30 июля в Дублине в Ирландском Музее современного искусства открылась выставка выдающегося русского и советского художника-авангардиста Эль Лисицкого. Она посвящена взаимодействию художника и только что рожденной новой страны — СССР. Впрочем, еще больше она иллюстрирует глобальное влияние личности на историю. В том числе книгой, созданной с поэтом Маяковским!
Художественные идеи и работы Лисицкого изучают практически во всех иностранных академиях художеств. Фактически, Эль Лисицкий за рубежом — не менее культовая фигура, чем Малевич или, допустим, Кандинский. Заслуга мастера — не только новаторство в дизайне, но и покорение «третьего измерения» — переход из мира плоских построений.
Автопортрет
Лазаря Марковича Лисицкого (Эль Лисицкий) «Чертеж». 1924
Эль Лисицкий, Лазарь Маркович Лисицкий — художник, архитектор, типограф, теоретик искусства. Удивительно, что вклад этого выдающегося автора, работающего не только в жанре авангарда, кажется совершенно недооцененным на его родине, в России.
В то же время, именно его художественные идеи и работы изучают практически во всех иностранных академиях художеств. Фактически, Эль Лисицкий за рубежом — не менее культовая фигура, чем Малевич или, допустим, Кандинский.
Чтобы понять сложившееся положение вещей, необходимо — пусть крайне поверхностно — обратиться к творческой деятельности Лисицкого. Хотя бы пунктиром, но обозначить вклад этого без преувеличения великого человека в развитие живописи его времени. Мы обозначим несколько хронологических периодов жизни художника. Итак…
Еврейский авангард
За год до Октябрьской Революции, вдохновленный идеей нового еврейского искусства, Лазарь Лисицкий путешествует по Литве и Белоруссии в поисках памятников еврейской старины. Он иллюстрирует несколько книг на идише, используя народную еврейскую символику. Фактически, своими работами Лисицкий задал основное направление в еврейской книжной графике на годы вперед.Иллюстрация Лазаря Лисицкого к сказкам Г. Х.Андерсена на идише. 1920
Создание теории «Проунов»
Закончив в юности архитектурный факультет, Эль Лисицкий тяготился двумерностью чертежей и эскизов. Чтобы вырваться из «прокрустова ложа» плоскости, им была придумана теория «проунов» («проекты утверждения нового»), в которых живопись сливается с архитектурой. Фактически, проуны — это трехмерные объемные супрематические модели и миры, с помощью которых автор пытался совершить революцию в искусстве и архитектуре 20-х годов.Лазарь Лисицкий, «Проун-1»
«Мы увидели, что новое живописное произведение, создаваемое нами, уже не является картиной. Оно вообще ничего не представляет, но конструирует пространство, плоскости, линии с той целью, чтобы создать систему новых взаимоотношений реального мира. И именно этой новой структуре мы дали название — проун».
Эль Лисицкий
Рекламный трейлер к видеоигре, созданной на основе теории проунов Эль Лисицкого.
Голландия, 2011 год.
Голландия, 2011 год.
Оформление книг и типографика
В 20-е годы, находясь на лечении в Германии, художник бросает вызов самому Гуттенбергу. Лисицкий объявил книгу целостным художественным организмом, а к дизайну ее подошел как архитектор. «Новая книга требует новых писателей. Чернильница и гусиные перья мертвы» — пишет он в своих заметках «Топография типографики». «Никаких вам больше живописных картинок во всю страницу — оформление и содержание едины!»Лазарь Лисицкий. Иллюстрация к книге «Супрематический сказ про два квадрата
в 6-ти построениях». Лейпциг, 1922
в 6-ти построениях». Лейпциг, 1922
Результатом сотрудничества Лисицкого с Маяковским стала вышедшая в начале 1923 г. в Берлине книга-шедевр «Маяковский для голоса». Примечательно, что в ней была сделана вырубка-регистр, как в телефонной книге — томик предназначался для чтецов.
Лазарь Лисицкий. Иллюстрация к книге «Маяковский для голоса». Берлин, 1923
Лазарь Лисицкий. Иллюстрация к книге «Маяковский для голоса». Берлин, 1923
Трансформация дизайна выставочного пространства
Развивая свою теорию, Лисицкий в 1923 году для Большой художественной выставки создает «комнату проунов». Попав в нее, посетитель внезапно оказывался в самом проуне, пространство которого из плоскости переходило в объем. Экспозиция взаимодействовала со зрителем, ширмы делили зал на различные пространства, цвет павильона менялся — и даже стены двигались! Все эти находки Эль Лисицкого использовались затем на многих других выставках и экспозициях.Лазарь Лисицкий. Оформление павильона СССР на Большой берлинской художественной выставке, 1923
Горизонтальные небоскребы
Разрабатывая теорию проунов, Лисицкий создал проекты нескольких архитектурных объектов. Одним из самых дальновидных и запоминающихся был проект горизонтального небоскреба в Москве у Никитских ворот. И хотя этот проект не был реализован тогда, современные архитекторы в наше время — время новых материалов и технологий, — возвращаются к нему неоднократно.Лазарь Лисицкий. Проект «Горизонтальные небоскребы в Москве». По плану, 8 административных зданий должны были быть размещены на основных улицах, пересекающих Малое бульварное кольцо. 1923−1925
Создание складного кресла
Да, Эль Лисицкий также стоял у истоков складной и трансформирующейся мебели, которая окружает нас по сей день. В 1930 году его проект советской экономичной квартиры произвел фурор на выставке. Хозяин такой квартиры мог сам по своему разумению определять и менять функциональные свойства квартиры. Менять спальню на столовую и кабинет — на детскую. Там же было представлено разборное кресло, ставшее классикой авангардисткой мебели.Лазарь Лисицкий. Проект интерьера комнаты. 1927
Плакаты Эль Лисицкого
Отдельная веха русского и советского авангарда — это плакаты Лисицкого. Его увлечение проунами и супрематизмом позволило создать шедевры не только государственного агитпропа, но и визуального искусства. Так, например, знаменитый плакат «Клином красным бей белых» до сих про вдохновляет дизайнеров во всем мире.Именно он выбран в качестве иллюстрации афиши выставки в Ирландии. А вот видеоролик о влиянии плаката «Клином красным бей белых» на создание логотипа
Не секрет, что Эль Лисицкий, радостно приняв Революцию, был ее популяризатором и певцом. Он очень много сделал для государства; но государства и идеологии, как мы видим, приходят и уходят, а искусство остается. Вклад Лазаря Марковича Лисицкого в мировое искусство весьма велик, весом и, безусловно, заслуживает самого пристального внимания.
В этом можно убедиться на выставке в Дублине, которая открыта до 18 октября.
В этом можно убедиться на выставке в Дублине, которая открыта до 18 октября.
Отметим также, что экспозиция составлена так, что работы Эль Лисицкого резонируют с идеями Алисы Миллиган — одной из крупнейших ирландских писательниц и поэтесс начала 20-ого века, стоявшей на радикальной националистической позиции в своем творчестве. Кроме того, в экспозиции участвуют еще несколько авторов, чье творчество созвучно идеям Эль Лисицкого; в их числе Нури Гуель (Испания) и Роселли Бисконти (Италия).
Роселли Бисконти, «Вопрошающие головы», 2009
Главное изображение: обложка книги, созданная Эль Лисицким. 1927