Выставка современного искусства Art Basel ежегодно проходит сразу в трёх городах — Майами (США), Базеле (Швейцария) и Гонконге. В этом году в Америку съехались 267 галерей, которые представили полотна, скульптуры, инсталляции, видео- и аудиоперформансы от четырёх тысяч художников. 18 сопутствующих ярмарок заполонили весь Майами.
Но покупатели вели себя осторожно: рынок реагирует на экономическую неопределённость последних месяцев.
Фото: Getty Images
На предпросмотре для VIP в толпе коллекционеров были замечены Леонардо Ди Каприо, Сильвестр Сталлоне и Ленни Кравиц. Но в отличие от прежних лет, когда многие галереи распродавали всё в первый же день, ныне дорогие произведения искусства расходились довольно вяло.
Фото: Art Basel
Эксперты говорят, что хотя интерес к Art Basel, безусловно, высок, покупательского безумия как на октябрьских Frieze London или FIAC в Париже не наблюдалось. Причины в том, что в календаре появилось больше арт-ярмарок, а аукционные дома планируют больше продаж в течение года.
«Люди просто поистратились к декабрю», — считает Гордон Вене-Класен (Gordon VeneKlasen), партнёр Michael Werner Gallery.
Эбони Паттерсон, без названия (2014), Monique Meloche Gallery. Фото: huffingtonpost.com
Но поскольку коллекционирование сродни весьма заразной и неизлечимой болезни, специалисты считают, что рынок искусства в целом не пострадает. Просто покупатели становятся всё более избирательны, они не склонны переплачивать за работы, которые того не стоят.
Но всё же никакая осторожность не стала препятствием для нескольких многомиллионных покупок на Art Basel. Так, нью-йоркская галерея Van de Weghe продала «Человека в голубом VI» (1954) Фрэнсиса Бэкона (слева) за запрашиваемые 15 млн долларов, а «Бюст в шляпе» (1971) Пабло Пикассо — за 10 млн. На другом конце ценовой шкалы оказалась Paul Stolper Gallery с гравюрами и другими работами, изданными ограниченным тиражом. Их стоимость колебалась от 1 до 50 тыс. долларов.
Марлин Мокке, без названия. Фото: huffingtonpost.com
Но те покупатели, которые интересуются произведениями современных художников как инвестициями для получения прибыли, в этом году были сдержаны. Например, Люсьен Смит и Израэль Лунд, которых считали восходящими звёздами арт-рынка, наблюдали падение цен на свои произведения подчас до уровня одной двадцатой от прежних.
На снимках ниже: во время ярмарки город захватила Art Week Miami 2015. Фото: Getty Images
«В течение последних двух лет был короткий период, большой разницы между ценами на первичном и вторичном рынках, — цитирует Forbes арт-дилера и писателя Кенни Шахтера (Kenny Schachter). — Была группа спекулянтов, которые сделали деньги, но это была игра в „музыкальные стулья“, и теперь музыка резко стихла».
На выставке Art Basel 2015. Фото: Getty Images
Эксперт считает, что для художников, которые работают всего несколько лет, неестественно продавать произведения за сотни тысяч долларов. А те, кто покупает работы в расчёте на рост цен, а не из-за значимости и качества, прогорают.
«Когда люди рассчитывают на быстрый финансовый успех на арт-рынке, это с самого начала гиблое дело», — подытожил Шахтер.