Ричард Гамильтон (Richard Hamilton) — настоящий «динозавр» поп-арта. Его коллаж
«Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» 1956 года — одна из первых работ этого стиля, ну, а вы наверняка знаете и другую его работу — обложку с тиснением и постер «Белого альбома» Beatles. Творения Гамильтона можно увидеть в коллекциях галереи Тейт Модерн
(Лондон), Музее Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк), Музее Людвига (Кёльн), Музее искусств Винтертура (Швейцария). А непосредственно этой весной — на двух выставках в Лондоне, которые проходят одновременно в Tate Modern и в Институте Современных Искусств (ICA). Что ж, величина!
«Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956)
(Richard Hamilton)
Итак, 12 февраля лондонский Институт Современных Искусств (ICA) открыл выставку работ Гамильтона (закрытие — 6 апреля). У ICA есть достаточно четкая идеология: здесь поддерживают радикальное искусство и культуру. В этих рамках предлагают выставки, кинопросмотры, ивенты и дискуссии. Гамильтона здесь называют самым инновационным британским художником на протяжении десятилетий. Нынешняя экспозиция покажет две культовые инсталляции Гамильтона — «Человек, машина и движение» (1955) и «Экспонат» (1957).
В это же время галерея Алана Кристи проводит большую ретроспективу работ Гамильтона в Tate Modern — очевидно, для полной картины. Алан Кристи и Гамильтон познакомились в 1974 году и с тех пор тесно сотрудничали на протяжении более 30 лет. Выставка посвящена темам протеста, портретов, интерьеров и пейзажей и включает разные версии одних и тех же изображений и тем, чтобы наглядно продемонстрировать творческий процесс Гамильтона и масштабы его экспериментов в сфере визуального. В Тейт Модерн
пытаются разобраться в карьере художника, которая длилась почти 60 лет, и представляют в рамках этой выставки рисунки, коллажи и картины Гамильтона, а также объясняют принципы его работы на стыке искусства, рекламы, дизайна и телевидения.
Инсталляция «Экспонат» (совместно с Виктором Пасмором (Victor Pasmore) и Лоуренсом Эллоуэем (Lawrence Alloway)) на выставках разных лет.
Ричарда Гамильтона всегда интересовали общественные вопросы, и как художник он неоднократно обращал внимание на то, что наблюдал лично и что его волновало, с помощью своих хлестких, остроумных и глубоких произведений — например, размышляя о культуре потребления или политических событиях.
В 2004 году Гамильтон сделал для Тейт цифровой апгрейд своего культового поп-коллажа, внеся соответствующие поправки. Теперь работа называлась: «Так что же сделало вчерашние дома такими разными?» Более того, на момент появления цифровой версии художник уже не раз возвращался к этой теме, и спектр его инструментов расширялся: от ножниц и клея — до принтера и Photoshop. Сама работа также отражала время: на смену ретро-пылесосам и телефонам (это теперь они стали ретро) пришли компьютеры и микроволновки, а мужчину-бодибилдера сменила женщина. Осовременив таким образом контекст, художник продлил жизнь работы, суть которой была именно в идейном посыле: пока идея актуальна и человек распознает образы как близкие ему, произведение «работает».
В 2004 году Гамильтон сделал для Тейт цифровой апгрейд своего культового поп-коллажа, внеся соответствующие поправки. Теперь работа называлась: «Так что же сделало вчерашние дома такими разными?» Более того, на момент появления цифровой версии художник уже не раз возвращался к этой теме, и спектр его инструментов расширялся: от ножниц и клея — до принтера и Photoshop. Сама работа также отражала время: на смену ретро-пылесосам и телефонам (это теперь они стали ретро) пришли компьютеры и микроволновки, а мужчину-бодибилдера сменила женщина. Осовременив таким образом контекст, художник продлил жизнь работы, суть которой была именно в идейном посыле: пока идея актуальна и человек распознает образы как близкие ему, произведение «работает».
Центральный объект выставки в Тейт — инсталляция Fun House (1956) — собирает воедино изображения из кинопостеров, журналов и истории искусства, подготавливая почву для знаковой работы «Так что же делает наши дома такими разными, такими привлекательными?» Кроме этого, на выставке представлена серия Гамильтона «Подавляющий Лондон 67» (1968−1969), включая нашумевшее изображение Мика Джаггера и арт-дилера Роберта Фрэйзера, скованных одними наручниками в полицейском фургоне: их арестовали за хранение наркотиков, и они закрывают лица от фотовспышек набежавших журналистов. Кроме Джаггера, на выставке можно встретить и другие знакомые лица: Мэрилин Монро, Бинг Кросби, Маргарет Тэтчер, Тони Блэр.
Письменное определение Гамильтоном того, что такое «поп», заложило основание для всего движения. В письме Алисону и Питеру Смитсонам от 16 января 1957 года он писал так:
Письменное определение Гамильтоном того, что такое «поп», заложило основание для всего движения. В письме Алисону и Питеру Смитсонам от 16 января 1957 года он писал так:
«Поп-арт это: популярное, преходящее, расходное, недорогое, серийное, молодое, остроумное, сексуальное, бесполезное, гламурное, а также Большой Бизнес».
Тейт взял это на вооружение и сделал идеологией всей выставки.
10 ФАКТОВ О РИЧАРДЕ ГАМИЛЬТОНЕ:
1. Один из основоположников поп-арта.
2. Сделал обложку «Белого альбома» Битлз (The White Album by The Beatles) после того, как познакомился с Полом Маккартни.
3. Гамильтон — профессиональный художник: он обучался в художественной школе и Королевской академии.
4. Организация выставки Джеймса Джойса «Чудо и Ужас человеческой головы» — дело рук Гамильтона, который работал на тот момент в Институте Современного Искусства (он же ICA, Лондон).
5. А в 2002 году в Британском Музее прошла выставка иллюстраций Гамильтона к роману Джойса «Улисс», которые художник начал делать еще в конце 40-х годов. В этом же году исполнилось 80 лет с даты публикации романа. Позже иллюстрации выставлялись в музеях Дублина и Роттердама, а книга с ними была опубликована вместе с текстом Стивена Коппеля.
Фото Гамильтона, сделанное Джоном Ленноном.
6. Преподавал в университете Ньюкасл-апон-Тайн и оказал серьезное влияние на многих своих студентов, которые впоследствии стали известными. Среди них Брайан Ферри (Roxy Music), Тим Хэд, Марк Ланкастер, Рита Донаг (художница и впоследствии жена Гамильтона), Николас Де Вилль.
7. В 1966 году Гамильтон курировал первую, и пока что единственную, ретроспективу Марселя Дюшана в Англии — по предложению самого Дюшана. Гамильтон исследовал Дюшана ранее и на момент знакомства с художником в 1962 году был максимально «подкован». Для британской ретроспективы были сделаны копии стеклянных работ, которые было опасно транспортировать.
8. Гамильтон засветился в роли поп-художника в первом фильме с Робертом Де Ниро — «Приветствия» (1968) Брайана Де Пальмы.
9. Ричард Гамильтон — кавалер Ордена Чести, который вручается за выдающиеся достижения в искусствах, науке, политике, промышленности и религии.
10. Хамелеон Британского Поп-арта — такое прозвище дали Гамильтону журналисты.
...А Белый Альбом Битлз - действительно белый!