В Национальном художественном музее Украины разместилась международная выставка «Идентичность. За завесой неопределенности», организованная совместно с Латвийским центром современного искусства (Рига). Норвежские свитера, бегущие самцы, исландское вуду, неизвестные украинские авангардисты, монетки на асфальте и стежки на скатерти — коды идентификации помогает раскрыть Марина
Скирда — заместитель директора НХМУ.
Выставка организована по инициативе Посольства Королевства Дания, Посольства Эстонии, Посольства Исландии, Посольства Латвии, Посольства Литвы, Посольства Королевства Норвегия, Посольства Финляндии и Посольства Швеции в Украине.
С «Идентичностью. За завесой неопределенности» нам повезло. Персональным гидом по выставке — одной самых важных в 2016 году в Украине, — для «Артхива» согласилась стать Марина Скирда — заместитель директора НХМУ и куратор образовательной программы, сопровождающей экспозицию.
Марина Скирда (фото с личной странички в фейсбуке)
Марина Скирда (фото с личной странички в фейсбуке)
— Идея большой выставки совриска — жеста солидарности с отстаивающей свое право на «европейский выбор» Украиной, возникла еще в 2013 году, во время Майдана. Свою поддержку нашей стране таким образом захотели выразить посольства Дании, Эстонии. Финляндии, Исландии, Латвии, Литвы, Норвегии и Швеции, — вспоминает она предысторию события.
— Ну, а какая площадка лучше всего подходила для подобной акции? Конечно же, наш НХМУ, который осенью 2013 — весной 2014 года оказался в самом эпицентре событий. Практически под нашими знаменитыми «ступенями» — рядом с лестницей «со львами», ведущей к зданию музея, — в течение нескольких месяцев продолжалось революционное противостояние, горели шины и шла стрельба, — напоминает наша собеседница.
— Ну, а какая площадка лучше всего подходила для подобной акции? Конечно же, наш НХМУ, который осенью 2013 — весной 2014 года оказался в самом эпицентре событий. Практически под нашими знаменитыми «ступенями» — рядом с лестницей «со львами», ведущей к зданию музея, — в течение нескольких месяцев продолжалось революционное противостояние, горели шины и шла стрельба, — напоминает наша собеседница.
В рамках выставки норвежская художница Мария Шайя та The Stich Project провели в НХМУ перформанс «Horizon Unfold — Migration» («Раворчивающийся горизонт. Миграция»), репрезентующий экономику миграции, невидимость экономической прибыли и потери общества.
(фото с официальной страницы НХМУ в фейсбуке)
(фото с официальной страницы НХМУ в фейсбуке)
Выставочные залы разделяют черные занавеси, причем это — концептуальное решение. Неизвестно: что там, за завесой?..
— Несмотря на напряженность момента, тогда же, в разгар событий, мы стали планировать и будущую выставку. Даже пресс-конференцию провели в 2014-м, во время которой «отчитались» о своих действиях по сохранению музейной коллекции в условиях вооруженного противостояния. И сразу объявили о подготовке «Идентичности»! Куратором стала директор Латвийского центра современного искусства Солвита Кресе (с украинской стороны — и.о. директора НХМУ Юлия Ваганова).
Участие в выставке, в итоге, приняли свыше 30 художников из девяти стран, в том числе, были отобраны три «украинских» проекта: Романа Минина, Леси Заяц и «Открытой группы».
Пространственная инсталляция украинки Леси Заяц «На днях я видел камень, и готов поклясться, что уже его встречал…» встречает посетителей НХМУ (фото Константина Стрельца с официальной страницы НХМУ в фейсбуке)
Леся — одна из известнейших художниц «новой волны», зачинательница в Украине медиаарта. Выросла в Германии, куда эмигрировала ее семья, живет и работает в Мюнхене и в Киеве. Основала арт-группу «Институт нестабильных мыслей», специализирующуюся на медиаарте.
Проект в рамках «Идентичности» представляет собой вариацию на тему мандалы. !Мандала — это разумный способ нанесения абстрактного на карту… Наиболее распространенный символ индивидуальности — отпечаток пальца, — одновременно, является своей противоположностью: анонимным, природой данным, кодированием".
