войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

"Оноре Домье и графическая сатира во Франции": актуальное искусство!

Выставка «Оноре Домье и графическая сатира во Франции», открывшаяся в Городской галерее в Штутгарте, рассказывает о рождении политической карикатуры во время Великой Французской революции. В центре внимания — хлесткие работы Оноре Домье, которые высмеивают политических деятелей и представителей правосудия. Его рисунки и сегодня сильны, раз вдохновили самого Пола Маккартни сделать мультипликационный фильм с музыкой! Посмотрим?
"Оноре Домье и графическая сатира во Франции": актуальное искусство!
О.Домье «Стирка» (Синий отмылся, а этот дьявольский красный держится, как кровь), литография, ок. 18
О.Домье «Стирка» (Синий отмылся, а этот дьявольский красный держится, как кровь), литография
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
, ок. 1832 г.
За свою жизнь Оноре Домье создал около 4 000 литографий и столько же карандашных рисунков. На выставке же представлены около 60 литографий, которые художник создал во время работы в сатирических журналах «Карикатура» (1830−1835) и «Шаривари» (1832−1838).
Еженедельники были основаны анти-роялистом Шарлем Филипоном, он же был и главным редактором, обладающим острым пером, и писал о свободе слова, свободе мысли, коррупции правящей власти.
О.Домье «Отцеубийца», литография для журнала «Шаривари», 1850 г.
О.Домье «Отцеубийца», литография
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
для журнала «Шаривари», 1850 г.
Домье знаменует начало современной политической карикатуры. Он выступает как республиканец от имени мелкой буржуазии и рабочего класса, которые совершили Июльскую Революцию 1830 года. Но, покинув баррикады, народ обнаружил не Республику, во имя которой вышел, а нового избранного монарха — Луи-Филиппа, ставленника финансовой буржуазии.

Пять лет страна содрогалась от попыток переворотов, покушений и забастовок, и именно в это время появляется сатирическая пресса («Карикатура» и «Шаривари»), которая критикует власть, воспользовавшись свободой слова, отвоеванной Революцией.
Из-за двух карикатур на короля Домье полгода сидел в тюрьме в 1832 году. Луи-Филиппа он изобразил в 

Из-за двух карикатур на короля Домье полгода сидел в тюрьме в 1832 году. Луи-Филиппа он изобразил в образе Гаргантюа, которому вдовы, калеки и бедняки приносят последние монеты, чтобы прокормить короля, а вокруг стоят министры, готовые получить еще более щедрые привилегии от монарха.

Шесть месяцев, проведенных с другими революционерами-заключенными, добавили Домье своеобразной «политической подкованности» — он изучал и запоминал характеры и лица, ведь работая, он никогда не делал зарисовок и эскизов для своих карикатур.

«Отличительное качество Домье как художника — это его определенность. Его рисунок свободный и легкий, это непрерывная импровизация. У него феноменальная, почти сверхчеловеческая память, которая заменяет ему живую модель. Художник изумительно владеет искусством портретирования: делая карикатуры и преувеличивая качества оригиналов, он так преданно держится природы, что эти произведения могут служить моделями для всех портретистов». Шарль Бодлер
О. Домье «Граф Д’Аргу», литография, 1832 г.
О. Домье «Граф Д’Аргу», литография
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
, 1832 г.
Уже в наше время британский мультипликатор Джефф Данбар убедил в том, что рисунки Домье могут служить потрясающим материалом для создания анимационных фильмов и рассказывать целые истории. Сама же идея создания фильма «Закон Домье» принадлежала Полу Маккартни и его жене Линде. Легендарный музыкант сам написал музыку к мультфильму. В 1992 году фильм был снят, а в следующем году получил премию BAFTA от Британской Академии кино.
Все разнообразие классов современного общества в Париже с их манерами, обычаями, привычками и особенностями стали предметом сатиры Домье. Диапазон тем был настолько велик, что Домье часто сравнивали с «Человеческой комедией» Бальзака, который после первого знакомства с работами графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
сказал: «В этом парне есть что-то от Микеланджело».
О. Домье «Последнее заседание бывших министров», литография, 1848 г.
О. Домье «Последнее заседание бывших министров», литография
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
, 1848 г.
Домье принадлежит также заслуга в распространении техники литографии, которая была изобретена еще в 

Домье принадлежит также заслуга в распространении техники литографии, которая была изобретена еще в 1796 году, и дала возможность воспроизводить рисунки большими тиражами. Именно во Франции стечение обстоятельств привело к распространению этой техники и невиданному расцвету. Народное образование, введенной после Революции подготовила массу читающей публики. Однако к буквам нужны картинки — более половины объема издания порой было отдано им. Так, каждый выпуск журнала «Карикатура» содержал четыре листа, два из которых были отданы рисункам-карикатурам, комментирующих политическую ситуацию.
О. Домье «Свобода мысли», литография

Выставка «Оноре Домье и графическая сатира во Франции» открыта в Городской галерее в Штутгарте до 20 сентября 2015 года. Организаторы акцентируют особое внимание на актуальности карикатуры в современном искусстве и напоминают о недавних событиях во Франции — теракте в редакции сатирического журнала «Charli Hebdo» в январе 2015 г. в Париже, который всколыхнул весь мир.
Рекомендуемые выставки и показы
Главная иллюстрация новости — литография
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
О. Домье «Главные персонажи Комедии, которая идет сейчас на Елисейских Полях», 1951 г.