В киевском PinchukArtCentre представили украинский совриск «На грани. Украинское искусство 1985–2004».
Новый арт-проект PinchukArtCentre «На грани. Украинское искусство 1985−2004» (кураторы — Бйорн Гельдхоф и Татьяна Кочубинская) вместо того, чтобы стать путеводителем по истории украинского совриска, отразил впечатления о последнем «иностранцев». Отечественная арт-тусовка возмутилась. Но стоит ли пенять на зеркало, если увиденное в нем далеко от идеала?
В экспозицию вошли работы только самых известных в мире (а не в самой Украине) современных украинских художников. Увы, как можно убедиться, список «звезд», видимых «снаружи», существенно отличается от привычного перечня для «внутреннего» употребления.
На выставке представлены работы таких художников и коллективов, как Сергей Братков, Леонид Войцехов, Олег Голосий, Юрий Лейдерман, Павел Маков, Борис Михайлов, Нацпром, Влада Ралко, Александр Ройтбурд, Юрий Рупин, Арсен Савадов, Андрей Сагайдаковский, Георгий Сенченко, Олег Тистол, Фонд Мазоха, Василий Цаголов, Оксана Чепелик и Илья Чичкан.
Леонид Войцехов. «Между прочим», 1983/2015, воспроизведение перформанса 1983 года.
Леонид Войцехов стоял у истоков концептуализма в СССР. Его перформанс «Между прочим» — одно из ярких событий в истории советского нонконформа. Акция проходила в обычной одесской квартире. Художник сидел на срезанном пне, окруженном трафаретными надписями «Между прочим». Метафизическим пространством «между» становилась вся комната, «прочими» — все зрители и находящиеся в помещении объекты. Впрочем, в объяснениях внешне очень простого действа можно зайти далеко. Концептуализм всегда лаконичен только внешне.
Леонид Войцехов стоял у истоков концептуализма в СССР. Его перформанс «Между прочим» — одно из ярких событий в истории советского нонконформа. Акция проходила в обычной одесской квартире. Художник сидел на срезанном пне, окруженном трафаретными надписями «Между прочим». Метафизическим пространством «между» становилась вся комната, «прочими» — все зрители и находящиеся в помещении объекты. Впрочем, в объяснениях внешне очень простого действа можно зайти далеко. Концептуализм всегда лаконичен только внешне.
Если послушать наших художников и часть критиков, нет на свете должника большего, чем киевский ПинчукАртЦентр. Самым существенным его «долгом» перед искусством и обществом до сих пор называли небрежение отечественным артом. Увы, это обвинение было, в чем-то, заслуженным. Именно Пинчук на сегодня является владельцем крупнейшей из известных в Отечестве коллекций украинского контемпорари. Закупленные им чуть не оптом еще в начале 2000-х работы сегодня представляют огромный интерес, но увидеть их, практически, невозможно. «А ведь такой музей украинского совриска получился бы!» — нет-нет, да и вздыхают завсегдатаи вернисажей.
«На грани. Украинское искусство 1985−2004» мог стать полнокровной современной «презентацией» знаменитой коллекции Виктора Пинчука. Однако на практике этот проект стал прямой противоположностью любым ожиданиям.
Виктор Пинчук и Бйорн Гельдхоф, заместитель арт-директора PinchukArtCentre, на открытии проекта.
Во-первых, эту «историческую» экспозицию совершенно нельзя назвать долгожданной выставкой пинчуковского «зэ бэст офф»! Ведь показывают отнюдь не работы из коллекции олигарха, а, в основном, предоставленные авторами-художниками или сторонними коллекционерами, включая Игоря Абрамовича и московскую галерею «Риджина».
Также выставка «На грани» — вовсе не долгожданная и логичная попытка представить в ПАЦе «задел» истории и «начало» музея укрсовриска. В экспозиции нет многих «громких» имен живых (или уже почивших) классиков украинского контемпорари.
Наконец, — о ужас! — кураторы проигнорировали хронологический принцип организации экспозиционного пространства, столь любимый нами всеми еще с советских времен. С примером того, как и за что критиковали «На грани» в медиа, можно ознакомиться здесь.
Также выставка «На грани» — вовсе не долгожданная и логичная попытка представить в ПАЦе «задел» истории и «начало» музея укрсовриска. В экспозиции нет многих «громких» имен живых (или уже почивших) классиков украинского контемпорари.