Проект в рамках «Идентичности» представляет собой вариацию на тему мандалы. !Мандала — это разумный способ нанесения абстрактного на карту… Наиболее распространенный символ индивидуальности — отпечаток пальца, — одновременно, является своей противоположностью: анонимным, природой данным, кодированием".
Открытая группа (Украина), Те самые места. Планшеты, видеодокументация, 2016 г.
«Ужгородский Худфонд — двухэтажное здание, построенное в конце 1960-х для тогдашней Закарпатского союза художников советской Украины. Основная цель — создание мастерских для художников организации. Большие окна мастерских, высокие потолки, тяжелые стеклянные входные двери. Постоянные вахтеры. Некоторые из них работали еще во времена Бакшая и Эрдели. Сегодня Худфонд — это мастерские на втором этаже и коммерческие арендаторы на первом…
…Первый этаж встречает сумерками. Единственное, что напоминает тут про художников — старые планшеты, наши ровесники: созданные в 90-х перед самой Независимостью, они, собственно, представляют собой отчет о проделанной работе ЗСХ (Закарпатской спилки художников). Их часто рассматривают, иногда фотографируют. Пропыленные, обросшие новыми информационными кодами, не подписанными номерами телефонов, разными надписями… Нами движет обыкновенное любопытство. Именно так. Заказали Рейтию спустя 25 лет еще раз точно такие же планшеты. Групповое фото. Еще одно путешествие сквозь».
…Первый этаж встречает сумерками. Единственное, что напоминает тут про художников — старые планшеты, наши ровесники: созданные в 90-х перед самой Независимостью, они, собственно, представляют собой отчет о проделанной работе ЗСХ (Закарпатской спилки художников). Их часто рассматривают, иногда фотографируют. Пропыленные, обросшие новыми информационными кодами, не подписанными номерами телефонов, разными надписями… Нами движет обыкновенное любопытство. Именно так. Заказали Рейтию спустя 25 лет еще раз точно такие же планшеты. Групповое фото. Еще одно путешествие сквозь».
«Открытая группа» (Украина) создана в августе 2012 г. Постоянными участниками являются (2016 г.): Антон Варга, Юрий Билей, Павел Ковач, Станислав Турина. Практика «О.г.» базируется на исследованиях взаимодействия и коммуникации между людьми. Основным «долгоиграющим» проектом остается «Открытая галерея». Художники создают то, что называется «очерчиванием пространства» — временные территории, являющиеся самодостаточными произведениями. Проект «Открытой группы» демонстрировался в рамках Национального павильона Украины на 56-й Венецианской биеннале.
Параллельно работе экспозиции чуть ли не каждый день в НХМУ в рамках «Идентичности» проходили кураторские туры, дискуссии, сопутствующие арт-проекты, включая даже совместное вышивание скатерти.
Проект Stitch («Стежок», Норвегия/Палестина/Швеция) с 2012 г. локализуется в разных странах мира. Его частью является и мастер-класс по изготовлению растительных красителей из «местных» материалов — «поиск красок Киева» в нашем случае.
Финальной точкой работы выставки станет перформанс литовской художницы Эгле Будвитите «Хореография для бегущего самца» незадолго до ее закрытия. Для участия в этой акции по «исследованию социального поведения, а значит — социального пространства» через ФБ-страничку НХМУ приглашены мужчины-волонтеры.
Проект Stitch («Стежок»). Фото с официальной странички НХМУ в фейсбуке.
Перформанс литовской художницы Эгле Будвитите «Хореография для бегущего самца»
Дискуссия на тему «Ища и скрывая. В поисках общего и отличий в идентичностях стран Севера, Балтии и Украины».
Участники: Маттс Лейдерстам, художник (Швеция), Кристина Норман, художник (Эстония), Роман Минин, художник (Украина), Теллерво Каллейнен, художник (Финляндия). Модератор: Солвита Кресе, арт-куратор и арт-критик из Риги, директор Латвийского центра современного искусства (LCCA).
Участники: Маттс Лейдерстам, художник (Швеция), Кристина Норман, художник (Эстония), Роман Минин, художник (Украина), Теллерво Каллейнен, художник (Финляндия). Модератор: Солвита Кресе, арт-куратор и арт-критик из Риги, директор Латвийского центра современного искусства (LCCA).
