
1972, 30×30 см
Неожиданно оживленным оказался торг за «Тыквоголовый автопортрет» Джейми Уайета 1972 года: итоговая цена составила $1,69 млн. против предполагаемых $300-$500 тыс. Автопортрет
, одновременно реалистичный до мелочей и мрачно-потусторонний, предваряет примечательная история. В 1969 году 23-летний Джейми Уайет получил приглашение стать членом Национальной академии дизайна, став самым молодым ее членом с момента основания. По правилам Академии претендент на членство должен был предоставить автопортрет
. Джейми Уайет трепетно относился к написанию портретов, считая их формой отношений между художником и моделью, однако писать автопортрет
ему не хотелось. Гораздо больше собственного лица художника привлекала зловещая ухмылка тыквы-фонаря, которую он и изобразил на предназначенном для Академии полотне. Академики отвергли «Тыквоголовый автопортрет», и Джейми все же пришлось предстать «с открытым забралом».
Автопортрет
1969
Читайте на Артхиве: «Музей Тиссена-Борнемисы готовит первую в Европе ретроспективу двух Уайетов»
Недостаток автопортретов в творчестве Джейми Уайета частично компенсировал его друг Энди Уорхол. В 1976 году Джейми и Энди обменялись портретами.
По материалам Sotheby’s.