Поллок, Поллок и Поллок — эти три слова объединяют выставки, которые сейчас проходят в городах США и Германии. Музей искусств Далласа, Нью-Йоркский музей современного искусства и выставочный зал Дойче банка в Берлине представляют разные аспекты творчества одного из самых важных и влиятельных американских художников XX века. Ну, а мы смотрим на картины, еще и прощаемся с легендами, которые окружли самую знаменитую из них!
Портрет и мечта
1953, 148.5×342.2 см
«Слепые пятна» в Далласе
Несмотря на то, что Поллока назвали «величайшим художником, которого произвела Америка», экспозиция в Музее искусств Далласа — лишь третья масштабная музейная выставка в США, посвящённая исключительно этому мастеру. Это крупнейшее собрание чёрных картин Поллока, которое во время премьеры в Tate Liverpool удостоилось эпитетов «сенсационное», «волнующее», «гениальное» и «революционное».
Музей в Далласе стал единственным учреждением в США, где можно увидеть множество произведений, не выставлявшихся более полувека. Это, в частности, классические «капельные» картины Поллока, созданные между 1947 и 1950 годами. Они служат своеобразным прологом к серии картин, написанных чёрной эмалью с 1951-го по 1953 годы. Всего в экспозицию вошли более 70-ти полотен, скульптур, рисунков и оттисков, которые помогут понять обширные амбиции Поллока и важность «слепых пятен» в его творчестве.
Номер 7, 1951
1951, 6.4×8.2 см
Кстати, Техасская комиссия по культуре выделила музею ни много ни мало полмиллиона долларов на поддержку этой выставки. Это самая крупная субсидия из 20-ти, которые комиссия предоставила в этом году. За первые 20 дней с момента открытия экспозицию посетили около десяти тысяч человек.
Выставка продлится до 20 марта 2016 года.
Обзор в MoMA
Выставка «Джексон Поллок: обзор работ 1934 — 1954» — это краткое, но подробное исследование эволюции творчества художника с 30-х — 40-х годов, когда он сделал свободные фигуративные изображения на основе мифических или первобытных тем, до конца 40-х — начала 50-х, когда впервые перешёл к радикальным абстракциям, расплёскивая и капая краской на холст или бумагу.
Один: Номер 31, 1950
1950, 269.5×530.8 см
На выставке представлены около 50-ти картин, рисунков и оттисков из коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства. Среди них — «Один: номер 31, 1950» (1950), входящий в число крупнейших полотен Поллока и, возможно, самых ярких его шедевров. Здесь можно увидеть чрезвычайно редкие и малоизвестные гравюры, литографии, шелкографии и рисунки, которые освещают недооценённую сторону творчества мастера.
Выставка работает до 13 марта 2016 года.
«Фреска» в Берлине
А в выставочном зале Дойче Банка в Берлине можно насладиться обновлёнными красками «Фрески» (1943) — одной из легендарных исторических картин ХХ века. В столицу Германии самое большое полотно Поллока (2,4×6 метров) приехало после капитальной реабилитации в Институте реставрации Гетти в Лос-Анджелесе. Экспозиция «"Фреска» Джексона Поллока: Энергия стала видимой" дополнена четырьмя десятками работ других художников и фотографов, в числе которых — супруга живописца Ли Краснер и Энди Уорхол.
Фреска
1943, 247×605 см
Реставрация развенчала несколько легенд, окружающих работу Поллока. Так, Ли Краснер рассказывала романтическую историю, будто муж целыми днями стоял у белого холста, не в силах преодолеть страх перед ним, а потом внезапно написал картину за одну ночь. Эксперты же нашли слои, которые доказывают, что Поллок работал над шедевром в течение нескольких недель.
Другой миф гласит, что картина, которую заказала для своего особняка Пегги Гуггенхайм, не проходила в двери. И друг знаменитой коллекционера Марсель Дюшан якобы обрезал её. Опять же, реставраторы не обнаружили никаких доказательств таких изменений.
Слева: Пегги Гуггенхайм и Джексон Поллок на фоне «Фрески» (1943). Фото Джорджа Каргара
Но даже без этих красивых историй «Фреска» Поллока продолжает отбрасывать длинную тень на всё американское искусство вплоть до наших дней.
Ниже: работы, представленные в экспозиции «"Фреска» Джексона Поллока: Энергия стала видимой"
Пряжа
1983
Увидеть «Фреску» и другие произведения в выставочном зале Дойче Банка можно до 10 апреля 2016 года.
По материалам официальных сайтов музеев. Главная иллюстрация: Джексон Поллок, «Стенографическая фигура» (1942), Нью-Йоркский музей современного искусства