Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Эта выставка — один из хитов нынешнего года, — демонстрирует важную роль Ливерпуля в движении прерафаэлитов и представляет его северной столицей викторианского искусства.
«Приветствие Беатриче»(1881 — 1882) олицетворяет излюбленную тему Россетти. В виде Беатриче Портинари — объекта неразделённой любви средневекового поэта Данте Алигьери — художник изобразил свою музу и возлюбленную Джейн Бёрден(она же Джейн Моррис). Женщина с притягательным взглядом и волной каштановых волос,воплощающая представление прерафаэлитов о красоте,доминирует на переднем плане. За её левым плечом виден страдающий Данте,осенённый крыльями Любви. Фоном служит пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
средневекового итальянского города.
Картина иллюстрирует строки из второго сонета в Данте Vita Nuova(«Новая жизнь»), которые можно прочесть на раме.
Сотрудники галереи Уолкера готовят к выставке три редких произведения Данте Габриэля Россетти. Фото: Gareth Jones
Пленительное полотно принадлежало другу Россетти и его главному меценату Фредерику Лейланду,судовладельцу и коллекционеру из Ливерпуля. На выставке оно сопровождается«Монной Розой»(1867) — портретом жены Лейланда,который также не выставлялся на всеобщее обозрение более 140 лет. Здесь же представлено и изображение самого предпринимателя,которое Россетти выполнил пастелью в 1870 году. И эта работа ранее никогда не демонстрировалась публично.
Все три произведения,которыми до сих пор владеют потомки Лейланда,воплощают одну из главных тем экспозиции — роль коллекционеров в истории Братства прерафаэлитов. Помимо Лейланда кураторы чествуют Джона Миллера,а также Джорджа и Джулию Рэй,которые позволили этим революционным художникам изменить лицо британского искусства XIX века.
Ещё одно из направлений выставки«Прерафаэлиты: бунт и красота» — значение,которое сыграл в развитии этого движения Ливерпуль. Эти«панк-рокеры своих дней», как назвал их обозреватель The Guardian,отвергнутые Королевской академией в Лондоне,были с распростёртыми объятиями встречены в Ливерпульской художественной академии,которая стремилась демонстрировать новаторство и смелость.
Здесь впервые были выставлены многие ранние картины членов Братства. Например,«Козёл отпущения» Уильяма Холмана Ханта — один из самых известных религиозных образов XIX века. Это ритуальное животное,описанное в Книге Левит,на которое во время празднования Йом Кипура символически возлагали грехи и затем изгоняли в пустыню.
Ещё один примером является«Иисус,омывающий ноги Петра» Форда Мэдокса Брауна. Для некоторых викторианских зрителей эта картина была слишком модернистской и реалистичной,но это не помешало ей получить премию в 50 фунтов стерлингов в Ливерпульской академии в 1856 году.
Третьим аспектом выставки является влияние прерафаэлитов на ливерпульскую художественную школу,в частности,на таких живописцев,как Уильям Дэвис и Джон Эдвард Ньютон. Их прекрасные ландшафты с канавами,заброшенными зданиями и ветхими мельницами противопоставляются картинам других викторианских художников,чьи произведения чаще ассоциируются с конфетными коробками.
Артур Хьюз
В траве, 1856
Частное собрание
Какая. Боже, красота
Смотрит с этого холста!
Ах, это золото волос
Незаплетенных девой кос!
А от взгляда серых глаз
Не оторвать своих мне глаз!
И ничего не надо, кроме
Сей красоты на темном фоне!
Уильям Дайс
Муж скорбей, 1860
Частное собрание
Крестившись, Он ушел в пустыню
Обдумать Свой дальнейший путь.
Прозреньем внутренних очей,
Незримых в мире никому,
Он видит множество скорбей,
Что предстоят теперь Ему.
Но выбор сделан и отныне
Ему с дороги не свернуть…
Глубоко в мысли погружен,
Присел на голый камень Он.
Один и никого кругом,
И так проходит день за днем…
Форд Мэдокс Браун
Иисус, омывающий ноги Петру
В начале Вечери, как и полагалось перед всякой трапезой, все омыли руки и разместились на своих местах: Иисус в центре, Его ученики справа и слева от Него. Но тут неожиданно для всех Иисус …встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и оттирать полотенцем, которым был препоясан.
от Иоанна, 13: 4-5
Петр в смущении услугой
Его Учителя и друга.
Поражены и остальные,
Его ученики святые,
Люди добрые, простые.
Им невдомек и не понять,
Что хочет этим Он сказать.
На полный удивленья вид
Христос им вот что говорит:
… если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
от Иоанна, 13: 14-15
Этим шагом Иисус предостерегает своих учеников от желания господствовать, призывая их смиренно нести свое служение.
Данте Габриэль Россетти
Приветствие Беатриче, 1862
Частное собрание
Любимой очи излучают свет
Живого благородства…
Данте Алигьери (пер. Е. Солоновича)
Это – главная черта!
Что пред нею все другие,
Что пред нею красота,
Даже кудри золотые?
Благородством ослеплен,
В плен поэт был уведен…