Джеймс Уистлер, «Симфония телесного и розового. Портрет Фрэнсис Лэйланд» (1874). Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Франция — наряду с Соединенными Штатами и Великобританией — была среди «родных стран» художника. Уистлер родился в 1834 году в штате Массачусетс, первое художественное образование получил в России, но учился живописи и дебютировал в Париже между 1855-м и 1858 годами. Переехав в Лондон, живописец сохранил исключительные связи с художественным миром Парижа. Он выставлялся в Салоне отверженных в 1863 году, а в 1890-х годах стал одним из «маяков» нового поколения символистов.
В 1891 году французское государство приобрело его шедевр «Аранжировка в сером и чёрном. Портрет матери художника». В том же году Генри Клэй Фрик основал свою коллекцию, а в начале 1910-х годов начал собирать произведения, созданные в конце XIX века. Он купил восемнадцать живописных и графических работ Уистлера, и этот художник стал наиболее широко представленным в собрании. Сегодня его большие портреты в полный рост — одни из самых любимых экспонатов у посетителей наряду с замечательными картинами Гольбейна, Рембрандта, Ван Дейка и Гейнсборо.
К пейзажу присоединятся три пастели и 12 гравюр с венецианскими сюжетами, а также три больших портрета из знаменитых серий «Симфонии» и «Аранжировки». Это «Портрет миссис Фрэнсис Лейланд», шедевр эстетизма, который Уистлер считал незаконченным, «Портрет Розы Кордер», для которого модели пришлось вынести около сорока сеансов, а также портрет экстравагантного эстета Робера де Монтескью-Фезенсак. Этот аристократ сегодня наиболее известен, пожалуй, как один из прототипов барона де Шарлю — персонажа прустовского романа «В поисках утраченного времени». В 2022 году исполняется сто лет со дня смерти Марселя Пруста, и этот портрет , по замыслу кураторов Орсе, должен напоминать о влиянии Монтескью и Уистлера на разработку самого значительного сочинения писателя.
Через 18 дней после открытия выставки в Париже начнёт работу показ на другой стороне Ла-Манша — в Лондоне. Королевская академия решила посвятить его Джоанне Хиффернан — женщине, с которой Уистлера связывали два десятилетия профессиональных и личных отношений. Однако до сих пор её роль и влияние на его жизнь исследованы очень мало.
Джеймс Уистлер, «Симфония в белом № 1. Девушка в белом» (1862). Национальная галерея искусств, Вашингтон
Для этой выставки британское учреждение пригласило в соорганизаторы Национальную галерею в Вашингтоне. Она предоставила картину, которая стала «лицом» экспозиции — «Симфония в белом № 1. Девушка в белом». Уистлер выставил её в Салоне отверженных в 1863 году, где работа стала общественным посмешищем, хотя некоторые критики и художники дали ей высокую оценку. Автор использовал оттенки белого, чтобы создать интересные эффекты. Ограничив палитру, сведя к минимуму тональный контраст и резко исказив перспективу, он упростил формы и подчеркнул абстрактные узоры. Такой драматический композиционный подход отразил влияние японских гравюр, которые стали модными в Париже в то время.
С ирландкой Хиффернан молодой художник познакомился после переезда в Лондон. Она стала его музой, наперсницей и многим другим. Но Джо позировала не только ему, она также была любимой моделью Гюстава Курбе. Долгое время считалось, что именно её тело тот изобразил на скандальной картине «Происхождение мира», и это, якобы, стало поводом для разрыва дружбы Уистлера и Курбе.