В Мыстецком Арсенале 13 января 2016 г. — на Щедрый вечер, — состоялось открытие выставки легенды украинского искусства Ивана Марчука. В экспозиции «Генотип вольности» — 150 работ в уникальном стиле, названном «плентанизм», который сам автор называет «марчукизм, потому что в нем — есть всё». А на открытии пели щедривки, звучала классика в исполнении дочери художника Богданы Пивненко — Святой вечер оказался действительно щедрым на светлые эмоции.
В 2007 году Иван Марчук был включен в сотню выдающихся гениев современности по версии издания «Daily Telegraph».
Иван Марчук и Наталья Заболотная — директор Мыстецкого Арсенала, на открытии выставки
Художник разделил свое творчество на 11 циклов. На нынешней выставке представлены работы нескольких десятилетий из циклов «Голос моей души», «Пейзаж», «Белая планета І", «Белая планета ІІ", «Натюрморт», «Новые экспрессии», «Взгляд в Бесконечность».
— Сегодня для меня особенный знаменательный день, — признается художник в начале торжества, — я думал, что никогда не попаду в этот дворец. Я очень доволен, что сегодня я здесь и вижу свои картины в этих прекрасных залах. Искренне благодарен пани Наталью, — она со своей командой совершила великое дело для всей Украины, для киевлян и гостей города, потому что резонанс от выставки уже пошел очень далеко.
Это событие действительно очень значительное для Украины, так как в последние годы выставки художника проводились лишь за рубежом, где его творчество снискало славу гениального мастера.
Это событие действительно очень значительное для Украины, так как в последние годы выставки художника проводились лишь за рубежом, где его творчество снискало славу гениального мастера.
Ева
2007
Иван Марчук родился 12 мая 1936 в с. Москаливка Тернопольской области в семье известного на всю округу ткача. Учился во Львовском училище декоративно-прикладного искусства им. И. Труша на отделении декоративной росписи, затем в Институте прикладного и декоративного искусства также во Львове — на отделении керамики.
В середине 1960-х годов художник приехал в Киев и долгие годы работал на Комбинате монументально-декоративного искусства. Его творчество властям было не ко двору, и Марчука даже не принимали в Союз Художников. В 1989 году художник эмигрировал, и 12 лет провел в Австралии, Канаде и Америке. После терактов в Нью-Йорке в сентябре 2001 года вернулся в Украину и живет в Киеве.
В середине 1960-х годов художник приехал в Киев и долгие годы работал на Комбинате монументально-декоративного искусства. Его творчество властям было не ко двору, и Марчука даже не принимали в Союз Художников. В 1989 году художник эмигрировал, и 12 лет провел в Австралии, Канаде и Америке. После терактов в Нью-Йорке в сентябре 2001 года вернулся в Украину и живет в Киеве.
В нашем дворе
2004
Название выставки «Генотип вольности» выбрано не случайно — именно свободой художник дорожит больше всего на свете. Свое право самовыражения Иван Марчук всегда ценил превыше всего в любые времена. Он говорит: «Я свободный человек, говорит Иван Марчук. И был свободным еще в утробе матери».
— Я первый из живых художников, чья персональная выставка открылась в Мыстецьком Арсенале. Думаю, пани Наталья увидела, насколько это интересно, потому что многие хорошие художники ждут своей очереди.
У нас богатейшее искусство, очень разнообразное, есть много прекрасных талантов, потому что в Украине их рождается больше всего в мире на один квадратный метр. Судьба складывается по-разному, но, как говорят, хорошие ростки и хорошие зерна, попав в правильный грунт, все равно прорастут благодаря упорству, настойчивости и одержимости. Появятся новые и новые художники…
У нас богатейшее искусство, очень разнообразное, есть много прекрасных талантов, потому что в Украине их рождается больше всего в мире на один квадратный метр. Судьба складывается по-разному, но, как говорят, хорошие ростки и хорошие зерна, попав в правильный грунт, все равно прорастут благодаря упорству, настойчивости и одержимости. Появятся новые и новые художники…
…Я очень рад, что я в команде тех людей, которые в искусстве стоят на передовых позициях.
— Я думаю, — продолжает художник, — на выставке каждый человек найдет то, что он ищет. Картины настолько разнообразные, что заставят каждого из вас постоять около каждой из них и подумать — и, может, разгадать многие тайны, которые присутствуют в моих картинах из серии «Голос моей души».