Наконец, — о ужас! — кураторы проигнорировали хронологический принцип организации экспозиционного пространства, столь любимый нами всеми еще с советских времен. С примером того, как и за что критиковали «На грани» в медиа, можно ознакомиться здесь.
«Этот проект — моя попытка представить виденье, которое спровоцировало бы дискуссию о том, как воспринимать и понимать поколение художников, появившееся в Украине в начале 80-х и 90-х. Эта выставка противодействует устоявшимся формам восприятия и, в свою очередь, предлагает точку зрения, позволяющую разглядеть унифицированные движущие силы украинского искусства». Бйорн Гельдхоф, куратор.
Сергей Братков. Из серии «Золотая война», 2009, коллаж
, чернильная печать, темпера
, фломастер, предоставлено художником
На самом же деле, в который раз проигнорировав все «публичные» ожидания, ПАЦ в лице куратора Бйорна Гельдхофа презентовал проект, который смело можно назвать «зеркалом культур». Ведь с его помощью (впервые после первой киевской биеннале АРСЕНАЛЕ-2012, куратором которой был британец Дж. Эллиот) можно рассмотреть, как отечественное контемпорари видится «со стороны». Видится людям непричастным — зато имеющим непосредственное отношение к. западной культуре, устанавливающей «правила игры» в контемпорари арт.
Андрей Сагайдаковский. Из серии «Студии анатомии», кон. 1980-х, холст, масло, мел, смешанная техника, предоставлено художником
В экспозицию вошли работы только самых известных в мире (а не в самой Украине) современных украинских художников. Увы, как можно убедиться, список «звезд», видимых «снаружи», существенно отличается от привычного для «внутреннего» употребления. В перечень не попали многие общепризнанные в пределах нашей страны «мэтры». Зато, как можно убедиться воочию, большинство настоящих мирового уровня отечественных суперстар на родине пребывают на маргинессах.
Павел Маков. «Фонтан истощения», 1995−2003, бронза
Философ от живописи, один из самых именитых и уважаемых и коллегами, и зрителями, украинских современных художников Павел Маков на выставке — в двух ипостасях. Помимо «этапного» для него многолетнего проекта офортов, в экспозицию попала его инсталляция, напоминающая знаменитый «Фонтан слез» в Бахчисарае.
Философ от живописи, один из самых именитых и уважаемых и коллегами, и зрителями, украинских современных художников Павел Маков на выставке — в двух ипостасях. Помимо «этапного» для него многолетнего проекта офортов, в экспозицию попала его инсталляция, напоминающая знаменитый «Фонтан слез» в Бахчисарае.
Так, одесситы Юрий Лейдерман и Леонид Войцехов стояли у истоков «одесского концептуализма». А сегодня у нас известны, главным образом, в самой Одессе и специалистам. Еще хуже помнят совершенно фантастического фотографа Юрия Рупина — одного из родоначальников харьковской школы фотографии, основателя легендарной группы «Время». «Харьковчанам» (помимо Рупина, в ПАЦе представлены широко известные Борис Михайлов и Сергей Братков, последний — при посредстве «Риджины») в арт-центре отдали чуть не целый этаж — несколько полных залов. Чуть меньшую площадь занимают только одесситы-концептуалисты.
Сергей Братков. «Банка супа», 2004, видеоинсталляция, 5' предоставлено галереей «Риджина», Москва, и Арсен Савадов «Забота», 2002−2005 холст, масло, частная коллекция, Киев
Более, чем непривычным, оказался и подбор работ для проекта. Открывается экспозиция — и то неожиданно: картинами «Нацпрома» (Олег Тистол и Микола Маценко) и Олега Тистола. Потом вспоминаешь, что именно ищущие «национальную идентичность» нацпромовцы в свое время оказались одними из тех, кто «сделал» знаменитую «южнорусскую волну» в Москве. А в Киеве Олег Тистол стал одним из лидеров «украинской новой волны».
Олег Тистол. «Воссоединение», 1988 холст, масло (слева). Именно с этой работы кураторы предлагают начать осмотр экспозиции — мы поместили работу заглавной иллюстрацией репортажа. Художник затрагивает тему переосмысления истории… У каждого из двух обнимающихся мужчин — по булаве, это давний «символ власти и лидерства».
