Регистрация

Лучшие картины Гюстава Кайботта - на выставке в Вашингтоне

Мне нравится3       0  
Забытого на долгое время французского художника и коллекционера Гюстава Кайботта в последние годы все чаще «открывают» поклонникам живописи. На этот раз посчастливилось американской публике: на выставке «Гюстав Кайботт: глазами художника» в Национальной Галерее Вашингтона собраны 50 шедевров из музеев США, Европы и частных собраний.
«Картины Кайботта были недоступны публике почти 100 лет, и по-прежнему их можно редко увидеть в музейных собраниях, поэтому мы очень рады представить эту выставку новому поколению любителям искусства и тем, кто жаждет увидеть лучшие его работы» приглашает на выставку директор Национальной галереи, граф А. Пауэлл ІІІ.
Выставка знаменательна тем, что знакомит зрителей не только с жизнью парижских буржуа, прогулками по прекрасному городу и досугом в окрестностях столицы: на пике интереса — также малоизвестные замечательные натюрмортами художника и когда-то скандальные и провокационные картины-ню!
Ну, а страсть Кайботта к изображениям городских видов с элегантными прохожими вовсе не случайна. Город преображался! В 1850—1860-е годы Наполеон III задумал осуществить грандиозную реконструкцию столицы и поручил это префекту барону Жоржу Осману. Последняя планировка Парижа была сделана еще в средневековье, и город был опутан узкими улочками, часто заводящими в тупик. И вот буквально за десятилетие город изменился — появились широкие длинные проспекты, доходящие до 30 м. и изумлявшие парижан, были обустроены набережные Сены, а вдоль бульваров высажено множество каштанов, чтобы подчеркнуть симметричность обновленного города. На картине Кайботта «Бельвар. Вид сверху» художник как раз любуется молодым деревцем.
Самая известная картина Кайботта — «Париж. Дождливый день». Американский искусствовед К. Варндоу оставил о ней свой восторженный отзыв: «Интересных и значительных картин у Кайботта много, но среди них нет ни одной такой монументальной, такой сложной, такой завораживающей, как этот перекресток в дождливый день. Это одна из его самых красивых и утонченных работ. Каменные здания окутаны серовато-голубой атмосферой. Серые тона, отраженные омываемыми дождем поверхностями, придают картине холодную оловянную тональность. Она подчеркнута синевато-серым и каштановым цветом костюмов прохожих, медно-ржавыми фасадами зданий справа, густо зеленой патиной бронзовых фонарных столбов…».
Об этой картине, которую недавно отреставрировали, читайте в нашей публикации «Шедевр Кайботта вернулся с реставрации в новом виде: меньше дождя — больше красок!»
Натюрморты Кайботта и правда менее известны, чем городские виды, но и здесь художник изображает лишь то, что наблюдает в родном городе. Недаром выставка названа «глазами художника»! Кайботт пишет не только архитектуру, но и новый облик витрин магазинов и рынков, которые соблазняли парижан изысканными и аппетитными яствами.
Организаторы выставки вспоминают, что карьера Кайботта началась с… провала! Картину «Паркетчики» Кайботт впервые представил жюри Салона для участия в официальной выставки в парижской Академии. Работа была отвергнута, но Дега и Ренуар, восхищаясь ею, предложили художнику участвовать в неофициальных выставках импрессионистов. Эта картина стала одной из сенсаций на второй выставке импрессионистов в 1876 году. Хотя отзывы были неоднозначны: поклонники оценили ее «правду и реалистическую точность», в то время как критики отметили ее «незавершенность, вульгарность и анти-художественность».
Кайботт был в восторге от свежего нового радикального видения импрессионистов. В течение 6 лет он постоянно принимал участия в их выставках, одновременно выступая их организатором, а нередко — еще и спонсором молодых художников, оплачивая им мастерские и покупая их картины по завышенным ценам. Кайботт, в отличие от многих своих коллег, был обеспеченным человеком. От отца промышленника-текстиляьщика он унаследовал крупное состояние и мог посвящать себя любимому занятию. Во многом неизвестность Кайботта как живописца объясняется тем, что он не продавал свои картины, они оставались в семейной коллекции или в собраниях друзей.
Две самых провокационных работы Кайботта с обнаженными мужчиной и женщиной на выставке будут соседствовать с портретами друзей художника.
Гюстав Кайботт. В кафе
Гюстав Кайботт. Портрет мужчины
  • Г. Кайботт "Обнаженная на софе", 1880, холст, масло, Художественный институт в Миннеаполисе
  • Г. Кайботт "Мужчина в ванной", 1884, холст, масло, Музей искусств в Бостоне
О жизни и творчестве художника в городе Йер — второй столице импрессионизма — читайте в нашей отдельной публикации.
В Вашингтоне выставка продлится до 4 октября 2015 года, а затем отправится в Техас — Kimbell Art Museum in Fort Worth, где можно будет любоваться творчеством любимого художника с 8 ноября по 14 февраля 2016 года.

Заглавная иллюстрация новости — картина Г. Кайботта «Европейский мост» 1876 года.
Комментировать Комментарии
HELP