войти
опубликовать

Джейми
Уайет

США • родился в 1946
Джейми Уайет (James Browning Wyeth, 6 июля 1946, Вилмингтон, США) - американский художник-реалист, сын Эндрю Уайета и внук Ньюэлла Уайета. Рисовал с раннего детства и уже в 20 лет провел свою первую персональную выставку. По большей части художник пишет деревенские и морские пейзажи штата Мэн, домашних животных, птиц и скот. Но отдельное место в его творчестве занимают портреты. Первой зрелой работой Уайета, написанной в 17 лет, был портрет соседа. Позже он будет писать ветеранов Вьетнама, членов семьи Кеннеди (Джона Кеннеди - посмертно) и президента Джимми Картера. Самые известные его работы в этом жанре - портреты отца Эндрю Уайета и художника Энди Уорхола.

Особенности творчества художника Джейми Уайета: как и его отец, всю жизнь работает в стиле реализма. В ранних работах Уайет предпочитал работать маслом, однако позже внушительно расширил арсенал: графика, темпера, литография, акварель, офорт и смешанные техники.

Известные картины Джейми Уайета: "Портрет Шорти", "Портрет Эндрю Уайета", "Тыквенная голова. Автопортрет", "Портрет Энди Уорхола", "Клеберг", серия "Семь смертных грехов".

У Джейми Уайета не было ни единого шанса. Родиться в художественной династии, вырасти в окружении потрясающих работ отца и деда и самому не стать художником? Конечно, в любой семье с традициями преемственности профессий рано или поздно обязательно находится бунтарь, который идет наперекор всем, порой вызывая нешуточные конфликты. Но Джейми Уайет не из их числа. Он с детства знал, что живопись - его призвание. "Все в моей семье рисуют, - говорит художник. - За исключением собак, разве что".

Живопись как дневник

Однажды, вскоре после терактов 11 сентября 2001 года, Джейми Уайет ехал по разбитым и ухабистым сельским дорогам Пенсильвании, окруженным пасторальными пейзажами. И вдруг его внимание привлекло яркое пятно: на вершине холма возвышался белый амбар, на котором был нарисован громадный американский флаг. Под холмом располагался пруд, в спокойной воде которого отражались звезды и полосы. Уайет понял, что просто обязан нарисовать эту сцену. Готовую картину он назвал "Амбар патриота".

Джейми Уайет не считает себя художником в привычном смысле. Он говорит, что просто-напросто "протоколирует" окружающую жизнь. "Мне не нравится идея "сейчас я напишу картину для публики". Мои картины - это фиксация моей жизни и моих мыслей. Как если бы я вел дневник".

Но стоит взглянуть на огромное многообразие его работ - эскизы, миниатюрные диорамы, иллюстрации к детским книгам, огромные пейзажи и детальные портреты - и становится понятно, что все не так уж просто. И художник то ли сам не осознает широты своего таланта, предпочитая оставаться в тени прославленных отца и деда, то ли кокетничает. Уайет говорит: "Когда я изображаю чайку или свинью, мне нравится думать, что, если бы эта свинья умела рисовать, то нарисовала бы себя в точности так, как это сделал я. Вот что меня будоражит".

Семейные традиции

Джейми Уайету посчастливилось родиться в одной из самых знаменитых семей США. Его отцом был прославленный американский реалист Эндрю Уайет, любимец публики, который никогда не изменял раз и навсегда выбранному стилю в то время, когда художественный мир штормило от обилия авангардных течений. Деда Джейми - иллюстратора Ньюэлла Уайета - обожали американские дети, которые росли на книгах с его изображениями пиратов, ковбоев и индейцев. Кроме того, художниками были его дяди и тети. А старший брат Джейми Николас стал арт-дилером.

С самого рождения Джейми окружали краски, кисти и карандаши, так что нет ничего удивительного в том, что он начал рисовать в возрасте трех лет. С помощью рисунков он выражал свои впечатления о прочитанной книге или просмотренном фильме. Обучали Джейми его отец и тетя Кэролин. А учеба в школе, по словам художника, ему только мешала: "Я ходил в обычную общеобразовательную школу, как любой ребенок моих лет. Но меня не интересовали футбол и баскетбол. Я хотел только рисовать. В свое время моего отца забрали из школы из-за болезни, и я подумал, что вполне могу продолжить эту традицию". По просьбе мальчика его перевели на домашнее обучение после шестого класса, и он стал рисовать по несколько часов в день. Не так давно Уайет признался, что по-прежнему посвящает живописи каждую свободную минуту.

Первую "взрослую" картину Джейми написал в возрасте 17 лет. Это был "Портрет Шорти (Коротышки)", соседа Уайетов, чье изможденное небритое лицо и потрепанная, не слишком чистая майка в контрасте с богатой обивкой антикварного кресла создают ощущение неприкаянности и одиночества. В том же году Джейми получил свой первый заказ от Университета Джона Хопкинса. А уже в 20 провел первую персональную выставку.