Рассказывая о подготовке выставки, Марина
Скирда энергично проходит по обоим этажам, где развернута экспозиция, успевая при этом с энтузиазмом охарактеризовать представленные проекты и творчество отдельных художников.
В экспозиции, «собранной» европейцами, и, в основном, из работ молодых европейцев, преобладает фото и видео, медиа-арт, а также инсталляции. Их в ходе создания художники уверенно называли «скульптурами», чем несколько озадачили «наших». После выставки, киевляне с радостью приняли этот экспириенс на вооружение.
В экспозиции, «собранной» европейцами, и, в основном, из работ молодых европейцев, преобладает фото и видео, медиа-арт, а также инсталляции. Их в ходе создания художники уверенно называли «скульптурами», чем несколько озадачили «наших». После выставки, киевляне с радостью приняли этот экспириенс на вооружение.
А вот привычных нам «картин маслом» в «Идентичности» нет — за вычетом проекта Маттса Лейдерстама «Неизвестный художник». Для этой инсталляции юный швед написал копии впечатливших его четырех полотен безымянных украинских авангардистов из фондов НХМУ.
Маттс Лейдерстам «Неизвестный художник». Фрагмент проекта.
«Инсталляция создана по мотивам четырех живописных произведений из коллекции НХМУ: трех портретов и одного пейзажа, написанного неизвестными художниками, которые, возможно, жили в Киеве в 1930-х. В течение многих лет картины находились в тайном Спецфонде, который планировали уничтожить. Лейдерстам хочет не столько рассказать о „Спецфонде“, сколько возвращает живописные произведения в место их рождения, в художественную мастерскую, т. е. , в нейтральную зону, где те пребывали до начала своей истории».
Маттс Лейдерстам, Неизвестный художник. Фрагмент проекта. Во время авторской экскурсии зав. отделом научно-образовательной работы НХМУ Светланы Цуркан. Фото с фоициальной страницы НХМУ в Фейсбук.
Еще одно бросающееся в глаза отличие от «местных» выставочных проектов совриска — «социальность» творчества, практически, всех участников. В чем-то «Идентичность» даже напоминает передовицу газеты — правда, западноевропейской.
Тема номер один экспозиции — это беженцы и (трудовые) мигранты. Им посвящены добрых две трети работ. Все очень толерантно: религиозных и прочих «неудобных» для обсуждения проблем здесь особо не выпячивают. Художники скандинавских стран явно сочувствуют бедолагам, вынужденным преодолевать не только расстояния, но и сопротивление местных чиновников, вообще местной среды. А «прибалты» говорят об «остарбайтерах» с позиций самих эмигрантов.
Тема номер один экспозиции — это беженцы и (трудовые) мигранты. Им посвящены добрых две трети работ. Все очень толерантно: религиозных и прочих «неудобных» для обсуждения проблем здесь особо не выпячивают. Художники скандинавских стран явно сочувствуют бедолагам, вынужденным преодолевать не только расстояния, но и сопротивление местных чиновников, вообще местной среды. А «прибалты» говорят об «остарбайтерах» с позиций самих эмигрантов.
Калле Хамм (Финляндия). Дзамиль Камангер. (Финляндия/Иран).
Сад незадокументированных. Графические рисунки, карта, живые растения. Инсталляция. 2013 г.
Сад чужих видов-агрессоров. Видео, 2013 г.
Сад незадокументированных. Графические рисунки, карта, живые растения. Инсталляция. 2013 г.
Сад чужих видов-агрессоров. Видео, 2013 г.
«Сад незадокументированных» состоит из 14 растений. Художники контрабандой привезли их в Финляндию, т. е. в страну ЕС, из-за границы. История путешествия каждого растения отражена на карте. Для сада на видео были отобораны всего 4 вида растений, которые считаются агрессивными чужаками. В Финляндии даже проходило несколько кампаний по уничтожению этих «пришельцев». Художники записали звук, исходящий от растений в виде электромагнитных вибраций. Таким образом, «Сад чужих видов-агрессоров» дает возможность услышать голос нежеланной и чужой «инакости».
