Регистрация

Искусство "шестидесятников" - украшение и инвестиция: итоги торгов аукционного дома «Золотое сечение»

Мне нравится5       0  
Стремительный аукцион с рекордом работы Марчука и сюрпризы пост-аукционных продаж — 11 декабря 2015 года киевский аукционный дом «Золотое Сечение» провел торги самых известных украинских художников, творчество которых находилось в тени официального искусства советского периода. Коллекционерам представили исключительное собрание с работами И. Марчука, С. Параджанова, В. Хруща, С. Сычева, Б. Плаксия, В. Зарецкого… Ранее мы анонсировали это событие, теперь же говорим об итогах торгов с совладельцем аукционного дома Михаилом Василенко.
Михаил Василенко во время проведения аукциона
Аукционные и постпродажи составили около 50% из представленных 65 лотов. Результаты говорят о том, что запрещенное в советское время искусство сегодня весьма популярно и востребовано на украинском рынке.
— Михаил, как вы оцениваете результаты нынешнего аукциона и принес ли он какие-либо неожиданности?

— Торги — это всегда сюрприз, ход аукциона предугадать невозможно. Например, неожиданностью стала непроданная работа С. Параджанова — один из наших топ-лотов, стоимостью в 10 тыс. долларов. Для ценителя и коллекционера такой шедевр — это более, чем достойная инвестиция, так что вскоре это произведение найдет своего покупателя. В этом у меня сомнений нет.
Самым дорогим лотом, проданным в ходе аукциона, стала работа И. Марчука «Лунные цветы», которая ушла с молотка по стартовой цене за $7,5 тысяч.
Картина В. Зарецкого «Душа Аллы Горской» посвящена трагически ушедшей из жизни жене художника. Эта работа продана за $3 000.
Также на аукционе 11 декабря были проданы работы таких известных художников, как Э. Котков (работа «Монстр» выручила $2 000) и З. Лерман («Акробаты» были проданы за $4 000).
Лидером пост-продаж стала работа В. Миллера «На пляже», нашедшая своего покупателя за $10 000.

Также после аукциона была продана картина Р. Сельского: «Заснеженная крыша и стога» ушла с молотка за оценочную стоимость $5 000.
— Михаил, каким образом сегодня формируется оценочная стоимость на работы украинских мэтров и, в частности, ценовая политика стартовых цен на вашем аукционе?

— Цены на работы формирует сам рынок, а также экономическая ситуация в стране. Если речь идет о финансовом упадке в целом, то и стоимость работ снижается, а то и вовсе происходит «замораживание» рынка. И наоборот — при стабильной экономике в стране цены на искусство растут с каждым годом, но, чтобы зарабатывать на нем, нужно иметь терпение. Это долгосрочная инвестиция в 5−10 лет.

Что касается стартовых цен на шедевры, представленные на наших крайних торгах, они были более, чем приемлемые. Мы даже отказались от комиссии аукционного дома, желая сделать клиентам новогодний подарок и в который раз растормошить украинский арт-рынок, увеличивая товарооборот на нем.

Каждая из выставляемых на торгах работ — украшение любой коллекции. Ведь мы очень избирательны в подборе предметов искусства. Во-первых, мы заботимся о своем имидже и репутации, и, во-вторых, это наш бизнес — нам интересно продать как можно больше работ, потому наше собрание состоит исключительно из первоклассных произведений.
Кроме того, хочу отметить, что цены на работы могут быть обусловлены несколькими факторами: редкость на рынке, имя автора, период создания конкретной работы, материалы. Произведения одного и того же художника могут иметь разную стоимость. Скажем, одна работа В. Зарецкого может стоить 3 тыс. долларов, а другое произведение этого же автора — 20 тыс. долларов.
Графическая работа «В кафе» В. Зарецкого, представленная на аукционе, была оценена в 1 500 долларов.
— Из представленных на аукционе лотов, какую работу вы бы назвали настоящей удачей для коллекционера?

— Как известно, художник Иван Марчук свои работы не продает, его картины очень сложно найти и крайне редко можно купить публично. Наша работа из частной коллекции — настоящий шедевр и отличное приобретение, а также успешная инвестиция для нового собственника.
Иван Марчук на предаукционной выставке рядом со своей работой (и топ-лотом аукциона)
«Лунные цветы»
 — Михаил, судя по результатам аукциона можно говорить о том, что арт-рынок в Украине все же оживился? На что вы обратили внимание на прошедших торгах?

— Сегодня коллекционеры понимают — сейчас самое время покупать работы. Рынок начал возрождаться, а это значит то, что цены на работы, в том числе шестидесятников, которые являются серьезным пластом нашей культуры, — через несколько лет опять пойдут вверх.

 — Как вы охарактеризуете нынешнюю активность коллекционеров, если говорить о нынешнем аукционе?

— Во время прошедших торгов профессиональные коллекционеры, те, кто понимает сегодняшнюю ситуацию на украинском арт-рынке, принимали быстрые решения о покупке — приобретали шедевры прямо с молотка. И это несмотря на то, что аукцион вместе с выставкой длился всего несколько часов! Некоторым собирателям, в том числе молодым, потребовалось немного больше времени. Так что, присмотревшись, они пришли за работами уже после торгов. Неделя после аукциона характеризуется активными пост-продажами.
Анатолий Туровский. Цветы
Анатолий Туровский
1970-е , 69×49 см
Маргит Ивановна Сельская. Метафизический пейзаж
Маргит Ивановна Сельская
1960-е , 33×46 см
Михаил Шемякин. Карнавалы Санкт-Петербурга 2
Михаил Шемякин
1976, 65×46 см
Алла Горская. «Т. Шевченко» эскиз к спектаклю И. Драча «Нож в солнце»
 — Михаил, торги и выставка прошли весьма стремительно — представленные имена «говорили сами за себя»?

— Как я уже говорил, наша предаукционная выставка длилась всего несколько часов вместо привычного недельного знакомства с коллекцией. Этот концептуальный ход обусловлен представленными авторами, ведь квартирные выставки в 1960−70-е годы организовывались подпольно и зачастую были быстротечными — за подобное и в тюрьму можно было угодить!

— Какие работы вы бы выделили из тех, что остались невостребованными?


— Если говорить о непроданных пока что картинах, которые участвовали в торгах, то это — один из топ-лотов аукциона — «Похищение Европы» В. Хруща. Но интерес в ходе пост-продаж к этой работе проявляют сразу несколько покупателей.
— Михаил, и последний вопрос. Возможно, начинающим коллекционерам будет интересно узнать, в чем отличие покупки произведения искусства на аукционе, а не в галерее и у арт-дилера?

— Аукционы — это публичная фиксация цены на работы того или иного автора. Фактически, это единственный открытый способ определить стоимость работ художника, чтобы об этом узнал весь рынок. Это выгодно, как коллекционерам, так и самим авторам. Кроме того, аукционы способствуют легализации и развитию легального, «белого» арт-рынка.
Мы благодарим Михаила Василенко за интервью и желаем удач, добавляя и новость от Аукционного дома: «Золотое Сечение» продлевает постаукционные продажи еще на две недели.
В новости использованы фотографии, предоставленные аукционным домом и с официального сайта gs-art.com. Главная иллюстрация — П. Брозголь «Готический натюрморт», 1989−1990.
Благодарим Юлию Лазнюк за помощь в подготовке материала.
КомментироватьКомментарии
HELP