Регистрация

«Мир искусства» представлен в Казани редкими работами известнейших мастеров

Мне нравится2       0  
В Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань) продолжает свою работу выставка «Русское изобразительное искусство рубежа XIX — XX столетий». Работы Бенуа, Судейкина, Головина, Кустодиева, Грабаря, Врубеля, Кончаловского, Машкова, Лентулова, Ларионова, Фалька… И хотя выставка составлена из экспонатов собственного собрания музея, однако представляет весьма редкие и нехарактерные для творчества известных русских художников работы.
В рамках выставки можно увидеть работы Бенуа, Судейкина, Львова, Головина, Визеля, Кустодиева, Грабаря, Врубеля и многих других русских авторов, работавших на границе смены не только веков, но и отношения к искусству. Собственно, Александр Николаевич Бенуа и был лидером, идеологом и вдохновителем группы «Мир искусства», основанной в самом конце 19 века и просуществовавшей более 25 лет.
Смена парадигм в живописи привела «Мир искусства» к противопоставлению передвижничеству и академизму — основным живописным традициям XIX века. Художники группы акцентировали свои работы на синтезе разных стилей и техник, а их картины стали предтечей всемирно известного русского модерна.
В представленной экспозиции очень интересна галерея женских портретов — от почти классической работы Головина «Женщина в белом», выполненной пастелью, до очень нехарактерной для стилистики Бориса Кустодиева «Дамы в голубом». Мало кто, увидев эту работу, может узнать в ней руку молодого мастера, написавшего знаменитую «Русскую Венеру».
Активный популяризатор художественного сообщества «Мир искусств», Илья Грабарь в Казани представлен несколькими полотнами, выполненными в технике пуантилизма. Особенно стоит отметить его работу «Заход солнца», которая расцвечена яркими, неоимпрессионистскими красками
Обращаем внимание на полотна Константина Богаевского — русского художника- пейзажиста, яркого представителя киммерийской школы. Его символистские, фантастические пейзажи, отражающие не только природу, но и историю Крыма, носят отзвуки и южнорусской школы живописи.
Впрочем, живописный символизм×Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. читать дальше на выставке в Казани представлен и членами художественной группы «Голубая роза» — Виктором Борисовым-Мусатовым и Михаилом Врубелем. Знаменитый «Полет Фауста и Мефистофеля» кисти Врубеля по праву является гордостью коллекции Казанского музея и тоже представлен на выставке. Экспонируемое четырехметровое панно — эскизный вариант произведения, написанного Врубелем для готического кабинета купцов Морозовых в Москве.
Учитывая временной период, заявленный на выставке, невозможно представить, чтобы в экспозиции не было русского авангарда. Безусловно, он представлен — причем такими известными художниками, как Кончаловский, Машков, Лентулова, Ларионов, Фальк.
Как видим, экспозиция в Казани опровергает бытующее мнение о том, что все наиболее ценное в русской живописи сконцентрировано лишь в «больших да главных столицах».

Выставка в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан продлится до 11 октября.
Главная иллюстрация новости — И. Э. Грабарь. «Утренний чай» из коллекции ГМИИ Татарстана.
Комментировать Комментарии
HELP