Почти до конца сентября в берлинской Старой национальной галерее — уникальная выставка: «Импрессионизм — Экспрессионизм
. Искусство на переломе». 160 картин, созданных ярчайшими представителями обоих направлений в конце XIX — начале XX века, впервые намеренно собраны вместе. Ренуар, Дега, Сезанн, Моне — против Клее, Кирхнера, Хеккеля, Марка. Кто победит? Судя по официальному сокращению названия экспозиции («ИмЭкс»), побеждает опять дружба!
Двойной портрет
1910, 89×89 см
Берлинская Национальная галерея была первым музеем, который начал приобретать работы импрессионистов: тогда, в 1896-м, даже Париж еще не «ухватил» идею! А вскоре галерея заинтересовалась и экспрессионистами. Таким образом, сейчас в Берлине собрана знаменитая коллекция экспрессионистов, которая экспонируется во Дворце Кронпринца.
Импрессионизм
ассоциируется с такими именами, как Клод Моне, Эдгар Дега и Пьер-Огюст Ренуар во Франции, а также Макс Либерман, Ловис Коринт и Макс Слефогт в Германии. Экспрессионизм
нередко идентифицируют как мощную ответную реакцию на импрессионизм. В какой-то мере это так. Одним из основополагающих принципов творческой группы «Мост», с которой начался экспрессионизм
, было отрицание импрессионизма наравне с реализмом, модерном и материалистическим мировоззрением. Экспрессионизм
возник в Германии, и каноническими его представителями считаются Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель, Эмиль Нольде и Франц Марк.
Интересно отметить, что один из первых и главных идеологов экспрессионизма, — Кирхнер, — начинал свой художественный путь под влиянием Ван Гога и Матисса.
Интересно отметить, что один из первых и главных идеологов экспрессионизма, — Кирхнер, — начинал свой художественный путь под влиянием Ван Гога и Матисса.
На первый взгляд может показаться, что импрессионисты и экспрессионисты видели вещи слишком по-разному.
Трудно найти другую пару художественных направлений, которые бы так много противопоставляли друг другу: свойственная импрессионизму типично французская трепетная любовь к жизни — и резкий, контрастный немецкий экзистенциализм, которым дышит экспрессионизм
. Но, несмотря на противоположность творческих подходов, импрессионизм
и экспрессионизм имеют много общего. Так, художники обоих направлений разделяли анти-буржуазные и анти-академические взгляды, активно практиковали пленэры и искали способы передать тонкое взаимодействие света, эмоции и цвета. Экспрессионисты наравне с импрессионистами придавали большое значение субъективности художника и тому, как в каждом мазке отражается характер и индивидуальность художника.
Садовый домик
28×22 см
Сейчас, когда оба течения заняли свое место в истории искусства, очевидно, что они в равной степени знаменовали собой конец эпохи модерна. А то, что многие художники (как, например, Август Макке) неоднократно переходили из одного «лагеря» в другой, как нельзя лучше показывает глубокую внутреннюю связь двух этих направлений.
Взаимоисключение или взаимодополнение — каковы же, все-таки, отношения между импрессионизмом и экспрессионизмом? Берлинская выставка «ИмЭкс» («ImEx») неслучайно слила их воедино в своем названии. Это хороший повод посмотреть на вещи шире и составить собственное мнение. Вероятно, представленные на выставке сторонники индивидуализма одобрили бы такой подход.
Купальщицы на пляже
1913, 38×49 см
Экспозиция «Импрессионизм — Экспрессионизм
. Искусство на переломе» проходит в берлинской Старой национальной галерее до 20 сентября.