11 июля в княжестве Монако, на солнечном Лазурном берегу, открылась масштабная выставка «От Шагала до Малевича: революция авангарда», собранная из многих музеев и частных коллекций со всего мира. Экспозиция разместилась в главном выставочном центре Монако — Форуме Гримальди.
В одном из залов выставки. Фото с сайта Форума Гримальди.
Представлено более 150 работ русских художников-авангардистов: это известные экспонаты из коллекций Русского музея, Третьяковской галереи и ГМИИ им. Пушкина. На выставке также демонстрируются произведения из музеев Ростова, Саратова, Тулы. Жемчужины авангардистского искусства можно найти во многих русских музеях — и даже в Нижнем Тагиле, который также представил картины из своей коллекции для выставки в Монако.
Спортсмены
1931, 142×164 см
«Гвоздем» выставочной программы, конечно же, стал Казимир Малевич со своим триптихом — черные квадрат, крест и круг, все на белом фоне (1915), Марк Шагал с большим полотном «Введение в еврейский художественный театр» (1920, подробнее — на сайте Третьяковской галереи), а также картина Ольги Розановой «Зеленая линия» (1917−1918).
В 1920—1922 годах Шагал работал художником-декоратором в Государственном Еврейском ка¬мерном театре режиссера А.М. Грановского. Художник был невероятно увлечен задачей создания национального театра и, по свидетельству А. Эфроса (тот был инициатором приглашения Шагала), сразу заявил, что наряду с декорациями будет создавать «еврейское панно». Причем на большой стене зрительного зала — ему «сразу стало тесно на нескольких аршинах сцены» (А.Эфрос). В итоге в 1920 году Шагалом были выполнены для театра семь работ, семь декоративных панно. Главное - как раз «Введение в еврейский театр».
Введение в еврейский театр
1920, 284×787 см
Кроме того, работы Марка Шагала, Ивана Пуни и реконструкцию знаменитой башни Татлина для выставки предоставил французский центр Помпиду. Греки внесли свою лепту частью коллекции Георгия Костаки, вывезенную из СССР и постоянно экспонируемую ныне в Салониках.
Получившаяся в итоге выставка — во многом благодаря работе кураторов, тщательно подобравших экспонаты — позволяет получить достаточно подробное представление о развитии русского авангарда. Представлены работы в промежутке с 1905 по 1930 годы: от самого зарождения течения и до его расцвета и признания.
Чёрный круг
1923, 106×105.5 см
Те, кто уже побывал на выставке, непременно отмечают очень высокий уровень экспозиции. Полное представление о лучших достижениях целого направления — супрематизм
, конструктивизм
, абстракция…
Но и это еще не все: помимо полотен великих мастеров, на выставке можно увидеть много мультимедиа, представляющих кадры кинохроники событий тех времен. Для зрителей в отдельном зале подготовлена инсталляция, где каждый желающий может выбрать себе фон в виде картины, представленной на выставке, и сфотографироваться. То, что надо современному зрителю.
Фото со Страницы Гримальди форум, Фейсбук
Корифеев русского авангарда — Малевича, Шагала, Попову, Машкова, Родченко, Татлина и других — можно увидеть в Монако до 6 сентября. Выставка «От Шагала до Малевича: революция авангарда» действительно впечатляет — подбором экспонатов, организованностью пространств Форума Гримальди и основательностью экспозиции.