Брейгель, Климт, Сезанн, Тернер, Моне… Какие шедевры скрывает коллекция Пола Аллена, соучредителя Microsoft?
Теперь это уже не секрет: ценитель искусства, щедрый меценат и компьютерный гений эпохи представляет публике часть своего ошеломляющего собрания на выставке в Портленде. Живописные «Видения натуры» легендарных мастеров, пять столетий, 39 работ, и имена от Каналетто и Мане до Хоппера и Джорджии О’Киф… А мы заглянем еще и в коллекцию бывшего соратника — Билла Гейтса!
Выставка «Видения Природы: шедевральные пейзажи из фамильной коллекции Пола Аллена» («Seeing Nature: Landscape Masterworks from the Paul G. Allen Family Collection») будет «кочевать по Америке» весь 2016 и начало 2017 года. Следующие локации — Миннеаполис (Minneapolis Institute of Arts), Новый Орлеан (New Orleans Museum of Art), Сиэттл (Seattle Art Museum).
Березовый лес
1903, 110×110 см
Если в личной коллекции имеется известная работа Густава Климта — она уже обречена на известность. Добавьте пять работ Моне, включая один из видов Руанского собора и превосходные лилии, шедевр великого и снова «модного» Уильяма Тернера, и снабдите собрание огромным цветком кисти Джорджии О’Киф — и получите настоящее собрание вашей мечты!
Пруд с кувшинками
1919, 100.3×200.6 см
Не стоит забывать и о старых мастерах: будто обладая еще и «шестым чувством», Пол Аллен может похвастаться отличной работой Яна Брейгеля Младшего — «Пять чувств: зрение» (1625), а также видом Большого канала Венеции работы, конечно же, Каналетто.
Пять чувств: зрение
1625, 70.6×113.3 см
Увы, Пола Аллена — необыкновенного миллиардера, 30 лет тому основавшего с приятелем Биллом компанию, изменившую наш мир, — сильно подводит здоровье… Его состояние по данным журнала Forbes 2015 года оценивается в 17.5 млрд $ (51-е место в списке «капиталистов» издания), и цифры вокруг да около искусства, которые фигурируют на этом фоне, кажутся не такими огромными.
Гранд-Канал. Венеция. Вид на церковь Сан-Стае
1738, 46.9×77.7 см
Работа Томаса Морана покоряет своей палитрой — ее нередко ставят главной иллюстрацией в текущих анонсах выставки в СМИ.
Гранд-Каньон Аризоны на закате
1909, 76.2×101.6 см
Две работы, приведенные ниже, не значатся в каталоге нынешней экспозиции в Портленде, однако о них упоминают в связи с коллекцией Пола Аллена, вернее, в связи с предполагаемой стоимостью представленных там работ. Для сведения: 13,2 млн долларов за картину «Молодая женщина за чтением» Огюста Ренуара в 2001 году, и 39,2 млн долларов в 2004 за картину Поля Гогена «Материнство (II)» (1899) — таковы цифры.
Однако же суммы, уплаченные за шедевры искусства и, к примеру, 3 миллиона долларов, отданные на Шекспировский фестиваль в Орегоне — лишь часть его филантропической (атк и хочется сказать — «утопической»!) деятельности. Речь идет о сумме более, чем $1.5 миллиарда — столько ушло к настоящему времени на различны программы, которые он поддерживает. Пол Аллен — со-основатель и Фонда «The Paul G. Allen Family Foundation», который и значится в титрах данной выставки. Продолжаем осмотр!
Передача на хранение трёх картин Беллини в церкви Иль Реденторе, Венеция
1841, 73.6×115.5 см
Видения природы, видения натуры мастерами XIX — XX века — достойная тема для музейного исследования, еще и когда в арсенале — столь впечатляющее собрание… Что общего между Тернером и Моне? Предвестник и «гуру» импрессионизма представлены на одной выставке с весьма характерными работами.
Большой канал в Венеции
1874, 57×48 см
Моне или Мане? Оба! В коллекции Пола Аллена и на выставке в Портленде.
А вот и последователи мастеров: признанные, известные, с работами яркими и, опять-таки, характерными для творчества каждого художинка.
Пейзаж с видом на озеро и химерами
1940, 50.8×66 см
Черный ирис VI
1936, 91.4×60.9 см
Гранд-Каньон
1998, 123.1×426.7 см
Заметим, это не первая выставка, демонстрирующая работы из коллекции Пола Аллена. Впечатляющий жест! А теперь заглянем в арт-кулуары к Биллу Гейтсу.
фото: WorldEconomicForum/Wikimedia Commons, GoogleCulturalInstitute/Wikimedia Commons
В 1998 году он заплатил рекордные 36 млн долларов за работу американского классика Уинслоу Хомера (Winslow Homer, «Lost on the Grand Banks» — на фото выше), также среди рекордных сумм «за искусство — 20 млн долларов за картину «пионера американского импрессионизма» Чайлда Гассама «Цветы в комнате» (Childe Hassam, «Room of Flowers»).
Цветы в комнате
1894, 86.3×86.3 см
Еще одна известная покупка Гейтса — 27,5 миллионов долларов за работу еще одного «культового американца» — Джорджа Беллоуза, его картину «Болельщики поло» (George Bellows, «Polo Crowd»).
Наброски плода в утробе
1513, 30.4×22 см
Но, конечно, больше всего на слуху и на виду его приобретение 1994 года: 72-страничный манускрипт Леонардо да Винчи «Лестерский Кодекс». Билл Гейтс купил его на аукционе Christie’s за 30,8 млн долларов, и манускрипт итальянского гения часто и подолгу гостит на различных выставках.
Фото: AP
Как видим, оба новатора компьютерной эры не скупятся, в том числе — и на публичные показы приобретенных ими сокровищ.
Главная иллюстрация обзора: Клод Моне. Пейзаж
на острове Сан-Мартин (1881). Коллекция Пола Аллена.