Справа: Нацпром. Из серии «Украинские деньги», 1995, бумага, коллаж , трафарет из коллекции Игоря Абрамовича
Справа: Нацпром. Из серии «Украинские деньги», 1995, бумага, коллаж , трафарет из коллекции Игоря Абрамовича
Илья Чичкан. «Спящие принцы Украины», 1997, цветная печать
Подзабытый уже широкой публикой фотопроект «Спящие принцы Украины» (1997) — а вовсе не бесконечные, писанные маслом, обезьяны и прочие зверюшки, — представляет все творчество Ильи Чичкана. Василий Цаголов тоже «финишировал» не с ожидаемой живописью, а фото- и видеофильмом 1994 г. Арсена Савадова презентовали не только как автора нашумевшего цикла «Донбасс-Шоколад», но и как художника-акциониста (видео Лоры Артюгиной). Художницу, кинорежиссера Оксану Чепелик (куда лучше, чем в родной Украине, известную в Западной Европе и Северной Америке) — «феминистским» кинофильмом «Хроники от Фортинбраса», предоставленным для демонстрации «Українской студией хроникально-документальных фильмов».
Арсен Савадов, Георгий Сенченко. «Голоса любви», 1994, трехканальная видеоинсталляция, предоставлено художниками
«Уголовная неделя», где в роли психиатра-маньяка снялся еще молодой, а сегодня маститый, украинский арт-критик Олег Сидор-Гибелиинда.
Ну и совершенно уже нечаянная радость и настоящий подарок всем ценителям современного искусства: впервые за много лет именно в «пограничном» проекте можно целиком и полностью, на большом настенном экране, посмотреть знаменитое видео молодого еще Александра Ройтбурда «Психоделическое вторжение броненосца „Потемкин“ в тавтологический галлюциноз Сергея Эйзенштейна» (1998 г.)
В 2001 г. по личному приглашению куратора визуальной части 49-й Венецианской биеннале Харольда Зеемана Ройтбурд, как известно, представил этот ролик в итальянском павильоне Биеннале. Затем его приобрел нью-йоркский музей современного искусства МОМА.
…Живопись г-на Ройтбурда в PinchukArtCentre, как вы правильно догадались, отсутствует…
…Живопись г-на Ройтбурда в PinchukArtCentre, как вы правильно догадались, отсутствует…
В сущности, революционными выглядят уже сами по себе жанровые характеристики «На грани. Украинское искусство 1985−2004». С точки зрения кураторов проекта, в истории укрсовриска останутся, в первую очередь, фото, видео и медиа, перформативные практики, инсталляции. При продолжающемся засилье в Украине «живописи маслом», подобный диагноз кажется эсктравагантным и… неутешительным.
Влада Ралко из серий «Китайский эротический дневник», 2002 «Спортивная», 2004 «Школьная цигейка», 2004−2007 бумага, карандаш, акварель
, маркер
Художники Сергей Братков и Илья Исупов на вернисаже.
Для тех, кто не может лично побывать на выставке — или просто хочет сверить впечатления о ней — фото большинства проектов, представленных в рамках «На грани. Украинское искусство 1985−2004»:
Арсен Савадов. Из серии «Донбасс-Шоколад», 1997, цветная и черно-белая фотография.
Серия худфото «про Донбасс» в 1990-х стала мировым хитом. А сегодня это географическое название снова повторяют во всем мире — и опять в связи не в самом позитивном контексте. Впрочем, Запад всегда интересовала, в первую очередь, восточноевропейская «экзотика»: криминал, социальные проблемы, низкий уровень жизни — и способы выживания людей в подобных условиях.
Серия худфото «про Донбасс» в 1990-х стала мировым хитом. А сегодня это географическое название снова повторяют во всем мире — и опять в связи не в самом позитивном контексте. Впрочем, Запад всегда интересовала, в первую очередь, восточноевропейская «экзотика»: криминал, социальные проблемы, низкий уровень жизни — и способы выживания людей в подобных условиях.
Борис Михайлов. «История болезни», 1997−1998 цветная печать, предоставлено художником
Борис Михайлов. «История болезни» — не просто фотографии, а «картины из жизни». Впечатляет…
Юрий Рупин. Из серии «7 ноября», 1985, цифровая печать с отсканированных негативов, предоставлено семьей художника.
