Регистрация

Прекрасные дегенераты: выставка-продажа искусства, выжившего в схватке с Гитлером

Мне нравится4       0  
Нацистская пропаганда придумала для этих художников термин-диагноз — дегенеративное искусство. Уничижительные речи в их адрес высказывали лично Геббельс и Гитлер. Сегодня же это оскорбительное определение воспринимается как знак качества, ведь дегенератами обозвали немецких экспрессионистов. До 15 августа в лондонской галерее «E & R Cyzer» работает выставка-аукцион «Дегенеративное искусство»: представленные на ней картины без лишних слов доказывают, сколь впечатляющие работы и имена (Эрнст Людвиг Кирхнер, Макс Пехштейн, Алексей фон Явленский) безуспешно попытался предать забвению Третий рейх.
Яркий и эффектный декаданс начала ХХ-го века: томные курильщицы, страстные танцоры, манерные театралы… Гитлеру и его приспешникам не нравились уже сами сюжеты: праздность и гламур вместо семейных и общественных ценностей.

В 1937-м году, когда открылась выставка дегенеративного искусства, такие картины привлекали даже большие толпы, чем сегодня. Во-первых, запретный плод сладок. Во-вторых, эта выставка дала возможность сплотиться, в едином порыве осмеять неугодное искусство. И взглянуть на кунсткамеру с арт-уродцами, а именно так преподносило творчество авангардистов официальное немецкое искусствоведение. Анафеме предавали не только отдельные имена, но и целые творческие объединения (как «Синий всадник» и Баухауз) и художественные течения (экспрессионизм×
Как и для любого мощного художественного движения, для экспрессионизма невозможно назвать точную дату или год рождения. Невозможно провести границу на карте и указать территорию, на которой экспрессионизм родился и окреп. Все приблизительно. Кроме одной железобетонной пространственно-временной характеристики: северная Европа накануне Первой мировой войны. Экспрессионизм – это авангардное художественное течение, новое трагическое мировоззрение и целый свод многозначительных мотивов, символов и мифов. И, кстати, это революционная реакция не только на поношенное, безжизненное традиционное академическое искусство, но и на светлую, идиллическую, южную импрессионистскую «видимость» мира.
читать дальше
, фовизм×Фовизм считается самым первым авангардным стилем ХХ века. Свое название это направление получило в 1905 году и просуществовало всего пару лет, после чего художники, называвшие себя фовистами, углубились каждый в свои творческие изыскания. Самые яркие представители этого стиля – Анри МатиссАндре Дерен и Морис де Вламинк. читать дальше , сюрреализм×
Сюрреализм - (от франц. Surrealisme)- течение в авангардном искусстве первой половины двадцатого века, характеризуемое слиянием реальности с чем-то другим, но не оппозиционным. Сюрреализм – это сон – он не реальный, но и не ирреальный. Для стиля характерны аллюзии и парадоксальное сочетание форм, визуальный обман. На полотнах сюрреалистов часто твердые предметы, камни растекаются, а вода наоборот – каменеет.
читать дальше
, даже импрессионизм×Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. читать дальше не прошел фейс-контроль!)

В 1937-м на выставке дегенеративного искусства было представлено более 650 работ. Запрещали его своеобразно: экспозиция путешествовала по немецким городам до 1941 года и в итоге ее посмотрели 3 миллиона зрителей!

Смотрите подборку «"Дегенеративное искусство» Третьего рейха" — с картинами, которые были на выставке 1937-го года.

Жанна Маммен. Перед комедией в Курфюрстендамме, ночь
Макс Пехштейн. Женщина с сигаретой
  • Жанна Маммен. Перед комедией в Курфюрстендамме, ночь
  • Макс Пехштейн. Курильщица
Купальщица — классический, казалось бы, сюжет. Какие могут быть претензии? Но невооруженным глазом видно, что с дамой не так…
Претензии были не только к содержанию (сюжетам, героям картин художников-экспрессионистов), но и к форме.

«Луга для них синие, небо — зелёное, облака — серно-жёлтые»,
 — так возмущенно описывал Гитлер творчество авангардистов. И велел разобраться, отчего это художники видят мир наизнанку: мол, если это приобретенное заболевание зрения — посочувствовать несчастным, а если наследственное — не допустить воспроизведения опасного дефекта. Ну, а если они это нарочно — чтобы «оскорбить нацию этим безобразием», тогда — уголовное преследование.

Теперь это умение видеть мир наизнанку и яркие, необычные цвета с полотен авангардистов — немецкая гордость и объект вожделения для коллекционеров со всего мира: вот и работы с этой выставки представлены не только на обозрение, но и для продажи.
Алексей Георгиевич Явленский. Голова женщины, Фемина
Генрих Кампендонк. Благовещение
  • Алексей фон Явленский. Голова женщины
  • Генрих Кампендонк. Благовещение
Габриель Мюнтер. Георгины
Габриель Мюнтер
1945, 45×33 см
Карл Шмидт-Ротлуф. В луче света
Карл Шмидт-Ротлуф
1956, 65×73 см
Алексей Георгиевич Явленский. Пейзаж с домами и лугом
Алексей Георгиевич Явленский
1907
Эмиль Нольде. Подсолнухи
Эмиль Нольде
1930, 45×34 см
Галерея «E & R Cyzer», в которой проходит выставка-продажа, расположена в Лондоне по адресу Bruton Street, 23. Она специализируется на искусстве 20-го века, отыскивая в частных коллекциях редкие вещи. Например, недавно с помощью этой галереи — без лишней шумихи в СМИ — Пикассо был пристоен в Национальную галерею Уэльса, а Дега — в Музей Пола Гетти.

Заглавная иллюстрация: Генрих Кампендонк, «Рыбаки».
Комментировать Комментарии  1
HELP