войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Эта работа добавлена, поскольку цитируется в материалах, указанных ниже
Альтернативные названия: Апостолы; Евангелисты.
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Религиозная сцена
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1911
Работа в подборках: 20 подборок

Описание картины «Четыре евангелиста»

«Апостолы» – четыре картины, соединенные в единое целое, многие исследователи считают их вершиной творчества Натальи Гончаровой. Известно, что художница мечтала иллюстрировать Библию. Но «чтобы осуществить, нужно по крайней мере год ничего другого не делать, отказаться от всех заказов...».

Тетраптих погружает в архаичную атмосферу, он обращен к древним пластам христианства, словно сами картины написаны 2 тысячи лет назад. Четыре монументальных фигуры кажутся возникшими из многовековой тьмы – и осветившими ее. Но до сияния церковного дело дойдет не скоро, здесь перед нами времена глубокой древности. Разве что с «Четырьмя апостолами» Альбрехта Дюрера пересекаются «Евангелисты» Гончаровой.

Все четыре картины объединены повторяющимися элементами: развернутые свитки, мрачные, тяжелые цвета, ощущение тяжеловесности, босые ноги, серовато-фиолетовые нимбы, так сильно отличающиеся от канонических сияющих нимбов. Критики Гончаровой трактуют чистые свитки как показатель того, что святые ее «пусты». Поклонники художницы парируют тем, что пустота пустоте рознь, и на этих свитках не та, которая ничто, а та, из которой создается всё.

Для искусно владеющей цветом Натальи Гончаровой эти картины почти монохромны. На них практически не остается места для фона: фигуры апостолов занимают все пространство, их голые ступни упираются в основание холста, а головы в некоторых случаях даже не полностью помещаются в изображение. Монументальностью «Апостолы» Гончаровой сопоставимы с работами Эль Греко.

Изображения евангелистов не затронуты налетом цивилизации, скорее они тяготеют к древней иконописи. Именно так крестьяне в глубокой старине могли бы представлять святых. Нарочито демонстративные жесты, тщательно выписанные руки тоже апеллируют к глубинному, исконно народному восприятию Бога.

Автор: Алена Эсаулова
Комментарии