Весьма необычный художник Анри Руссо — уникальная фигура в истории европейского искусства. Тем не менее, его творчество соответствует своей эпохе, началу XX века. Выставка «Таможенник Руссо. Архаичная непорочность» в Музее Орсэ в Париже станет критическим исследованием его искусства, базирующемся на размышлении о том, что есть архаичность.
Заклинательница змей
1907, 190×169 см
В экспозиции работы Руссо дополнены произведениями как академической, так и новой живописи, служившими для него источником вдохновения, а также работами авангардных художников, которые именовали Таможенника «отцом современности».
Повозка Жюни
1908, 97×129 см
Анри Руссо (1844 — 1910) — предтеча постмодернизма, пуантилизма и концептуализма — был самоучкой, простым сотрудником таможни (отсюда и прозвище). Он интуитивно следовал законами перспективы, передавая её с помощью оттенков и изменения цвета по мере удаления от объектов. Его воображаемые миры, полные густых зарослей, травы и кустов выше человеческого роста, буйных расцветок и неожиданных объектов, привлекали внимание посетителей Салона Независимых и заслужили высокую оценку Поля Синьяка, Одилона Редона, Камиля Писсарро, Поля Гогена и Пабло Пикассо.
Выше: Анри Руссо, «Портрет-пейзаж (Автопортрет)» (1890)
Свадьба
1905, 163×114 см
Работы на выставке объединены темой архаизма. Прежде, чем переехать в Музей Орсэ, экспозиция первоначально размещалась во Дворце Дожей в Венеции. Шедевры Анри Руссо из Музея Орсэ и Музея Оранжери (от «Заклинательницу змей» до «Свадьбы») будут выставлены рядом с картинами, одолженными у самых престижных международных учреждений.
Фабрика стульев в Альфордвилле
1908, 73×92 см
Об экспозиции в Италии, которая перемещается этой весной в Париж, мы подробно рассказываем в отдельной публикации: почему «Пикассо» не расставался с «Ядвигой» и как выглядит «первый портрет-пейзаж»? Фото с выставки прилагаются.
Рыбаки и биплан
1908, 46×55 см
Читайте также: Анри Руссо: 10 ярких фактов к юбилею «Таможенника»
Сон
1910, 298×204 см
Наряду с полотнами Руссо, в Париже будут развешены полотна Сера, Делоне, Кандинского и Пикассо, а также других — менее известных художников. Вместе они дают представление о богатстве взаимосвязей, сплетённых вокруг творчества «Таможенника» Руссо — катализатора, который инициировал оригинальный способ изучения современности.
Девочка с куклой
1895, 67×52 см
Выставка «Таможенник Руссо. Архаичная непорочность» в Музее Орсэ откроется 22 марта и будет работать до 17 июля.
По материалам официального сайта Музея Орсэ
Анри Русо
Девочка с куклой
То ли девочку, то ль тетю
Мэтр здесь изобразил.
Необуздан он в полете
И фантазии, и сил.
От такой девчонки враз
Начинается мандраж!
Анри Русо
Сон или обнаженная в лесу
Чудны дела Твои, Господь!
Что за лес и что за плоть?
Мэтр показал на полотне
Абсурд, увиденный во сне…
Но надо должное отдать –
Цвета он мастер подбирать…
Анри Русо
В кустах или нападение ягуара на лошадь
Необычен здесь «мотив» –
Ягуар напал на лошадь,
Ее снизу ухватив,
Не боясь ее копыт.
Как же он подкрался к ней?
Сзади, сбоку или сверху
Нападает хищник сей
На пасущихся зверей.
Но картины суть не в этом –
Грустно смотрит конь на нас,
Расставаясь с этим светом…
Анри Руссо
Муза, вдохновляющая поэта *
Антипортрет Адама с Евой
Рукой художник пишет левой,
Поставив рядом шкаф с комодом
На фоне дохленькой природы.
Я не берусь о том судить
Может ль такая вдохновить!
*) На картине изображены Гийом Аполлинер и его спутница, художницаМари Лорансен
Анри Русо
Сон или обнаженная в лесу (другой вариант стиха)
Чудны дела Твои, Господь!
Роскошный лес, нагая плоть…
Мэтр показал на полотне
Рай, увиденный во сне…
Думаю, что этой Евой
Восхитился б и Адам!
Но не все блаженно там –
Тигр крадется к Еве слева...
Хочется предположить,
Что красота его сразит…
«Мир спасется красотой!» –
Вспомнил я завет святой…