Фотографии основателя легендарной группы «Время» Юрия Рупина, по мысли самого фотохудожника, должны были воздействовать на зрителя, как пощечина. Несмотря на прошедшие 30 лет, они и сегодня переживаются очень остро. Особенно современниками событий.
Юрий Рупин. Из серии «7 ноября», 1985, цифровая печать с отсканированных негативов, предоставлено семьей художника
Юрий Лейдерман. «Без названия», 1985−1987, ученические тетради, самодельные книги, коллаж
, тушь, фломастер, предоставлено художником
Юрий Лейдерман. «Места, где я был счастлив», 1995 цветные фотографии, красные бумажные кружочки.
Инсталляция из «бытовых» фото под названием «Места, где я был счастлив» занимает целый зал. Красные кружки над каждым фото обозначают степень счастья, которое испытал в каждом из сфотографированных мест сам Лейдерман. Чем выше расположен значок — тем больше счастья.
Павел Маков. «Книга дней», 1992−2002, бумага, офорт
.
Сергей Братков. Из серии «День ВДВ», 2002 винил, цветная печать, предоставлено галереей «Риджина», Москва
Сергей Братков. «Безумие», 2014, черно-белая печать, неон, предоставлено галереей «Риджина», Москва
Фонд Мазоха. «Искусство в космосе», 1993 видео, 4 '44' ' предоставлено художниками
«Фонд Мазоха» основан в 1993 г. при участии режиссера Романа Виктюка. Эту всем в Украине известную арт-группу организовали львовяне — художники Игорь Дюрич и Игорь Подольчак. «Фонд» прославился благодаря невообразимым ироничным перформансам и хэппенингам на остросоциальные темы.
Говорить о двух художниках стали после проекта «Искусство в космосе»: творческий тандем организовал выставку своих произведений в космосе — так они подали идею самодостаточности искусства и независимости его от «контекста». С этим проектом Украина впервые приняла участие в Бразильской биеннале.
Широкой украинской аудитории «мазохисты» более известны по ерническим поп-артовым плакатам, выпущенным к очередным президентским выборам в начале 2000-х. На них президент Украины Леонид Кучма (тогда — кандидат на второй президентский срок) был изображен с панковским «ирокезом».
Широкой украинской аудитории «мазохисты» более известны по ерническим поп-артовым плакатам, выпущенным к очередным президентским выборам в начале 2000-х. На них президент Украины Леонид Кучма (тогда — кандидат на второй президентский срок) был изображен с панковским «ирокезом».
Василий Цаголов. «Уголовная неделя», 1994, цветная печать, предоставлено художником
Видео этого проекта, пародирующего жанр нуар, популярные в 1990-х криминальные боевики, а заодно передавшего «дух времени лихих 1990-х», считалось утерянным. Специально для выставки его отыскали в одной из стран Западной Европы.
Видео этого проекта, пародирующего жанр нуар, популярные в 1990-х криминальные боевики, а заодно передавшего «дух времени лихих 1990-х», считалось утерянным. Специально для выставки его отыскали в одной из стран Западной Европы.
Влада Ралко. «Говори об этом тише», 2008 из серии «Зависть к реальности» холст, масло, акрил
, маркер, карандаш.
Целый зал выставки «На грани. Украинское искусство 1985−2004» организаторы отдали под проекты Влады Ралко. Также там экспонируются работы из знаменитых серий художницы «Китайский эротический дневник» (2002), «Спортивная» (2004), «Школьная цигейка» (2004−2007), бумага, карандаш, акварель
, маркер). Не приходится сомневаться, что после этого феминистический дискурс получит еще большее, чем сегодня, распространение в украинском актуальном искусстве.
Олег Голосий. «Мост», 1992 холст, масло
Рано умерший Олег Голосий — общепризнанный гений украинского современного искусства. Таковым его, судя по всему, признали и западные кураторы віставки.
Рано умерший Олег Голосий — общепризнанный гений украинского современного искусства. Таковым его, судя по всему, признали и западные кураторы віставки.
Выставка работает до 4 октября 2015 г.
Фото предоставлены PinchukArtCentre © 2015. Фотографы: Сергей Ильин, Александр Пилюгин.