Регистрация

Рисунки серебром и золотом: уникальная выставка великого искусства в Британском музее

Мне нравится5       0  
Эта техника требует виртуозного мастерства и отточенных движений, а потому к ней прибегают лишь подлинные мастера. Британский музей и Национальная галерея искусств из Вашингтона представляют исключительную выставку «Рисунки серебром и золотом: от Леонардо до Джаспера Джонса». Впервые в истории одна экспозиция собрала около 100 великолепных работ, выполненных металлическими иглами.
Ценители искусства получили уникальный шанс увидеть произведения художников начиная с 15 века и до наших дней. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Старший, Рембрандт, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Холман Хант и Джаспер Джонс — вот лишь некоторые имена.
«Серебряная игла», «серебряный карандаш» (или, шире, «металлическая игла») — особая техника, при которой художник наносит линии металлическим стилусом на специально обработанную поверхность.
«Это искусство сродни алхимии. Сначала художник должен изготовить специальный состав из вываренных костей животных [с добавлением гипса, мела и других ингредиентов, — ред.] и густым слоем нанести его на бумагу или пергамент. Затем используется палочка из мягкого металла (предпочтительно серебра или золота), которая оставляет след на поверхности, создавая видимый рисунок», — поясняет британский искусствовед Джонатан Джонс.
Выставку предваряет 10-минутный фильм, описывающий процесс подготовки бумаги и последующего нанесения рисунка. Затем зрители переходят к просмотру экспозиции
Выставка впервые исследует развитие техники на протяжении шести столетий и демонстрирует большое разнообразие художественных стилей, которые она охватывает. Во время Ренессанса металлическая игла была популярна к северу и югу от Альп — пока её примерно в 1550-х годах не вытеснил более дешёвый графит.
Альбрехт Дюрер. Голова мальчика, склонённая влево

Но и позже в Северной Европе эту технику продолжали использовать при подготовке печатных изданий или для дорожных зарисовок. С конца 17-го века она была практически забыта — до 19-го столетия, когда восхищение эпохой Возрождения вновь вызвало её к жизни. Некоторые художники в Европе и США используют серебряную иглу до сих пор.

Иллюстрация: Альбрехт Дюрер, «Голова мальчика, склонённая влево» (ок. 1505 — 1507 годов). Британский музей

Особенностью этой техники является то, что нарисованный штрих нелегко стереть. А потому художник должен тщательно выверять свои движения, иначе рисунок придётся начинать заново. Вместе с тем, такие работы долговечны. Экспонаты, собранные в Британском музее из галерей и частных коллекций по всему миру, находятся в отличном состоянии. «Такое впечатление, что многие из них были сделаны специально для этой выставки», — замечает Джонатан Джонс.
Одним из первых художников, рассмотревших потенциал техники серебряного карандаша, был Леонардо да Винчи. Созданный им профиль сурового воина, закалённого в боях, в шлеме и броне с драконьими крыльями и головами животных, демонстрирует виртуозную технику создания точнейших линий, нежных росчерков и мягких участков тени.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Саския-невеста (Саския в соломенной шляпе)
Рогир ван дер Вейден. Портрет неизвестной молодой женщины
  • Рембрандт ван Рейн, «Портрет Саскии» (1633). Берлинский гравюрный кабинет
  • Рогир ван дер Вейден, «Портрет неизвестной молодой женщины» (ок. 1435 - 1440). Британский музей
В Королевской коллекции достаточно рисунков Леонардо в технике серебряной иглы, чтобы сделать отдельную выставку. Однако кураторы дополнили шедевры да Винчи работами разных художников — от жившего в 15-м веке Петруса Кристуса до нашего современника Брюса Наумана.


Ранее никто не собирал такой великолепный массив рисунков металлическими стилусами, выполненных величайшими мастерами. Эта экспозиция представляет уникальную возможность ознакомиться со столь обширной коллекцией шедевров, созданных в этой интригующей технике.


Иллюстрация: Шэрри Кэмхай, «Невинность» (2004). Серебряная игла на доске

Выставка «Рисунки серебром и золотом: от Леонардо до Джаспера Джонса» в Британском музее в Лондоне продлится с 10 сентября по 6 декабря 2015 года.
По материалам газеты The Guardian и официального сайта Британского музея
Комментировать Комментарии  1
HELP