Выставка Гюстава Кайботта во Франции - идиллия второй столицы стиля
Местечко Йер всего в 15 км от Парижа — вторая столица импрессионизма
, а повод его навестить — первосортный. Там с 5 апреля открывается крупная выставка одного из самых оригинальных творцов
«импрессии» —
Гюстава Кайботта. Меценат
, сохраняя наследие тогда еще непризнанных друзей-гениев
, был менее известен как художник. Тем ценнее созданные им шедевры!
В 15 км от Парижа находится городок Йер, который называют второй столицей импрессионизма. Гюстав Кайботт с 12 лет проводил здесь каждое лето. Воспламенившись страстным интересом к живописи, он зарисовал все, что предоставляло неравнодушному взгляду живописное поместье — реку, сад, прогулочные лодки, парк… На этом пленере произошло становление стиля, который сделал его одним из оригинальнейших импрессионистов. К слову, серьезно рисовать Кайботт стал довольно поздно — в 25 лет.
Фото (Йерр)
Картина художника
Йер имел огромное значение для творческого воображения художника, и впервые около 40 работ Кайботта будут выставлены там, где они были написаны. Эта выставка позволит зрителю совместить, сравнить реальность с живописным миром художника.
К этому значительному событию в истории импрессионизма, которое будет проходить с 5 апреля по 20 июля, «приложили руку» крупнейшие музеи мира: Национальная Галерея Вашингтона, Художественные музеи Милвоки и Блумингтона, Музей Мармоттан-Моне, Музей изящных искусств Рене, музей Орсе — экспонаты этих музеев и частных коллекционеров дополнят семейную коллекцию Кайботтов.
Но не только это делает Йер негласной столицей импрессионизма, в истории которого Кайботт стоит особняком. Его жизнь — это редкий случай совпадения желаний и возможностей. Кайботт, унаследовав состояние отца, поддерживал многих тогда еще не признанных художников — покупал их работы, оплачивал мастерские (к примеру, Моне), организовывал выставки и аукционы, на которых выставлял картины из своей же коллекции и покупал их втридорога - маркетинговый ход!
Умер он внезапно и рано — не дожив до 46 лет. Коллекцию работ своих друзей Кайботт завещал Франции, сделав душеприказчиком Огюста Ренуара. 68 картин Писарро, Моне, Ренуара, Сислея, Дега, Сезанна, Мане! Импрессионисты тогда еще не вошли в моду, и правительство Франции не спешило выполнять посмертную волю коллекционера о размещении работ в Люксембургском дворце. В результате значительная часть коллекции была приобретена C. Альбертом Барнсом и в настоящее время принадлежат Фонду Барнса в Филадельфии. НУ, а немалая часть — истинное украшение сегодняшнего музея Д’Орсе.
Что же работы самого Кайботта? До недавнего времени он был больше известен как меценат, коллекционер и один из «отцов филателии». В его хобби входили еще выращивание орхидей, строительство яхт и даже дизайн текстиля. Свои картины он не очень выставлял и практически не продавал. Они очень разные — по стилю и тематике. Но объединяет их пристальный, любовный интерес к жизни. Такое впечатление, что рисовал их человек, стоящий на широко расставленных ногах — стоящий уверенно и свободно.
Некоторым работам характерна наклоненная поверхность, как бы выплескивающая сюжет на зрителя. Критики приписывают это увлечению японской графикой. Еще отмечают высокий угол зрения, масштабирование и усечение, свойственные фотографии.
Но более всего интересны у Кайботта свет и цвет. Они подают жизнь в карнавальной яркости красок, приглушенных, тем не менее, чувством меры и такта, а в некоторых работах — и нежностью.
Примечательно отношение Кайботта к себе: на автопортретах он выглядит жестче, чем в жизни — холодный взгляд, поджатые губы или чуть высокомерная усмешка. И лишь с автопортрета 1888−89 года, на нас внимательно и мягко смотрит человек, заинтересованный в собеседнике. И с ним действительно хочется поговорить о чудесах этого мира и человеческой природы
«Работы
, которые сделал Кайботт в Йере
, относятся к самой ценной части художественной революции импрессионистов» — комментируют кураторы
выставки, приглашая публику ее как следует оценить.
Инна Найдис.