Так проходит время
XXI век
«Свой главный цикл я назвал „Голос моей души“, потому что из меня выходил свет, не объяснимый никакой логикой. Я приступал к работе, мне кто-то подсказывал, и я уже знал: душа, интуиция, подсознание — со мной, я работаю, — и продолжается работа души». Иван Марчук
Накануне
XXI век
Без названия
1990-е
— Большой цикл пейзажей — это ностальгическая тема, они написаны на эмоциях. Я бы назвал их материалом для медитаций и огромного наслаждения. Зима настолько прекрасна, что, будучи на этой земле, я должен был значительную часть моего творческого времени отдать, чтобы эту землю воссоздать и увековечить.
Чары лунной ночи
2005
Утренние заморозки
2005
И. Марчук «Весна уже в пути», 2004
Ночь на Рождество
2002
И. Марчук «Зима», 2009
— Самое большое удовольствие для меня, — признается мастер, — когда люди плачут перед картиной. Больше всего перед картиной «Родились, выросли и ушли», хотя на этой выставке ее нет. Слезы на выставке — это большой для меня подарок: значит, люди что-то чувствуют…
Скажи мне правду
1997
И.Марчук «Мы шли, не зная дороги», 2007
Среди наиболее ранних работ художника на выставке — графика
1970-х годов.
И. Марчук «И увидел землю, рыбами устеленную», 1979
И. Марчук «По ту сторону», 1979
Современные работы художника из цикла «Взгляд в бесконечность» выполнены в абстрактном стиле.
И.Марчук «Из цикла «Взгляд в бесконечность», 2013
Особенный подарок для героя вечера и его гостей приготовила дочь художника — Богдана Пивненко. Она исполнила несколько любимых композиций своего отца и, как сама признавалась, многие из представленных на выставке произведений были написаны именно под эти мелодии.
Многие гости выставки пытались узнать у художника, что же именно он хотел сказать своими работами. Если возникают подобные вопросы, достаточно знать отношение автора к таким философским вопросам, как, например, вопросы о счастье или искусстве. На них Иван Марчук уже когда-то отвечал…
«Категории счастья для меня не существует. Счастье — это что-то надуманное. Счастье — когда живешь, работаешь, когда ты не растерял талант радоваться, любить. Счастье — это творчество, часы, когда я пишу картину». И. Марчук
«Я не знаю, как дать определение счастью. Мне кажется, что мое счастье — это вечные муки. Плохие или приятные мучения, но они постоянно меня сопровождают, это лейтмотив моей жизни и, возможно, мое счастье. Ведь именно [тогда], когда я больше всего страдаю, во мне что-то рождается. Когда я спокойный и довольный, я — никакой. Я не могу ничего создать.
Почему Ирвинг Стоун книгу про Микеланджело назвал „Муки и радости“? Всё в искусстве идет параллельно: нет страданий — нет и радостей. Оно [искусство] как композиция у Леже, должно быть построено на контрастах, — и в этом моя жизнь. Я не придумывал мой мир, я его чувствовал и воспроизводил, и оказалось — он нужен не только мне одному. Разве это не счастье?!»
Почему Ирвинг Стоун книгу про Микеланджело назвал „Муки и радости“? Всё в искусстве идет параллельно: нет страданий — нет и радостей. Оно [искусство] как композиция у Леже, должно быть построено на контрастах, — и в этом моя жизнь. Я не придумывал мой мир, я его чувствовал и воспроизводил, и оказалось — он нужен не только мне одному. Разве это не счастье?!»
Ночь в степи
2007
«Для меня искусство — это жизнь и откровение. Другой альтернативы нет. И одновременно искусство — это каторга. Я работаю 365 дней в году и без этого не могу. Это приговор судьбы, карма, обреченность — и никуда не денешься. Я мечтаю погреться на пляже, полежать в траве, прислушиваясь, как она растет, я хочу смотреть, как плывут в небе облака, хочу радоваться, веселиться, общаться в компании, не отказался бы пойти в школу, чтобы кого-то там чему-нибудь научить. А потом думаю: а мне тоже хочется самому что-то сделать. Непреодолимое желание!» — описывает Иван Марчук
Выставка в Мыстецком Арсенале открыта до 31 января 2016 года. И напоминаем, в этом году будем отмечать 80-летие со дня рождения художника, — похоже, еще одной захватывающей персональной выставкой. Мы же надеемся расспросить мастера обо всем лично. Пока же — приходите на выставку за эмоциями и душевными волнениями! Равнодушными зрителей она не оставляет.