Нацистская пропаганда придумала для этих художников термин-диагноз — дегенеративное искусство. Уничижительные речи в их адрес высказывали лично Геббельс и Гитлер. Сегодня же это оскорбительное определение воспринимается как знак качества, ведь дегенератами обозвали немецких экспрессионистов. До 15 августа в лондонской галерее «E & R Cyzer» работает выставка-аукцион «Дегенеративное искусство»: представленные на ней картины без лишних слов доказывают, сколь впечатляющие работы и имена (Эрнст Людвиг Кирхнер, Макс Пехштейн, Алексей фон Явленский) безуспешно попытался предать забвению Третий рейх.
Танго
1921, 70×80 см
Яркий и эффектный декаданс начала ХХ-го века: томные курильщицы, страстные танцоры, манерные театралы… Гитлеру и его приспешникам не нравились уже сами сюжеты: праздность и гламур вместо семейных и общественных ценностей.
В 1937-м году, когда открылась выставка дегенеративного искусства, такие картины привлекали даже большие толпы, чем сегодня. Во-первых, запретный плод сладок. Во-вторых, эта выставка дала возможность сплотиться, в едином порыве осмеять неугодное искусство. И взглянуть на кунсткамеру с арт-уродцами, а именно так преподносило творчество авангардистов официальное немецкое искусствоведение. Анафеме предавали не только отдельные имена, но и целые творческие объединения (как «Синий всадник» и Баухауз) и художественные течения (экспрессионизм , фовизм , сюрреализм , даже импрессионизм не прошел фейс-контроль!)
В 1937-м году, когда открылась выставка дегенеративного искусства, такие картины привлекали даже большие толпы, чем сегодня. Во-первых, запретный плод сладок. Во-вторых, эта выставка дала возможность сплотиться, в едином порыве осмеять неугодное искусство. И взглянуть на кунсткамеру с арт-уродцами, а именно так преподносило творчество авангардистов официальное немецкое искусствоведение. Анафеме предавали не только отдельные имена, но и целые творческие объединения (как «Синий всадник» и Баухауз) и художественные течения (экспрессионизм , фовизм , сюрреализм , даже импрессионизм не прошел фейс-контроль!)
В 1937-м на выставке дегенеративного искусства было представлено более 650 работ. Запрещали его своеобразно: экспозиция путешествовала по немецким городам до 1941 года и в итоге ее посмотрели 3 миллиона зрителей!
Смотрите подборку «"Дегенеративное искусство» Третьего рейха" — с картинами, которые были на выставке 1937-го года.
Купальщица — классический, казалось бы, сюжет. Какие могут быть претензии? Но невооруженным глазом видно, что с дамой не так…
Улица Фридрихштрассе в Берлине
1914, 126×91 см
Претензии были не только к содержанию (сюжетам, героям картин художников-экспрессионистов), но и к форме.
«Луга для них синие, небо — зелёное, облака — серно-жёлтые», — так возмущенно описывал Гитлер творчество авангардистов. И велел разобраться, отчего это художники видят мир наизнанку: мол, если это приобретенное заболевание зрения — посочувствовать несчастным, а если наследственное — не допустить воспроизведения опасного дефекта. Ну, а если они это нарочно — чтобы «оскорбить нацию этим безобразием», тогда — уголовное преследование.
Теперь это умение видеть мир наизнанку и яркие, необычные цвета с полотен авангардистов — немецкая гордость и объект вожделения для коллекционеров со всего мира: вот и работы с этой выставки представлены не только на обозрение, но и для продажи.
«Луга для них синие, небо — зелёное, облака — серно-жёлтые», — так возмущенно описывал Гитлер творчество авангардистов. И велел разобраться, отчего это художники видят мир наизнанку: мол, если это приобретенное заболевание зрения — посочувствовать несчастным, а если наследственное — не допустить воспроизведения опасного дефекта. Ну, а если они это нарочно — чтобы «оскорбить нацию этим безобразием», тогда — уголовное преследование.
Теперь это умение видеть мир наизнанку и яркие, необычные цвета с полотен авангардистов — немецкая гордость и объект вожделения для коллекционеров со всего мира: вот и работы с этой выставки представлены не только на обозрение, но и для продажи.
Галерея «E & R Cyzer», в которой проходит выставка-продажа, расположена в Лондоне по адресу Bruton Street, 23. Она специализируется на искусстве 20-го века, отыскивая в частных коллекциях редкие вещи. Например, недавно с помощью этой галереи — без лишней шумихи в СМИ — Пикассо был пристоен в Национальную галерею Уэльса, а Дега — в Музей Пола Гетти.
Заглавная иллюстрация: Генрих Кампендонк, «Рыбаки».
Заглавная иллюстрация: Генрих Кампендонк, «Рыбаки».
"Дегенеративное искусство" Третьего рейха