Арнас Анскайтис (Литва). Путешественник. 2015 г.
Стихотворение «Путешествие из Кенигсберга в Мемель» (1773) энциклопедиста Дени Дидро (1713 — 1784). Аудиозапись.
Разворот на две страницы из «Энциклопедии, или систематического словаря наук, искусств и ремесел», том 17 (1765). Цифровая печать.
Карта из 10 двуязычных словарей из стран Балтии.
Стихотворение «Путешествие из Кенигсберга в Мемель» (1773) энциклопедиста Дени Дидро (1713 — 1784). Аудиозапись.
Разворот на две страницы из «Энциклопедии, или систематического словаря наук, искусств и ремесел», том 17 (1765). Цифровая печать.
Карта из 10 двуязычных словарей из стран Балтии.
«В „Энциклопедии, или систематического словаря наук, искусств и ремесел“, наиболее масштабном печатном проекте 18 ст., обозначено, что „путешественник — это тот, кто путешествует по разным причинам и иногда пишет про свои путешествия, но именно поэтому рассказы путешественников обычно недостоверны. К тем вещам, которые путешественники видели на самом деле, почти всегда присовокупляется что-то такое, что путешественники только могли бы увидеть“. Неопубликованное стихотворение Дидро — это отголосок изнурительного путешествия вдоль Куршской косы, которое французский энциклопедист осуществил в 1773 г. в дилижансе, на пути ко дворцу российской императрицы Екатерины Великой в Санкт-Петербург».
Мерич Алгюн Рингборг (Турция-Швеция). Сокращенное собрание визовых заявок, 2009 г.
«Сокращенное собрание визовых заявок» — книга в твердой обложки, аналог энциклопедии. Она содержит все на свете заявки на получение визы. В бюрократическом мире, когда люди пересекают границы, заявки на получение визы с вопросами вроде: «Задействованы ли вы в каких-либо иных видах деятельности, которые могут свидетельствовать о том, что вы не являетесь человеком с хорошей репутацией?», должны заполняться и отсылаться в соответствующие консульства вместе с кипой личных документов, банковских бумаг, писем-приглашений, билетов на самолеты, свидетельствами о рождении, и т. п. В этой книге все такие заявки доступны вниманию зрителей и, в теории, дают им возможность осознать, что мир не является настолько открытым, как мы привыкли думать".
Вторая болезненная тема выставки — войны. Самым ярким, бьющим наотмашь проектом, исследующим эту тематику, можно назвать «4 000 квадратных километров Европы» Кристины Норманн (Эстония): с кладбищенскими крестами прямо под стеной жилых многоэтажек в Приднестровье на фото и миксом бравурных военных парадов — на видео.
Кристина Норманн (Эстония), 4 000 квадратных километров Европы. 2014 г. Видео «Править мертвыми». Видео «Править живыми». Фото Без названия (автор — Меелис Муху).
«После распада СССР несколько сотен людей отдали жизни за Приднестровье, юридически не существующее государство в центре Европы площадью в 4 тыс.кв. км. В этом авторитарном полугосударстве выросло новое поколение молодых людей, готовых погибать за образование, существующее на грани политического вымысла и реальности. Проект „4 000 квадратных километров Европы“ является результатом визуальных размышлений на тему постоянных процессов создания материального и нематериального наследия, памятников и ритуалов, призванных поддерживать национальную идею — на примере памяти про войну 1992 г. в Приднестровье и поддержания политического мифа про победу и роль жертв».
«После распада СССР несколько сотен людей отдали жизни за Приднестровье, юридически не существующее государство в центре Европы площадью в 4 тыс.кв. км. В этом авторитарном полугосударстве выросло новое поколение молодых людей, готовых погибать за образование, существующее на грани политического вымысла и реальности. Проект „4 000 квадратных километров Европы“ является результатом визуальных размышлений на тему постоянных процессов создания материального и нематериального наследия, памятников и ритуалов, призванных поддерживать национальную идею — на примере памяти про войну 1992 г. в Приднестровье и поддержания политического мифа про победу и роль жертв».