Джейми Уайет появился на американской художественной сцене спустя много десятилетий после того, как реализм сдал позиции и уступил вершину популярности импрессионизму. Но, как и его отец, художник верен этому "устаревшему" стилю всю жизнь. Уайет вообще довольно консервативен: он всю жизнь живет с одной женщиной, не уезжает слишком далеко от родных мест и часть года живет в доме, в котором он вырос. Пожалуй, самым экстравагантным его поступком можно назвать покупку дома на острове Монеган в штате Мэн на деньги, вырученные от первой выставки. Этот дом принадлежал Рокуэллу Кенту, любимому художнику Уайета. Джейми много лет собирал работы Кента и переписывался с ним.

Сейчас Джейми Уайет живет одновременно в трех домах. В Пенсильвании, в доме своего детства, он рисует домашний скот, лошадей, амбары, собак и свою жену Филлис. На острове Монеган на его картинах царят чайки, ловушки для лобстеров, дома с серыми крышами и обшитые вагонкой церквушки. И, наконец, маяк в бухте Тенант, который родители Джейми купили в 1978 году, и в котором расположена одна из студий художника. Уайет говорит: "Я всегда любил море. А что может быть более символичным в этом случае, чем жить в маяке? Конечно, это выглядит немного стереотипным, но кому какая разница. Это мой дом".

Единство противоположностей

В 2012 году Джейми Уайет написал портрет Энди Уорхола. На этой картине он перенес давно умершего друга в одно из своих любимых мест - остров Монеган. Призрачная, почти бесплотная фигура Уорхола, залитая лунным светом, резко контрастирует с незыблемой "материальностью" скал. В руках он держит едва заметный фотоаппарат (с которым Уорхол при жизни почти не расставался) и вглядывается, судя по всему, в ночное море в поисках удачного кадра. Правильно перевести оригинальное название картины - "Moonlight Voyeur" - довольно сложно. Герой портрета то ли подглядывает за лунным светом, то ли сам из него соткан. Уайет говорит о Уорхоле: "Он был интереснейшим человеком и по-детски наивным. Он всегда хотел приехать в Мэн, а я всегда хотел привезти его сюда, поэтому и посадил его на скалы Монегана".

Уайет и Уорхол проводили вместе много времени в 1970-х. У Джейми была студия на знаменитой "Фабрике" Уорхола, где собирались творческие люди и изгои всех мастей. Сложно себе представить, что могло объединять двух настолько разных людей: тихого интроверта Джейми, всю жизнь предпочитавшего сельские пейзажи большим городам, и эпатажного Энди, который ни дня не мог провести в одиночестве и всегда умудрялся оказываться в гуще событий. Но на самом деле у них было много общего. Как минимум, их обоих критиковали. Уайета - за чрезмерную "традиционность" стиля, а Уорхола - за излишнее новаторство и конъюнктурность. Оба собирали коллекции вещей, оба интересовались темами смерти и болезней. Уорхола называли Патриархом поп-арта, а Уайета - Принцем реализма. И, наконец, оба они очень уважали и ценили творчество друг друга. Уорхол восхищался безупречной техникой Уайета и говорил: "Я люблю его работы. Всегда мечтал уметь рисовать так же, как он". Уайет же, в свою очередь, сравнивал ранние работы Уорхола с собственными картинами: "Его коробки "Брилло" и банки с супом обладают определенной силой. Он взял реальный объект, не возился с ним, не делал более абстрактным, и это наделяло его жизненной силой. Зачем превращать объект в абстракцию, если объект - это то, что вас поражает?"

В итоге взаимный интерес и любовь к творчеству друг друга вылились в обмен портретами и беспрецедентную совместную выставку этих портретов в 1976 году. Джейми Уайет изобразил друга в гиперреалистичной манере, без прикрас и лести: бесцветные брови и ресницы, покрытая красными пятнами кожа, растрепанные волосы и какое-то беззащитное выражение лица создают впечатление, будто героя портрета застали врасплох. Уорхол же превратил деревенского мальчика из Вилмингтона, оттачивавшего свое мастерство на рисунках животных и амбаров, в поп-звезду, поставив Уайета в один ряд с Джоном Ленноном, Миком Джаггером и Элизабет Тейлор. Оба художника сделали несколько предварительных набросков к этим портретам, которые очень интересны и как самостоятельные работы.

Но занимательнее всего то, что наброски Уайета (1, 2) и по настроению, и по исполнению гораздо больше похожи на работу 2012 года, чем на ранний портрет. Они выполнены в том же стиле и в той же цветовой гамме, что и серия портретов Рудольфа Нуреева (1, 2, 3), которые художник рисовал в 70-х. Сейчас все эти портреты особенно ярко выделяются на фоне остальных работ Уайета. Они пропитаны свободолюбивым нью-йоркским духом, однако при этом остаются очень "уайетовскими". Но очень скоро художник вернется к привычному, тихому, созерцательному миру безлюдных побережий, пустых летних домиков, переплетений древесных корней и парящих чаек.

Автор: Евгения Сидельникова.
Перейти к биографии