В Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань) продолжает свою работу выставка «Русское изобразительное искусство рубежа XIX — XX столетий». Работы Бенуа, Судейкина, Головина, Кустодиева, Грабаря, Врубеля, Кончаловского, Машкова, Лентулова, Ларионова, Фалька… И хотя выставка составлена из экспонатов собственного собрания музея, однако представляет весьма редкие и нехарактерные для творчества известных русских художников работы.
Морское дно
XX век
В рамках выставки можно увидеть работы Бенуа, Судейкина, Львова, Головина, Визеля, Кустодиева, Грабаря, Врубеля и многих других русских авторов, работавших на границе смены не только веков, но и отношения к искусству. Собственно, Александр Николаевич Бенуа и был лидером, идеологом и вдохновителем группы «Мир искусства», основанной в самом конце 19 века и просуществовавшей более 25 лет.
Сад весной (Весенний пейзаж)
1904, 92×97 см
Смена парадигм в живописи привела «Мир искусства» к противопоставлению передвижничеству и академизму — основным живописным традициям XIX века. Художники группы акцентировали свои работы на синтезе разных стилей и техник, а их картины стали предтечей всемирно известного русского модерна.
Дама в белом
1908, 59×86 см
В представленной экспозиции очень интересна галерея женских портретов — от почти классической работы Головина «Женщина в белом», выполненной пастелью, до очень нехарактерной для стилистики Бориса Кустодиева «Дамы в голубом». Мало кто, увидев эту работу, может узнать в ней руку молодого мастера, написавшего знаменитую «Русскую Венеру».
Портрет женщины в голубом (Портрет П.М. Судковской)
1906, 200×101 см
Активный популяризатор художественного сообщества «Мир искусств», Илья Грабарь в Казани представлен несколькими полотнами, выполненными в технике пуантилизма. Особенно стоит отметить его работу «Заход солнца», которая расцвечена яркими, неоимпрессионистскими красками
Заход солнца
XX век
Обращаем внимание на полотна Константина Богаевского — русского художника- пейзажиста, яркого представителя киммерийской школы. Его символистские, фантастические пейзажи, отражающие не только природу, но и историю Крыма, носят отзвуки и южнорусской школы живописи.
Гора Св. Георгия
1911, 165×133 см
Впрочем, живописный символизм
на выставке в Казани представлен и членами художественной группы «Голубая роза» — Виктором Борисовым-Мусатовым и Михаилом Врубелем. Знаменитый «Полет Фауста и Мефистофеля» кисти Врубеля по праву является гордостью коллекции Казанского музея и тоже представлен на выставке. Экспонируемое четырехметровое панно — эскизный вариант произведения, написанного Врубелем для готического кабинета купцов Морозовых в Москве.
Полет Фауста и Мефистофеля
1896, 290×240 см
Учитывая временной период, заявленный на выставке, невозможно представить, чтобы в экспозиции не было русского авангарда. Безусловно, он представлен — причем такими известными художниками, как Кончаловский, Машков, Лентулова, Ларионов, Фальк.
Лиза на солнце
1907, 81×94 см
Как видим, экспозиция в Казани опровергает бытующее мнение о том, что все наиболее ценное в русской живописи сконцентрировано лишь в «больших да главных столицах».
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан продлится до 11 октября.
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан продлится до 11 октября.
Главная иллюстрация новости — И. Э. Грабарь. «Утренний чай» из коллекции ГМИИ Татарстана.