Впрочем, исследование «идентичности» работами про ее, собственно, размытие в современной Европе, нынешний выставочный проект не исчерпывается. Деревянные скульптуры и хэндмейд-свитера с наивным норвежским орнаментом в виде рогатых оленей авторства северных европейцев до того напомнили нам украинское народное искусство и неопримитивизм, что пришлось даже уточнять у Марины Скирды:
- Это что, такой видят шведы с литовцами современную Украину?
-Нет, конечно! — удивилась г-жа Скирда. — Это — про их собственный менталитет. Такими они себя видят.
- Это что, такой видят шведы с литовцами современную Украину?
-Нет, конечно! — удивилась г-жа Скирда. — Это — про их собственный менталитет. Такими они себя видят.
Анна Айзсилниеце (Латвия). Модная коллекция «Этнография». Фото (автор Илзе Ванага), 2014
«Цель создания коллекции — подвести общество к осознанию, какие ресурсы у него существуют, ка можно их использовать и интегрировать, сохраняя при этом национальную идентичность и повышая уверенность в себе. Первичный материал коллекции — это классические предметы хлопчатобумажной и шерстяной одежды. В ходе переработки изменилась их идентичность. Штаны превратились в юбки или рубахи, жакеты стали шалями, а пояса — коронами. В качестве украшений и аксессуаров использованы детали велосипедов и советских электроприборов, а также сантимы, монеты латвийской валюты, которая недавно изменилась».
Йуар Нанго (Норвегия). Пристанища Саами. 5 вязаных шерстяных свитеров, печать.
Вязаный вручную шерстяной свитер является прототипом новой дизайнерской продукции из области Саами под названием «Пристанища Саами». Эта серия включает в себя пять вариантов. Все свитера вязали пожилые женщины из разных сел. Дизайн разрабатывался исходя из того, где именно свитер изготавливают. Мотив в орнаменте представляет собой местную версию многочисленных Giant Lavvu, зданий, которые можно увидеть по всей области Саами. Пять реальных построек, изображения которых украсили свитера, находятся в Луйаавре (Россия), Маазе (Норвегия), Деаану (Норвегия), Деарни (Швеция) и Ликсое (Швеция).
Габриэлла Фридриксдоттир (Исландия). Создания преданности. Скульптурная серия, смештехника. 2013 г.
Скульптурная серия была создана для выставки «Между поздним и ранним», проходившей в Королевской Шотландской Академии. В рамках серии художница создала 9 скульптур по мотивам традиций вуду. Но вместо того, чтобы обращаться к африканской эстетике, она сконцентрировалась на исландской, использовав материалы, характерные для ее родной страны.
Скульптурная серия была создана для выставки «Между поздним и ранним», проходившей в Королевской Шотландской Академии. В рамках серии художница создала 9 скульптур по мотивам традиций вуду. Но вместо того, чтобы обращаться к африканской эстетике, она сконцентрировалась на исландской, использовав материалы, характерные для ее родной страны.
Что ж, современная Украина — это и правда, Европа: у нас теперь европейские проблемы. Но, к счастью, художники — тоже уровня вполне европейского, если не лучше.
Инсталляция «Ковер обещаний» (2016 г.) Романа Минина, с архангелами в шахтерских касках, зовущими вооруженных человечков-шахтеров прямо в смерть, в рай, кажется, пожалуй, самой запоминающейся работой выставки. Не потому, что на фоне сдержанных красок «скандинавов» она — самая яркая. Просто… очень талантливо. «Идти в Европу» со своим талантом — это тоже неплохо. Хорошая идентификация.
Инсталляция «Ковер обещаний» (2016 г.) Романа Минина, с архангелами в шахтерских касках, зовущими вооруженных человечков-шахтеров прямо в смерть, в рай, кажется, пожалуй, самой запоминающейся работой выставки. Не потому, что на фоне сдержанных красок «скандинавов» она — самая яркая. Просто… очень талантливо. «Идти в Европу» со своим талантом — это тоже неплохо. Хорошая идентификация.
Инсталляция «Ковер обещаний» (2016 г.) Романа Минина.
Выставка работает до 22 мая 2016 г.
Титульная иллюстрация: Матс Адельман (Швеция). Шведская древесина. Инсталляция, 2013 — 2015 гг.